Доклад на тему:«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в условиях введения ФГОС»


«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в условиях введения ФГОС»
«Можно привезти коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя..»
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание напиться из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для мотивации получения знаний?
Базовые принципы системно – деятельностного подхода положенного в основу ФГОС , определяют новые формы организации учебного процесса одним из путей повышения мотивации эффективности учебной деятельности в школе является включение обучающих в проектную деятельность и выполнению требований ФГОС
ДЕВИЗ моей работы: Учение без принуждения..Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы. Ещё А.С.Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом». Поэтому я в своей работе поставила перед собой цели изучать, разрабатывать и внедрять метод проектов.
Основой программы общеобразовательной области «Технология» являются разработка и выполнение творческого проекта. Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и навыки. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.
Поэтому проблема, над которой я работаю-это Как в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов создать условия для развития творческих способностей учащихся через проектную деятельность
Отсюда вытекают тема по самообразованию: Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в условиях введения ФГОС

Считаю, что основная цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся в ходе учебного проектирования на уроках технологии
Суть проектной деятельности заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося, исходя из этого были выдвинуты задачи для реализации поставленной цели:
1.Выявить возможность использования учебно- проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности
2.определить условия использования учебно - проектной деятельности обеспечивающей максимальное раскрытие творческих способностей каждого ученика
3.Выявить результативность учебно- проектной деятельности путем исследования качества обученности обучающихся, их мотивации к изучению технологии
Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.
Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.
Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:
 тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
 итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.
В школе на уроках технологии перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.
На пропедевтическом этапе (5-6 класс) проект выполняется, как правило, за один – два урока. Самыми любимыми темами, в этом возрасте, стали проекты, выполненные в подарок маме (подставка под горячее, лопатка, шкатулка, Фартук для кухонных работ, веселый бутерброд). Индивидуальность каждого проекта выражается в произвольном выборе декоративного оформления, а обязательность применения определенных инструментов служат в качестве закрепления пройденного материала.
При изучении базового курса (7-8 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы разработать проект надо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и зависимости, закономерности – всё то, что в совокупности развивает творческие способности учащихся.(Декоративная рамка для фотографий, Приготовление воскресного блюда , завтрак для всей семьи..Пришкольный участок - это «азбука» земли для учащихся! При изучения раздела декоративно прикладное творчество ,такие проекты из квиллинга –«На едене»
«Конёк Горбунок»
«Петя, Петя-петушок »На профильном этапе обучения  (10 -11 классы) проектная деятельность продолжается с использованием информационно-коммуникационных технологий по следующим направлениям: «Семейный бюджет» Мусор – глобальная экологическая проблема
«Озеленение нашего села»
«Экологическое благополучие места проживания»
Пришкольный участок - это «азбука» земли для учащихся!
«Красота спасёт мир..» и др.
При изучении элективного курса в 9 классе: «Мир профессий» Ребята работают над проектом «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.
В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом, появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
Убеждена, что проектная деятельность – дело хорошее, интересное, увлекательное, но организация её вызывает определенные трудности, как у учителя, так и у учеников. Трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования.
  Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.
На первом занятии по теме “Проектная деятельность” (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий.
На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.
Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.
Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.
Вместе с тем обращаю внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев.
Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано.
Ещё Марк Авралий говорил: “Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”.
При подборе объектов проектной деятельности учитываю основные требования:
подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
интерес школьников к проблеме;
практическая направленность и значимость проекта;
творческая постановка задачи;
практическая осуществимость проекта.
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. воспитывается общая информационная культура школьника, реализуется индивидуальный подход в обучении учащихся,  реализуются межпредметные связи.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников
При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.
Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения.
Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям
Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.
В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.
При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.
“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно..»
А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся.
Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения; позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Это важно, особенно при выполнении такой объёмной работы, как создание коллекции одежды.
Традиционным стало участие в районном, областном фестивале юных дизайнеров «Приметы моды»
Работа над коллекцией – захватывающий творческий процесс, включающий в себя различные способы коммуникации и обеспечивающий на практике принцип свободы, предоставляя обучающимся реальные возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, воспитывает чувство ответственности за ее результаты. Успешное осуществление коллективного проекта стимулирует попытки создать что-то новое.Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.
Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, в качестве образца, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям.
Я всегда стараюсь помнить, что желание прийти в школу, не возникает само по себе, для этого надо создать благоприятную атмосферу. Кабинет превратить в творческую мастерскую.
Защита проектов проводится  в форме лекций, презентаций или выступлений. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.
Творческие проекты у детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого. Никогда не требую, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия. Можно только сравнить свои работы: какой была первая поделка, и какая теперь. И у ребенка возникнет чувство удовлетворенности, искренней радости за свое совершенство. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в своих силах, в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи. Глядя на чудесные детские работы, я понимаю, зачем я в школе. Я учу детей главному – творить красоту и добро.
И мое назначение – формировать у воспитанников умение творить прекрасное в повседневной жизни, в повседневном труде, в повседневных человеческих отношениях.  
Средь множества пытливых глаз, Попробуй заслужить признанье.Ребенок - главный среди нас, Всегда он требует вниманья.
Сумей всех лаской обаять,Встречая каждый день улыбкой.И много знать, и не солгать,Не совершать сумей ошибки.
Ребенок, словно чистый лист бумагиНеосторожно не сомни его судьбу,Ты помоги ему, придай отваги,
И научи выигрывать борьбу.