Конспект урока Знакомство с приставками


Тема: Приставки.
Цель: упражняться в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками.
Задачи: - научить распознавать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;
- формировать представление о словообразующей роли приставки, её семантическом значении;
- развивать связную речь: учить составлять предложения по сюжетной картине, используя слова с приставками, связывая их в единый рассказ;
- продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся;
-развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, память, мышление, речевую активность.
Оборудование: ручки, тетради, карточки, мяч.
Ход урока.
Организационный момент.
– Ребята, послушайте стихотворение.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
- Почему я начинаю урок вот с этих строк?
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов и для изменения смысла слова. Приставки со словами всегда пишутся СЛИТНО.
Основная часть.
Игра «Одинаковая часть». Прочитайте слова, выделите какая часть слов одинаковая? Какая разная? Назовите приставки в словах, выпишите слова в отдельные столбики.
Выучить, влетел, пришить, выходить, перенести, отдать, заучить, слетел,
вышить, переходить, вынести, передать, обучить, подлетел, зашить, заходить, занести, подать, научить, взлетел, ушить, уходить, унести, раздать, приучить, налетел, подшить, обходить, отнести, издать.Игра «Собери словосочетания, которые рассыпались».
Записать словосочетания подобрав к глаголу соответствующую приставку
(в-, на-, из-, под-, за-, у-, пере-, рас-, с-)
-бежать в комнату, -ставить стул, -писать письмо, -брать грибов, -вязать рану, -колоть орех, -бить гвоздь, -кутать куклу, -качаться на качелях, -путать буквы.
3. Под карточками со словами КРЕПКО и НАСКВОЗЬ расположить подходящие по смыслу глаголы из данных ниже:
пробил – прибил прошил - пришил
промёрз - примёрз проколол - приколол
Устно составить предложения с этими словосочетаниями.
Физкульт.минутка «Игра с мячом»
Назвать противоположные действия, используя приставки ОТ-, ВЫ-
(с перекидыванием мяча):
Приклеить – отклеить
Принести- …
Привязать-…
Привыкнуть-…
Пристегнуть- ….
Привезти-…
Пригнуть-…
Внести-…
Вложить-…
Впустить-…
Влезть-….
Вкатить-…
Влететь-…
Вползти-…
Игра «Составь предложения»
Машина…мимо дома.
К нам в гости …бабушка. (приехала, проехала)
Самолёт сделал … .В Москве пассажиры сделают. (посадку, пересадку)
С деревьев … листья.
Птицы … на юг. (улетают, слетают)
Игра «Найди слова с приставкой» (выборочный диктант). Записать
глаголы, имеющие приставки.
Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах.
Поставить в тексте необходимые приставки, чтобы получился рассказ.
Все дети читают по одному предложению.
Однажды ёжик (…)шёл в лес гулять. Ёжик понял, что он (…)блудился, и (…)немел. Ему надо (…)браться из кустов. Между ветками невозможно было (…)браться. Ёжику надо (…)лезть под ветки. Ёжик (…)цепился лапой за сук.
Кусты и деревья крепко (…)цепились друг с другом. Ему нужно (…)браться из кустов.
Итог урока. – Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? Что такое приставка? Где она стоит? Для чего служит приставка? Как пишутся приставки со словами?