Рабочая программа элективного курса по химии «Решение практических задач по общей химии» (для учащихся 11-ых классов, 34 часа)

Рабочая программа элективного курса по химии
«Решение практических задач по общей химии» (для учащихся 11-ых классов, 34 часа)

МБОУ «СОШ №28 г.Владивостока»
на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по элективному курсу химии для 11 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
Решение коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 № 21/12
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263);

Пояснительная записка

С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне (масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне неживой материи - это основной предмет современной химии.
Химия изучается в базовом курсе химии 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ведь именно в 11-ом классе закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по химии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во-вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей химической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением практических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки.
Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету.
При решении задач у учеников вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.
Элективный  курс «Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 11 классов и носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к. предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.
Данный курс связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).
Химическое содержание части задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники, серьёзно интересующиеся химией и планирующие по завершению обучения в школе сдать единый государственный экзамен.
Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни. Данный курс рассчитан на 34 часа, с расчетом по 1 часу в неделю.
Задачи курса:
Предоставить учащимся возможность применять теоретические знания по химии на практике при решении расчетных задач, при решении практических задач из сб.ЕГЭ.
При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об основных законах и основных теориях химии.
Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.
Цели курса: 1.Расширение и углубление знаний учащихся по общей химии. 2.Развитие умения учащихся решать практические и расчетные задачи по всему курсу общей химии. 3.Развитие познавательных интересов обучающихся. 4.Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся выпускных классов.

Ожидаемые результаты обучения: 1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по общей химии. 2.Научить учащихся правильно и быстро решать расчетные и практические задачи из сборников ЕГЭ 3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Для достижения ожидаемых результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению задач, зачет по курсу, защита рефератов.
Учащиеся должны знать: 1.Важнейшие химические понятия: вещество, элемент, электроотрицательность, степень окисления, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, скорость химических реакций, основные типы химических реакций в неорганической и органической химии. 2.Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике. 3.Основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации солей, кислот, оснований, химическую кинетику и химическую термодинамику. 4.Классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений. 5.Вещества и материалы, широко используемые в практике 6.Роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества. Учащиеся должны уметь: 1.Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре. 2.Определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип кристаллической решетки, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов. 3.Характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений. 4.Объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И.Менделеева, зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения, природу и способы образования химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов. 5.Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. 6.Осуществлять самостоятельный поиск химической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. 7.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при подготовке и сдаче ЕГЭ. Содержание курса.
1. Инструктаж по технике безопасности. Основные физические и химические величины Основные типы расчётных задач по химии. (2 часа) 2.Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (3 часа) - Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых им простых и сложных соединений. - Решение заданий из сб.ЕГЭ на периодический закон. 3.Химическая связь (2 часа) - Типы химической связи. Решение заданий из сб.ЕГЭ на химическую связь. 4.Химические реакции и закономерности их протекания (2 часа) - Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Правило Вант- Гоффа. - Решение заданий на скорость химических реакций из сб.ЕГЭ - Химическое равновесие. Принцип Ле- Шателье. - Решение задач на смещение химического равновесия. 5.Растворы. Электролитическая диссоциация. (2часа) - Сильные и слабые электролиты. Неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. - Решение задач на концентрацию растворов. 6. Окислительно- восстановительные реакции.(4 часа) - Окислители и восстановители, окислительно- восстановительная двойственность. - Упражнение в составлении уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса. Решение заданий из сб.ЕГЭ, части С1 - Электролиз. Упражнение в составлении уравнений реакций, протекающих на катоде и на аноде. - Решение заданий из сб.ЕГЭ на электролиз. 7. Сложные неорганические соединения.(7 часов) - Оксиды. Классификация и химические свойства. - Решение заданий из сб.ЕГЭ на классификацию и свойства оксидов. - Гидроксиды. Классификация и химические свойства. - Решение заданий из сб.ЕГЭ на классификацию и химические свойства гидроксидов. - Гидролиз. Упражнение в составлении уравнений реакций гидролиза. 8. Простые вещества.(2 часа) - Реакции, лежащие в основе получения неметаллов. - Реакции, лежащие в основе получения металлов. - Составление генетических цепочек неорганических соединений. Решение заданий из сб.ЕГЭ, части С2 9. Основные химические производства.(2 часа) - Реакции, лежащие в основе важнейших промышленных синтезов. - Основные принципы химического производства. Решение заданий из сб.ЕГЭ на химическое производство.

10 Классификация и свойства органических веществ (7 часов)
-Классификация органических веществ
- Теория химического строения
- Характерные химические свойства углеводородов
- Характерные химические свойства кислородсодержащих органических веществ
- Основные способы получения органических веществ (в лаборатории)
- Характерные химические свойства азотсодержащих органических веществ
- Взаимосвязь органических веществ
11. Решение задач повышенной сложности.(4 часов) - Решение задач из сб.ЕГЭ, части С4. - Решение задач на составление генетических цепочек органических соединений из сб.ЕГЭ, части С3. - Решение задач на выведение формулы неорганического и органического вещества из сб.ЕГЭ, части С5.
Список литературы: 1.Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков, Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. Москва изд.Экзамен, оникс 21 век, 2005 год.
2. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ2013 Химия. Учебное пособие. / А.А. Каверина, Д.Ю.Добротин, Ю.Н.Медведев, М.Г.Снастина, Москва, "Интеллект-центр" 2013
3.Готовимся к ЕГЭ. Химия изд. «Интеллект- Центр», 2007 год. 5.Химия. ЕГЭ. 2013. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. Изд. Астрель, Москва, 2013. Авторы- составители: А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. 6.Раздаточный материал тренировочных тестов, готовимся к практическому экзамену. Химия, ЕГЭ, Медведев Ю.Н. Москва 2013

7. "Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных заданий" А.А. Каверина, Д.Ю.Добротин, Ю.Н.Медведев, М.Г.Снастина, Москва, "Интеллект-центр" 2012
8.ЕГЭ 2013 Химия. ФИПИ Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. Москва, Аст. – Астрель

9.Сайт в Интернете: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.Сайт в Интернете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. Сайт в Интернете http://4ege.ru/himiya/
12. Сайт в Интернете http://ege.yandex.ru/chemistry/







          









13PAGE 15


13PAGE 14415