Урок русского языка 3 класс.Тема: Состав слова. Приставка


Предметная область: русский язык
УМК: «Школа России»
Учитель: Луткова Наталья Владимировна.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема: Состав слова. Приставка
Цель: Способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова, развитию умений находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками; создать условия для ознакомления с некоторыми приставками, их написанием.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим, к окружающему миру.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
коммуникативных УУД:
1. формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
2. формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
3. развитие навыков сотрудничества в парах и группах;
регулятивных УУД:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
познавательных УУД:
формирование навыков работы с учебной информацией;
формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
формирование способности решать проблемы поискового характера;
формирование умения работать с ИКТ;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании корня , приставки;
создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать корень , приставку
Оборудование урока: Проектор, интерактивная доска, ноутбук, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, для игры «Разведчики», иллюстрации кормушки, птиц, для рефлексии.Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.
Прогнозируемый результат:
Личностные умения
Проявляют интерес к изучению темы.
Раскрывают смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение.
Выполняют самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания. Ориентируются в разных способах выполнения задания.
Соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения
Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Договариваются и приходят к общему решению при работе в паре и группе;
Предметные умения
Знают определение приставки, ее роль, знать приставки с единообразным написанием.
Умеют отличать приставку от других частей слова.
Образовывают новые слова, используя приставочный способ словообразования
Этапы урока Содержание учебного материала каждого этапа Деятельность учащихся Деятельность
учителя Формы, методы и приемы
I. Самоопределение к деятельности.
Цель – настроить на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения. Приветствует учащихся.
Ужасно интересно все то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, тогда с тобою многое удастся нам понять.
-Проверим готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Создает эмоциональный настрой на работу. Фронтальная.
Создание ситуации успеха.
Слово учителя.
II. Проверка домашнего задания
Цель – осуществить проверку домашнего задания. -Прочитайте первую группу слов.
- К первой группе слова: рябина, рябинка, рябину, рябине, рябины.
-Прочитайте вторую группу слов.
- Ко второй группе слова: Рябинушка, рябиновый, рябинник.
-По какому признаку вы разделили слова?
-В первой группе изменяется форма слова , а во вторую группу объединили однокоренные слова. Отвечают на вопросы учителя.
Управляет диалогом. Фронтальная.
Учебный диалог.
Чтение.
II. Каллиграфическая минутка.
Цель – выработка каллиграфического почерка. Игра «Разведчики». ( Работа в паре. На карточках слова: подруга, друзья, дружеский.
Чтобы написать каллиграфическую минутку, нам нужно разгадать задание. Помогите его найти.
-Прочитайте слова «подруга», «друзья», «дружеский».
-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные)
-Какое явление в этих словах наблюдали?
В первом слове корень оканчивается на букве Г, во втором на букве З, в третьем на букве Ж.
-Какие буквы чередуются? Они и попадают на минутку чистописания: гзж гзжОтвечают на вопрос по заданию на карточке.
Выполняют письмо по образцу. Организует письмо по образцу. Работа в парах,
индивидуальная.
Практический.
Познавательная игра.
Письмо.
IV. Актуализация знаний
Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации -Какие знания помогли вам найти «ключ» к минутке чистописания?
-Какие части слова вы знаете? Вспоминают, что такое корень слова, окончание. Контролирует формулировку определения корня слова, окончания.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
V. Целепологание и мотивация.
Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы - Ребята, посмотрите у меня в руках часть слова ( ХОД) . Прочитайте его. А у вас на партах есть тоже части слов ( при, в, с, за, пере.)
- Кто первый хочет подойти ко мне и определить, куда нужно приставить вашу часть слова к моей части и образовать новое слово.

- Какие слова у нас получились?
Приход, вход, сход, заход, переход.
-Моя часть слова в этих словах , что обозначает?
-Корень.
- А ваши части слов , вы, что делали к моей?
- Приставляли и образовывали новые слова.
- Объясните лексическое значение полученных слов
- Кто может назвать тему нашего урока ? С какой частью слова мы сегодня познакомимся?
- Ответы.
( Если не смогут назвать предлагаю работу в группах.)
1.Найдите лишнее слово:
-Существительное
-Глагол
-Приставка
-Прилагательное
2.Распределитесь по группам в зависимости от выбранного лишнего слова, объясните свой выбор.
Вывод: лишнее слово - приставка, т.к. все остальные – части речи.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-На какие вопросы мы должны ответить?
-Что такое приставка?
Где стоит приставка?
Для чего служит приставка?
Как пишется приставка?
Какой значок приставки?
Как отличить приставку от предлога? Читают части слов.
Подходят и приставляют свои части слов к моей. Догадываются, что нужно подставить вперед.
Читают слова.
Отвечают на вопросы учителя, объясняют лексическое значение полученных слов.
Выбирают лишнее слово. В зависимости от выбора слова распределяются по группам. Организуют группы и поочередно аргументируют свой выбор.
Управляет процессом определения уровня знаний.
Организует групповую работу, управляет диалогом и ведет к верному ответу на вопрос «Какое слово лишнее?»
Управляет процессом определения уровня знаний. Работа в группах.
Метод проблемного изложения.
Беседа.
VI. Усвоение новых знаний и способов действий.
Цель – познакомить с понятием приставка.
1.Знакомство с определением приставки.
Знакомство с некоторыми приставками, с единообразным написанием.
Физкультминутка
3.Знакомство с последовательностью действий. -Рассмотрите иллюстрации на стр.84.
- Прослушайте анимацию к этому упражнению.
-Понаблюдайте, как образовались слова от корня ход.
-Что общего в этих словах?
-Чем отличаются?
-Как называется эта часть слова?
-Где стоит приставка?
-Как пишется приставка в слове?
-Для чего нужна приставка?
-Работая в парах, составьте определение, что такое приставка.
Прослушивание и чтение правила на анимации.
Выполнение упр. 153 стр. 84.
-Познакомьтесь с приставками русского языка, которые пишутся одинаково.
Прослушивание анимации (упр.154 стр.85)
-Образуйте от данных слов новые с помощью приставок.
На доске слова: делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.-Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку?
-Найдите ответ в учебнике на стр.86.
-Пользуясь полученным знанием, найдите в упр.155 глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки. Прослушивают запись к упражнению с диска.
Отвечают на вопросы и тем самым формулируют понятие о приставках.
Рассказывают друг другу правило о приставке.
Знакомятся с таблицей приставок с единообразным написанием. Выполняют упр.154.
Выполняют движения под руководством учителя: при указании на слова, в которых есть приставка, поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет – приседают.
Знакомятся с теоретическим материалом. Выписывают глаголы с приставками, находят и обозначают приставки. Включает диск и организует класс на прослушивание.
Через подводящий диалог приводит в формулировке понятия «приставка». Организует самопроверку. Управляет деятельностью детей при использовании активных форм обучения.
Контролирует правильное выполнение письменного задания.
Осуществляет профилактику утомления.
Контролирует
выполнение письменного задания. Работа с учебником
Работа с интерактивной доской.
Фронтальная.
Работа в парах.
Словесный.
Чтение, беседа.
Практический.
Работа с учебником.
Коллективная.
Проблемный.
Чтение, письмо.
Коллективная.
Практический.
Индивидуальная.
Словесный.
Комментированное письмо.
VII. Закрепление знаний и способов действий.
Цель – закрепить умение образовывать новые слова при помощи приставок и выделять приставки в словах -Предлагаю вам игру «Замени одним словом»
1. Пропустить урок (прогулять).
2. Начать исполнять песню (запевать).
3. Проглотить таблетку с водой (запить).
4. Отделить ножницами часть ткани (отрезать).
5. Сменить место проживания (переехать).
-Назовите приставки в полученных словах.
- А сейчас выполним игровые упражнения на диске используя полученные знания.
1 упр. Разложить слова по корзинкам в зависимости от того, какая в слове приставка: по – или под.
2 упр.Диктант . Прослушать и правильно вписать диктуемые слова. Прилететь , перелететь , полететь, подлететь.
- На доске кормушка с птицами.
-Кто прилетел к нашей кормушке.
- Называют название птиц.
- Кто догадался, что мы должны сделать?._ Покормить их.
- Сейчас холодно и мы должны позаботится о птицах, сделать кормушки и не забывать их кормить.
- А сейчас составим новые слова со словом КОРМИТЬ и приставками.
По------
На-------- кормить
Вы---------
За-----
С------ Образуют новые слова, проговаривают их и контролируют себя, существует ли такое слово.
Дети по одному выбегают и выполняют задание на интерактивной доске
Составляют на карточках слова Контролирует выполнение задания.
Контролирует выполнение задания.
Контролирует выполнение заданий Коллективная.
Познавательная игра.
Чтение.
Коллективная. Познавательная игра.
Работа в парах
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель – подвести итог урока. -На экране. Дополните предложение
- Сегодня на уроке я узнал…..
- Теперь я умею….
- Я научился…
Знания, полученные сегодня на уроке , пригодятся мне…
-Что такое приставка?
-Как найти в слове приставку?
-Какое задание понравилось больше всего?
-А какое вызвало затруднение? Дают ответы.
Участвуют в учебном диалоге. Контролирует верность ответов, управляет осмыслением новой информации Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
IX. Домашнее задание.
Цель – правильная запись задания. -Выучить правило на стр.84. Составить и записать 2 предложения, употребив в них глаголы с приставками.
-Работа с электронным приложением. Выполнять игровые упражнения на диске ( по желанию детей). Слушают учителя, делают записи. Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения. Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.