Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5.
Доклад на тему:
«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках иностранного языка».
Подготовила:
учитель английского языка
Стряпчева Марина Сергеевна
Егорьевск 2016
В наши дни проблема формирования творческих и интеллектуальных способностей у обучающихся в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
​ необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;
​ наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб.
​  наличие благоприятного психологического микроклимата в школе;
​ занятия проводятся систематически, и осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство творческой деятельностью детей;
​ процесс формирования творческих и интеллектуальных способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
​ педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям обучающихся;
​ использование системы личностно - и социально- значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы;
​ формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения английского языка.
Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок обучающихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает обучающихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.
Я в своей деятельности использую следующие приёмы развития творческих способностей обучающихся:
​ использование активных форм работы на уроке;
​ применение ИКТ;
​ защита рефератов и проектов;
​ участие в научно-практических конференциях;
​ участие в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных марафонах, играх-конкурсах;
​ посещение факультативных занятий;
​ посещение дополнительных индивидуальных и групповых занятий;
​ участие в предметных неделях.
К счастью, у наших детей богатое воображение. Они с удовольствием что-нибудь придумывают и сочиняют. Проблема в том, чтобы это совмещалось с изучением иностранного языка. В группах, где уровень владения языком не очень высокий, школьникам предлагается создать комиксы на определенную тему. Комиксы, конечно, не самая любимая «литература» учителей, но дети хорошо ориентируются в правилах создания этого жанра. Рисунки и текст в них всегда бывают забавными и актуальными. Для начальной школы хорошо предложить ситуации знакомства, фразы с просьбой и благодарностью и т.д.
Во 2-ых классах я придумываю занятия в группах, работу у доски, а также работу с красочным, наглядным раздаточным материалом.
Ученики 2 «А» класса очень любят выполнять зарядку под музыку:

Ученики 2 «Б» класса работают у доски, составляя слова из уже знакомых им букв:
Ученики 2 «В» класса работают с наглядностью,запоминая новую лексику урока:

Учебник «Spotlight» способствует развитию творческих способностей учащихся, благодаря большому количеству песенок, стишков, физзарядок.
На самом начальном этапе, пока ещё дети не знают алфавита и только учат буквы, параллельно с работой над буквами, используется только метод чтения целым словом. Перечислим преимущества этого метода. В английском языке очень большое количество исключений из правил, и большая часть этих слов относится к часто употребляемой лексике, которую так или иначе приходится запоминать методом целого слова.
Особенности обучения чтению целым словом.
1) Важно, чтобы предъявление письменной формы слова происходило позже, чем устной (не одновременно), дети должны знать значение слова до чтения и соотносить слова с картинкой;
2) Слово предъявляется обучающимся вместе с картинкой, которая выполняет функцию визуальной опоры;
3) Визуальная опора постепенно убирается;
4) Должно быть большое количество игр-упражнений с сигнальными карточками, картинками в учебнике и опорой на аудио запись для того, чтобы обеспечить многократное предъявление письменной формы слова в разном порядке и с разными опорами;
Большое влияние на развитие одаренности детей оказывает их участие в предметных олимпиадах, которые дают возможность развития своих способностей и позволяют расширить кругозор и знания. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Поэтому к любой олимпиаде детей надо готовить. Для этого хороши и индивидуальные занятия, и групповые, и факультативы, и мастер-классы. Конечно, не обойтись без рабочей программы подготовки обучающихся к олимпиадам, которую учитель составляет сам с учетом возраста обучающихся, их творческого потенциала в сочетании с языковыми способностями и умением применить их на практике.
Внеклассная работа, которая тесно связана с урочной деятельностью, также способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям обучающихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.
На всех этапах обучения, готовясь к внеурочным мероприятиям, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности. Присутствие обучающихся младших классов будет очень полезно, так как даст возможность учителю заинтересовать их новым предметом и приобщить к проведению праздников.
Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.
Учитель должен направлять учеников, качественно управлять ими, способствовать развитию их творческих и интеллектуальных умений на каждом уроке и во внеурочной деятельности. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества знаний и добиться заинтересованности на уроках и высоких результатов. Все это способствует тому, чтобы знание детей были прочными, действенными, осознанными и способствовали самореализации личности обучающихся.
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;предусматривается минимальное участи уроке учителя.
Список литературы:
1.​ «Настольная книга преподавателя иностранного языка» ;Справ.пособие/Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская и др. -Мн.: Выш. Шк., 2007.
2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., 2008
3. Коробава М.Н. Некоторые приемы активизации речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 218 с.
5. «Игра на уроке иностранного языка» Н.Я.Манилова. Журнал «Иностранные языки в школе» № 1, 1997 год, стр. 25.