Статья на тему Советы начинающему учителю


Советы начинающему учителю

Эти советы - заметки, практические наблюдения и указания, взятые из жизни. Они касаются главным образом школьного обучения, условий его успеха, правил и приёмов хорошего преподавания. Но надо помнить, что существо педагогического дела не в форме, не в приёмах, но в учителе, в его живой личности. Поэтому начать надо с отношения учителя к самому себе и к своему делу.
1. Кто любит детей, любит школу, охотно и радостно принимается за труд обучения, в ком есть призвание к труду учителя, тот смело может браться за дело! Вера творит чудеса; верь, иди вперёд и достигнешь цели. Не унывай и не падай духом перед неудачами; живая сила признания даст победу. Школа будет источником живых наслаждений; она наполнит теплотою и советом скромное существование, она создаст лучший митр, она вдохновит и даст силы для труда.
2. Но, принимаясь за важное и святое дело воспитания и обучения детей, необходимо «обдумать себя», стать достойным его. Если начинающий учитель не может считать себя вполне готовым, то он должен, прежде всего, позаботиться о самообразовании, о пополнении пробелов своей подготовки. Учиться нужно всему, пока свежи силы. Надо сохранить свои лучшие стремления, своё достоинство, и если с первого раза стать на прямой и верный путь, то труд будет успешным. Кто бы ни явился в школу, учитель будет чувствовать себя легко и свободно. Успехи школы всегда вознаградят труд учителя и принесут много радости.
3. Уча других, надо учиться самим. Кто думает, что ему нечему учиться, тот ничему не научиться: истинно умный человек никогда не впадёт в самообольщение совершенства, а будет стараться ежедневно пополнять свои познания. Учителю всегда необходимо думать о трёх вещах: «как хорошо рассуждать, как хорошо говорить и как хорошо жить». Никогда не следует забывать, что учитель – воспитатель вверяемых ему детей.
4. Хорошо учить можно только тому, что хорошо знаешь сам. Поэтому долг учителя – основательно изучить предметы школьного учения. Иногда думают, что курс начальной школы ограничен, что подготовка к преподаванию его потребует немного труда. Но если учитель будет знать не больше того, что должны усвоить дети, то он далеко не совершенный учитель. Для того чтобы преподавать немногое, надо много знать. Учитель без основательной подготовки связан с книгой, действия его механические, утомительные для учеников.
5. Кто назначает себя учителем, тот должен изучить свой характер; должен научиться сдерживать себя, приготовиться переносить неудачи, не впадая в уныние, сохраняя бодрость духа и веру в свой труд, должен научиться владеть собою, обуздывать свою раздражительность. Пусть учитель чаще думает о вреде, который отсюда вытекает и для него лично и для учеников.
6. Человека воспитывает только человек, а хорошего человека может воспитать только хороший человек. Таким надо быть, а не казаться. Учителю необходимо позаботиться о приобретении уважения, доверия и любви своих учеников. Надо быть снисходительным без слабости, серьёзным без притязательности, весёлым и живым без шутовства, солидным без горделивости и высокомерия, точным без педантизма, требовательным без придирчивости. Преподавайте с сердечною теплотою и расположением.
7. Речь учителя должна быть оживлённою, но не торопливою. Однообразие и монотонность речи учителя утомительно действует на учеников. В школе следует говорить для всех, следовательно, достаточно громко и отчётливо. Сохраняйте приличие и вежливость как в речи, так и в манерах. Надо быть простыми, ясными и немногословными в своих уроках.
8. Если все ученики заняты делом, то в классе царит жизнь, от учеников веет свежею бодростью. Всякая задача – общее дело. Необходимо, чтобы дети чувствовали себя весело, не боялись учителя, чтобы за неудачным ответом следовало не строгое порицание или насмешка, а простое замечание учителя и взаимная поправка учеников одного другим, без всякого стремления унизить одних и возвысить других. Нужно всеми мерами развивать и поддерживать между учениками дух дружелюбия, взаимных услуг и доброжелательства.
9. Учитель должен заботиться не об одном обучении, но и добром воспитании детей. Преподавание тогда только может иметь воспитательный характер, когда оно во всём своём течении и объёме рассчитано на образование ума, воли и сердца ребёнка.
10. Сила учителя, действующая на внутренний мир воспитанника, всегда при учителе. Если только он человек признания и способен иметь нравственное влияние на учеников. Не только на внутренние качества (правдивость, добросовестность, трудолюбие), но и даже манеры, взгляд, выражение лица, приёмы – всё это сильно влияет на учеников, образуя в них тот или другой склад мысли, привычек, служа основанием для образования характера учащихся.
11. В наградах, как и в наказаниях, учитель должен быть бережлив. Излишество и щедрость в наградах умоляют значение их в глазах учеников. Квинталиан замечал, что «хотя честолюбие само по себе – порок, но он часто бывает источником добродетелей, но чаще всего эта страсть делает людей несчастными, а детей – завистливыми, подозрительными, недружелюбными». Игрою в честолюбие шутить не следует.
12. Надо беречь в школе мир – здесь он очень важен, как и в самом обществе. Необходимо заботиться о том, чтобы школа жила товарищеским духом, чтобы каждый спешил на помощь другому. Для этого надо любить всех одинаково, нельзя иметь любимцев. Всю работу вести необходимо прямо, открыто и устранять немиролюбие, вражду, неуживчивость. В школе должен царить мир. Доверие детей к учителю – великая сила, но оно приобретается прямотою и искренностью.