Календарно-тематическое планирование кружка внеурочной деятельности Основы исследовательской деятельности Первые шагм


Календарно-тематическое планирование по программе «Первые шаги» 4 класс
№ п|п Тема
Кол-во часов Дата Планируемые результаты
(УУД) Виды деятельности
обучающихся
Раздел 1. Этап планирования (12 ч)
1-2 Выбор темы
Мы исследователи.
Что можно исследовать?
Как можно исследовать? 2 Л. Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Р. Определять и формулировать цель деятельности назанятии с помощью учителя.
П. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
К.Слушать и понимать речь других. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Практика
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей.постановка проблемы.
3-4 Определение цели и задач
2 Л. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Р.Проговаривать последовательность действий на занятии
П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Практика
Определение цели и задач проекта, создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проекта)
5-8
Определение предмета и объекта исследования
Источники информации.
4
Л. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Р. Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К. Организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе
Практика
Определение источников информации, составление плана работы, распределение обязанностей (для группового проекта).
9-12 Выдвижение гипотез.
План работы 4 Л. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Р. Средством формирования действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
К. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы.
Практика
Сбор информации и его обработка.
Раздел 2. Этап исследования (14 ч)
13-14 Сбор информации
2
Л. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Р. Оценивание образовательных достижений (учебных успехов).
П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К. Проблемный диалог (побуждающий и подводящий диалог).
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Практика
Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)
Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта.
15-17 Работа с печатными источниками
3 18-20 Работа с Интернетом
Подготовка и проведение анкетирования. 3 21-22 Выводы
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче
2 П.Выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, для поиска учебной информации об объектах.
Р. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию,адекватно воспринимать оценку учителя;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
К. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками для реализации проектной деятельности (под руководством учителя);
планировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе. Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели.
Делают выводы
23-26 Обработка собранного материала, обсуждение итогов работы по оформлению результатов для публикации.Оформление конечного продукта
4 Л. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Р. Проблемный диалог на этапе изучения нового материала.
П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. Осуществляют:
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Раздел 3. Этап презентации (8 ч)
27-30 Подготовка презентации
4
Л. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Р. Адекватно воспринимать оценку учителя;в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К. Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точность. Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Практика
Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения презентации (для группового проекта).Презентация проекта, обмен впечатлениями.
31-33 Презентация проекта
3 34 Обмен впечатлениями
1