Календарно-тематическое планирование по ИЗО 5 класс по Неменскому ФГОС


Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (5 класс) – 35 часов
№ урока
План
Факт
Тип урока
ТЕМА
УРОКА Характеристика видов
деятельности учащихся Планируемые результаты
(познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты)
Древние корни народного искусства (8 часов)
1
  из.нов.матДревние образы в народном искусстве.
Работа над графической импровизацией на тему древних образов. Птица Сирин.
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.
Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
 
2 из.нов.матУбранство русской избы.
 Работа над украшениями элементов избы.
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Познавательные:  рассуждать о характерных признаках  народного жилища.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
ЛР:
ценностное отношение к культуре своего края.
  3 из.нов.матВнутренний мир русской избы
Изображение интерьера крестьянского жилища.
Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности.
 
4
 
  из.нов.матКонструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. Познавательные: использовать общие приемы задач.
Коммуникативные: формировать собственную позицию.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: ценностное отношение к природному миру.
 
5 из.нов.матРусская народная вышивка
Эскиз узора вышивки на полотенце. Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
 
6 из.нов.матНародный праздничный костюм.
Северорусский и южнорусский комплекс одежды.
Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.
Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.
Регулятивные: определять последовательность действий.
ЛР:
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
 
7-8 из.нов.матНародные праздничные обряды. Обобщение темы.
Посиделки. Девичьи вечерки.
Праздничное импровизационно-игровое действо.
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
 
Связь времен в народном искусстве (8 часов).
9-10
из.нов.матДревние образы в современных народных игрушках.
Птицы.
Кони.
Барыни Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы;
вести устный диалог
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Адекватно использовать речь;
Составлять план работы по достижению планируемого результата.
ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
11 из.нов.матИскусство Гжели. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского
кистевого мазка - «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традициям.
12 из.нов.матГородецкая роспись Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям.
13 из.нов.матХохлома. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда
Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: ценностное отношение к природному миру.
14 из.нов.матЖостово. Роспись по металлу.
  Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.
Регулятивные: определять последовательность действий.
ЛР:
уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
15 из.нов.мат; Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям меземской росписи.
Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России.
Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях. Создавать туесок из бересты. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.
 
 
 16-17
из.нов.матповтор.- обобщ. Роль народных промыслов в современной жизни. Лаковая миниатюра (Федоскинская, Палехская).
Обобщение темы Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.
Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации выставочных работ.
Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: отношение к труду и культуре своего народа.
 
Декор – человек, общество, время (12 ч)
18-19 из.нов.матЗачем людям украшения.
 Изображение одежды русского царя.
Новая Гвинея глазами Н.Н.Миклухо-Маклая.
Изображение папуасов с предметами охоты и домашней утвари.
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
  Познавательные: выделять и
обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
20-21 из.нов.матРоль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Изображение египетского фараона.
Декоративное искусство Древней Индии.
Изображение девушек в танце.
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.
  Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;
Коммуникативные:
проявлять активность,
выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Регулятивные:использовать речь для регуляции своих действий;
вносить необходимые изменения в действие.
ЛР:самооценка на основе критериев успешной деятельности.
22-23 из.нов.матОдежда «говорит» о человеке.
Декоративное искусство Древнего Китая.
Символы императора. Одежда знатных китаянок, их украшения.
Декоративное искусство Западной Европы XVII – XVIII вв. (эпоха Барокко, Рококо). Интерьер зала дворца.
Изображение мушкетеров, кавалеров и королевских особ.
Изображение дам на балу (по мотивам Ш.Перро «Золушка или романа А.Дюма «Три мушкетера»).
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
  Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению.
24-26 из.нов.мат
урок контроля
О чём рассказывают нам гербы.
 Создание проекта герба своей семьи.
Защита проекта герба.
Изображение
эмблемы класса, школы(коллективная работа)
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
27 из.нов.матРоль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Использовать в речи новые художественные термины. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: формировать собственное мнение.
Регулятивные: адекватно использовать речь.
ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.
 
Декоративное искусство в современном мире (7 ч)
28-29 повтор.-обобщ.
из.нов.мат Современное выставочное искусство.
Разработка эскизов панно для украшения интерьера школы.
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
  Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.
Регулятивные:преобразовать познавательную задачу в практическую.
ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и
.
30-31 из.нов.матТы сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению
 
32-33 из.нов.матТы сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
Изготовление панно с использованием природного и бросового материала.
(мозаичное панно)
Художественный текстиль: лоскутная пластика, гобелен, роспись по ткани, вышивка, макраме.
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться  языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы.
Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.
Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
ЛР: уважительное отношение к иному мнению
 
34-35 из.нов.мат.
повтор.-обобщ. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.
Художественная керамика(ваза).
Отчетная выставка работ учащихся по ДПИ. Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
Пользоваться принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».
Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
ЛР: эстетические чувства
 
Итого: 35ч.