Рабочая программа и календарно — тематическое планирование электива Решение задач по органической химии


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
МО Ясненский район Оренбургской области
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор МОБУ «СОШ № 3» Зам. директора по УВР на заседании РМО
___________ /О.В. Фёдорова./ ___________/Т.Б. Лыскина/ Протокол № 1 от 26.09.2015г.
« ____» ____________ г. «____» ___________ г. __________/Юсупова Н.Е./
«26» августа 2015 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
на 2015/2016 учебный год
элективного курса по химии
«Решение задач по органической химии»
предмет химия
Классы: 10
Учитель: Юсупова Нургуль Ербулатовна
Количество часов в неделю - __1___; на год - __34___;
Плановых контрольных уроков:
практических _____, тестов __15___,
административных к/р_____,_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Даная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 03.2004 г.; федерального базисного плана для среднего (полного) общего образования , утвержденного приказом Министерства образования РФ 1312 от 05.03.2004 г..; письма Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования образовательных учреждений».
Составлено на основе программы: Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие /Отв. ред. Т.Б. Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
Дополнительная литература:
Сайт «Решу ЕГЭ», «Хим.ЕГЭ»
Сайт «Сеть творческих учителей».
Тематическое планирование составила
_________________/Юсупова Нургуль Ербулатовна
Подпись Расшифровка подписи
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по химии для учащихся 10 класса составлена на основе примерной программы, авторской программы учебного курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, рассчитанной на 34 часа в год (1 ч. в неделю).
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Программа элективных курсов является предметной, и решает задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план. В данной программе углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу.
Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-го класса «Решение расчетных задач по органической химии» обусловлена социальным запросом. В соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии в 10 классе выделяется 34 часа. Поэтому в содержании курса представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. По различным причинам в гимназии по статусу имеющей гуманитарное направление нет возможности организации профильных классов с углубленным изучением химии. Т.к. сдача экзамена в форме ЕГЭ становится для многих учащихся серьезной проблемой, элективные курсы помогают преодолеть разрыв между требованиями ЕГЭ и реальными возможностями выпускников. Подготовка к экзамену без посторонней помощи достаточно сложна, и особую трудность здесь представляет решение задач. В программе учтено, что с некоторыми опорными знаниями учащиеся уже познакомились в курсе химии за 8-9 классы.
Содержание курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняет материал, получаемый на уроках химии в 10 классе (курс органической химии). Начиная с задач, химическое содержание которых простое и доступное и математический расчет несложен, формируются базовые умения и навыки решения задач, а затем переход к решению более сложных задач.
Цель рабочей программы: сформировать необходимые умения и навыки для решения расчетных задач и для проверки решения.
Задачи:
Коррекция и углубление имеющихся химических знаний, ликвидация пробелов;
Обучение решению задач, систематизация знаний;
Усвоение материала повышенного уровня сложности;
Выработка целостного взгляда на химию;
Развитие творческой активности и инициативности.
Ожидаемые результаты:
Знать понятия, законы и формулы: абсолютная атомная (молекулярная), относительная атомная (молекулярная) массы, количество вещества, моль, число Авогадро, молярный объем, н.у., относительная плотность, идеальный газ. Уметь использовать формулы;
Знать понятия законы и формулы: массовая доля, объемная доля, раствор, растворимость. Уметь делать вычисления с использованием долей;
Знать понятия и формулы: закон постоянства состава, вещества молекулярного и немолекулярного строения, массовая доля элемента, массовые соотношения. Уметь выводить формулы химических соединений и по формулам веществ производить вычисления;
Знать понятия и формулы: массовые, молярные, объемные доли, смеси, растворы, практическая, теоретическая доля выхода; Уметь решать задачи повышенного уровня сложности.
Учебно-тематический план по химии на 34 часа в год
№ п/пНаименование раздела, темы Всего часов
1 Вычисления без использования химических уравнений. 8
2 Вычисления по уравнениям реакций. 16
3 Решение комбинированных задач по основным классам органических соединений. 10
Итого: 34
Содержание программы
I. Вычисления, без использования химических уравнений (8 ч.)
1. Вычисления, связанные с понятием количество вещества, молярный объем.
2. Вычисления, связанные с понятием относительная плотность газа.
3. Вычисления, связанные с использованием долей. (массовая, объемная, молярная доли).
4. Вычисления, связанные с использованием долей. (смеси, раствор, растворимость).
5. Вывод формул химических соединений. (Задачи на массовые соотношения).
6. Вывод формул химических соединений. (Нахождение молекулярной формулы по продуктам сгорания).
7. Вычисления по химическим формулам.
8. Вычисления по химическим формулам.
II. Вычисления по уравнениям реакций (16 ч.)
1. Задачи на газовые законы (Закон Авогадро и следствия из него)
2. Задачи на газовые законы (закон Бойля-Мариотта, идеальные газ).
3. Задачи на газовые законы (закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона).
4. Задачи на «избыток-недостаток».
5. Задачи с использованием долей. (Растворы)
6. Задачи с использованием долей. (Растворы)
7.Задачи с использованием долей. (Определение растворимости и массовой доли).
8. Задачи с использованием долей. (Определение молярной, объемной долей)
9. Задачи на смеси. (если в реакцию вступает два и более веществ)
10. Задачи на смеси. (если в реакцию вступает два и более веществ)
11. Задачи на смеси. (если одно вещество участвует в нескольких реакциях)
12. Задачи на смеси. (если одно вещество участвует в нескольких реакциях)
13. Комбинированные задачи. (задачи с «продолжением»)
14. Комбинированные задачи. (задачи с «продолжением»)
15. Комбинированные задачи. (задачи с «продолжением»)
16. Комбинированные задачи. (задачи с «продолжением»)
III. Решение комбинированных задач
по основным классам органических соединений. (10ч.)
1. Комбинированные задачи на предельные углеводороды.
2. Комбинированные задачи на предельные углеводороды.
3. Комбинированные задачи на алкены, алкины.
4. Комбинированные задачи на алкадиены, арены.
5. Комбинированные задачи на спирты, фенолы.
6. Комбинированные задачи на альдегиды, кетоны.
7. Комбинированные задачи на карбоновые кислоты.
8. Комбинированные задачи на жиры, сложные эфиры.
9. Комбинированные задачи на азотсодержащие соединения.
10. Комбинированные задачи на азотсодержащие соединения.
Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих рабочую программу
Учащиеся должны знать:
I. Основные понятия, законы формулы:
Относительная/молекулярная атомные массы;
Количество вещества, моль;
Число Авогадро, молярный объем, н.у.;
Массовая, молярная, объемная доли;
Раствор, растворимость;
Закон постоянства состава вещества;
Массовые соотношения;
Закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона;
Учащиеся должны уметь:
Использовать формулы;
Решать задачи с использованием долей;
Выводить формулы химических соединений и по формулам веществ производить вычисления;
Решать задачи по уравнениям реакций на газовые законы, «избыток-недостаток»;
Решать задачи по уравнениям реакций на смеси;
Решать комбинированные задачи и задачи с «продолжением»;
Решать задачи повышенного уровня сложности по классам органических соединений.
Календарно-тематическое планирование
дата Разделы и темы уроков Форма проведения Форма контроля
план факт I.Вычисления, без использования химических уравнений (8 ч.)
05.09. 1. Вычисления, связанные с понятием количество вещества, молярный объем. Беседа Входной контроль, составление и решение задач
12.09. 2. Вычисления, связанные с понятием относительная плотность газа. Беседа Составление и решение задач
19.09. 3. Вычисления, связанные с использованием долей. (массовая, объемная, молярная доли) Комбинированный
урок Составление и решение задач
26.09. 4. Вычисления, связанные с использованием долей. (смеси, раствор, растворимость) Комбинированный урок Составление и решение задач
03.10. 5. Вывод формул химических соединений. (Задачи на массовые соотношения) Комбинированный урок Составление и решение задач
10.10. 6. Вывод формул химических соединений. (Нахождение молекулярной формулы по продуктам сгорания). Беседа Составление и решение задач
17.10. 7. Вычисления по химическим формулам. Комбинированный урок Составление и решение задач
24.10. 8. Вычисления по химическим формулам. Комбинированный урок Составление и решение задач
II. Вычисления по уравнениям реакций (16 ч.)
31.10. 1. Задачи на газовые законы (Закон Авогадро и следствия из него) Лекция, беседа Составление и решение задач
14.11. 2. Задачи на газовые законы (закон Бойля-Мариотта, идеальные газ). Лекция, беседа Составление и решение задач
21.11. 3. Задачи на газовые законы (закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона). Лекция, беседа Составление и решение задач
28.11. 4. Задачи на «избыток-недостаток». Комбинированный урок Составление и решение задач
05.12. 5. Задачи с использованием долей. (Растворы) Комбинированный урок Составление и решение задач
12.12. 6. Задачи с использованием долей. (Растворы) Комбинированный урок Составление и решение задач
19.12. 7.Задачи с использованием долей. (Определение растворимости и массовой доли). Комбинированный урок Составление и решение задач
26.12. 8. Задачи с использованием долей. (Определение молярной, объемной долей) Комбинированный урок Составление и решение задач
16.01. 9. Задачи на смеси. (если в реакцию вступает два и более веществ) Беседа Составление и решение задач
23.01. 10. Задачи на смеси. (если в реакцию вступает два и более веществ) Беседа Составление и решение задач
30.01. 11. Задачи на смеси. (если одно вещество участвует в нескольких реакциях) Беседа Составление и решение задач
06.02. 12. Задачи на смеси. (если одно вещество участвует в нескольких реакциях) Беседа Составление и решение задач
13.02. 13. Комбинированные задачи. (задачи с «продолжением») Комбинированный урок Составление и решение задач
20.02. 14. Комбинированные задачи. (задачи с «продолжением») Комбинированный урок Составление и решение задач
27.02. 15. Комбинированные задачи. (задачи с «продолжением») Комбинированный урок Составление и решение задач
05.03. 16. Комбинированные задачи. (задачи с «продолжением») Комбинированный урок Составление и решение задач
III. Решение комбинированных задач по основным классам органических соединений.(10ч.)
12.03. 1. Комбинированные задачи на предельные углеводороды. Комбинированный урок Решение задач
19.03. 2. Комбинированные задачи на предельные углеводороды. Комбинированный урок Решение задач
02.04. 3. Комбинированные задачи на алкены, алкины. Комбинированный урок Решение задач
09.04. 4. Комбинированные задачи на алкадиены, арены. Комбинированный урок Решение задач
16.04. 5. Комбинированные задачи на спирты, фенолы. Комбинированный урок Решение задач
23.04. 6. Комбинированные задачи на альдегиды, кетоны. Комбинированный урок Решение задач
30.04. 7. Комбинированные задачи на карбоновые кислоты. Комбинированный урок Решение задач
07.05. 8. Комбинированные задачи на жиры, сложные эфиры. Комбинированный урок Решение задач
14.05. 9. Комбинированные задачи на азотсодержащие соединения. Комбинированный урок Решение задач
21.05. 10. Комбинированные задачи на азотсодержащие соединения. Урок-семинар Решение задач, конкурс числа решенных задач
Всего часов: 34
Список литературы для учителя
1. Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.
2. Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 2002.
3. Морозов В.Е. Рабочие программы по химии 8-11 классы (по программам О.С. Габриеляна; И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской). – М.: Глобус, 2007.-181с.-(Новый образовательный стандарт)
4. Химия для гуманитариев /Сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005.
5. Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. — М.: Школа-Пресс, 2004.
6. Шипарева Г.А. Программы элективных курсов. Химия. 10-11 классы. Профильное обучение.-3-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2007.
6. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие /Отв. ред. Т.Б.Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.