Календарно — тематическое планирование элективного курса по русскому языку «Сочинение? На 5!» в 9 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Подсосенки»
Балаковского района Саратовской области



Рассмотрено
Согласовано
Утверждено

на заседании МО
Зам.директора по УВР
И.о.директора МБОУ
ООШ . Подсосенки

Протокол №____
__________Михайлова Н.А.
______________Т.Г.Земкова

от «___» ______ 2013г
«___»____________2013
Приказ №__ от «___» ____ 2013г.
















Календарно - тематическое планирование
элективного курса по русскому языку

«Сочинение? На 5!»

в 9 классе
на 2013-2014 учебный год











Учитель:
Зубкова
Татьяна Юрьевна
  



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Сочинение? На 5!» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 7 часов (1час в неделю на протяжении 4 четверти). Он знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА).
    ГИА по русскому языку в новой форме включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
За основу содержания элективного курса «Сочинение? На 5!» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором предусмотрена подготовка к сочинению на лингвистическую темы, наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.
Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. 
В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
 Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием  текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.

Цель элективного курса:
обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию сочинения.

Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
4. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
5. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
6. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
7. редактировать свое сочинение.
                  















Формы работы: 

  коллективная при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
 На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки)

  2. Учебно-тематический план


п/п
Дата
Корректировка
Темы занятий
Количество часов

1
07.04

Содержание ГИА по русскому языку. Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.
1 час

2
14.04

Структура и алгоритм написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.
1 час


3
21.04

Анализ и обработка текста – рассуждения. Комбинированные упражнения на понимание текста.
1 час

4
28.04

Комплексный анализ текста. Комбинированные упражнения на восстановление логических связей.
Выразительные средства языка.
1 час


5
05.05

Цитаты. Вводные предложения. Вставные конструкции.
1 час

6
12.05

Речевые «формулы» для обучения сочинению на
· лингвистическую тему .
Зачем нужны знаки препинания.
Роль знаков препинания при прямой речи и диалоге.
1 час

7
19.05

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Сочинение? На 5!»
1 час


После прохождения программы элективного курса «Сочинение? На 5!» учащиеся должны

Знать:
1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;

Уметь:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
4. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
5. редактировать свое сочинение.
 

Список литературы:

1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
2. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2012.
3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2012.
4. ГИА – 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
5. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
6. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.
7. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.
8. «Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.
9. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.
10. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт. – сост. В.Я. Коровина. - 12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
11. Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.

Интернет – ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15