Разработка открытого урока по русской литературе на тему Жизнь и творчество А.С.Пушкина (9 класс)


Школа: средняя школа №19 города Жанаозен.
Дата: 14.02.2017г. ФИО учителя: Джумагулова Гульмира.
Класс: 9а
Количество присутствующих:16 отсутствующих:0
Тема урока Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) понимать основную мысль и информацию всего текста, объяснять, почему так происходят события или меняются герои;
читать и различать предложения по интонации, определять границы предложений, пополнять словарный запас.
Формулировать вопросы о событиях, героях и идеях, соотнося их со своим жизненным опытом.
Находить информацию в наглядном материале (иллюстрации) или письменном тексте.
Цели урока Учащиеся будут на уроке
читать биографию писателя, составлять генеалогическое древо, строить хронологию его важных жизненных событий.
Познакомить учащихся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина.
Задачи урока:
А) Обучающая: Сделать обзор творчества Пушкина этого периода, раскрыть его значение в жизни поэта.
Б) Развивающая: Развивать навыки конспектирования по опорным словам, навыки читательской компетентности, выразительного чтения, развивать связную речь учащихся.
Критерии успеха Учащийся достиг цели обучения, если
понимает прочитанную биографию;
создаёт хронологию жизненных событий;
формулирует вопросы по прочитанной биографии;
создаёт генеалогическое древо.
Привитие ценностей
Сотрудничество
Уважение
Межпредметные
связи Познание мира ,история России.
Предварительные знанияУчащиеся должны быть знакомы с написанием простых предложений и целых произведений по художественной и нехудожественной литературе.
Источники, оснащение, оборудование. Учебник «Русская литература» для 9 класса Ж. Х. Салханова, Г. Д.Аульбекова . «Мектеп » баспасы 2013 г, презентации, стикеры, фломастеры, бумага А3, слайды, корзина, сюжетные картины, разрезанные открытки, карточки с заданиями и текстами
Ход урока
Запланированные этапы урока Деятельность учителя на уроке
Деятельность
учащихся
Начало урока
1.Организацион
ный момент.
Эмоциональный настрой. 2 мин Организация класса
Учащиеся образуют внутренний и внешний круги.
Упражнение «Задай вопрос по прошлому уроку»
Таким образом ученики во внешнем круге рассказывают свою автобиографию , последовательно отвечая на вопросы .
- Ребята, о ком рассказывали вы в парах ? (о себе)
- Как называют информацию о какой-либо личности? (автобиография).
Как можно автобиографию «превратить» в биографию?
Внутренний круг двигается по часовой стрелке на одного человека и рассказывает о том учащемся, автобиографию которого он выслушал.
- Как вы думаете, над какой темой будем работать?
- Тема: «Чтение биографии». - Как тебя зовут?
- Назови дату своего рождения
- В каком году пошёл в детский сад?
- Какой детский сад посещал?
- Какие секции, кружки, организации дополнительного образования посещал одновременно?
- Чем ты увлекался в раннем детстве?
- В каком году впервые пошёл в школу?
- Получал ли ты грамоты, дипломы в школе? Если да, то в каком году и за какие заслуги?
Середина урока
2.Осмысление.
2мин.
3.Объяснение
новой
темы.
5мин.
4.Стратегия
«Тайный агент»
2мин.
5.Стратегия
«Минутный
обзор».
10мин
6. Коллективная
работа.
Модуль
«Развитие
критического
мышления».
   10мин.
7.Стратегия
« Викторина»
8.Оценивание
презентаций
происходит по
«Карте оценки
групповой
презентации».
5мин.
9.Рефлексия
5мин.
Сделайте «Диаграмму Венна»
Сегодня на уроке мы будем:
читать биографию известного поэта, писателя;
читать и различать предложения по интонации
находить необходимую нам информацию в тексте;
формулировать вопросы о прочитанном;
составлять генеалогическое древо известного писателя ;строить хронологию его важных жизненных событий.

Формативное оценивание.
Объясняю ученикам условию по критериям оценок.
Рассказ биографии А.С. Пушкина по презентации.
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде. Отец Александра Сергеевича имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит немало литературных произведений. В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу».После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».В 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении – в селе Михайловское. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. 4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля.
КУ: правильно, последовательно составлять хронологию важных жизненных событий известного писателя и даты издания важных произведений А.С.Пушкина.
А насколько вы знаете и помните,
сейчас узнаем из викторины.
Если вы знаете наизусть эти
стихотворения можно
выразительно прочитать.
Саморефлексия по оценочному листу
- достиг
- стремится
Напротив, своей фамилии прикрепляет стикер нужного цвета.
Стратегия « Горячий стул»
Ученики продолжают предложение:
Теперь я могу…
Я научилась(ся)…
Было трудно…
У меня получилось…
Было интересно…
Меня удивило…
Сегодня я узнал(а)…
180975154940автобиография
автобиография
1016635153035Рассказ о себе
Рассказ о себе

189293519685биография
биография

Ответы : Биография, автобиография
1. Изложение наиболее значительных
фактов чьей-либо жизни в хронологическом порядке; 
жизнеописание. 
2. Жизнь, жизненный путь кого-л. 
Биография - Описание чьей-нибудь жизни.
Автобиография - Последовательное изложение Самим говорящим или пишущим основных
этапов его жизни.
Ученики записывают на доске.
Ученики выбирают карточки с именами
Учащихся класса. И должны следить за
ответами учеников на протяжении урока.
В конце урока ученики оценивают друг друга.
Ученики внимательно смотрят презентацию и
развивают память.
Работа в группах. Дифференциация.
2 группы работают над созданием хронологией важных событий в жизни и по творчеству А.С. Пушкина.
3 группа создает генеалогическое древо А.С. Пушкина.
КУ: составлять генеалогическое древо известного писателя
Самопроверка составленной хронологии
Примерная хронология важных событий.
Ребята на доске выполняют задания:
Лирика А.С. Пушкина
Тема природы, тема любви, тема родины.
Ученикам раздаем карточки с текстами
стихотворения. Они определяют тему
произведения.
« Демон», «Я помню чудное мгновенье»,
«Деревня», «Няня», «Признание»,
«Я вас любил» , «Ты укрой меня снегом»,
«К Чаадаеву», « Уж небо осени дышало»,
«Зимнее утро», «К морю», «Красавица»,
« Бесценно каждое мгновенье» и другие.
Учащиеся оценивают друг друга по критериям.
1 группа работают над созданием
хронологией важных событий
в жизни А.С. Пушкина.
2 группа правильно, последовательно
составлять хронологию важных
произведений писателя.
3группа составляют генеалогическое древо
известного писателя.
Итог урока
Беседа о биографии в парах. Учащиеся задают друг другу вопросы по биографии Пушкина
- С чьей биографией познакомились?
- Что узнали?
- Что ещё запомнилось?
Задание на дом - Составить пятистишие на тему «А.С. Пушкин»
Пример пятистишия на тему «Семья»
Семья
Большая, дружная
Сплачивает, помогает, советует
Семейное согласие всего дороже.
Маленькое государство