Кружок Занимательная математика как форма развития познавательных УУД у учащихся 2 класса во внеурочной деятельности


Кружок «Занимательная математика»
как форма развития познавательных УУД учащихся 2 класса во внеурочной деятельности.
Автор: Алексеенко Юлия Игоревна.
Студент, ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
В России глобальная задача образования заключается в продуктивной адаптации человека в социальном мире, поэтому возникает необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно-социально-интегрированного результата. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Не случайно в этой связи в современном образовании все больше идет речь о развитии универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных). Познавательные УУД – это «система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации». [4] Умение учиться вырабатывается не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2013 г.) организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Важно и во внеурочной деятельности говорить о формировании учебных универсальных действий, так как овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. [2]
Внеурочная деятельность является более интересной и продуктивной для развития познавательных УУД. Внеурочные занятия должны перекликаться с уроками, но никак не напоминать ученикам их. На уроках не всегда удается освоить весь учебный материал, а развитие УУД не всегда эффективно на уроке. Внеурочная деятельность – лучшая платформа для развития познавательных УУД. Поэтому, чтобы решить данную проблему, необходимо включить учащихся в деятельность кружка «Занимательная математика». Исследования показывают, что у немногих учащихся ярко проявляются познавательные интересы, логическое мышление, можно говорить о том, что познавательные УУД у них сформированы достаточно полно. Большинство обучающихся недостаточно интересуются образовательным процессом, в начале и на протяжении урока у обучающихся не полностью сформирована учебная мотивация. [3,4,5]
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике будет способствовать решению выявленных проблем. Рабочая программа организована в форме кружка «Занимательная математика».
Целью рабочей программы является создание комплекса педагогических условий, способствующих развитию познавательных УУД. Программа направлена на изучение дополнительного материала по математике (задачи с повышенным уровнем сложности, история арифметики, работа с компьютерными программами, математические игры), на развитие познавательных УУД младших школьников. Количество часов – 10. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются.
Спроектирован календарно-тематический план организации внеурочной деятельности, в котором представлен направление деятельности, результаты освоения, виды заданий, которые направленные на развитие познавательных УУД.
Календарно-тематический план внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика»
№п/пНаименование раздела и темы Кол-во часов Требования к результату образования Педагогические условия и средства достижения результатов Учебно-методическое оснащение курса Познавательные УУД
1 Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел 1 Обучающиеся узнают об истории появления натуральных чисел, особенности и закономерности.
Знакомятся с новой для них терминологией. Подбирает задания на вычисление с натуральными числами. Логические квадраты, закономерности.
Технология ИКТ – презентация, интерактивная доска. Учащиеся могут выявить логическую связь, выстраивают алгоритм решения задачи, находят рациональные способы решения задач.
2 Обобщение изученного в курсе.
Математические игры, ребусы, кроссворды. 1 Повторяют изученное на уроках математики.
Развитие умения работы в группах.
Демонстрируют свои знания по изученным материалам на уроках Педагог подбирает интересные игры на закрепление курса.
Кроссворды на повторение изученного в курсе.
Ребусы на развитие логического мышления. Игры, ребусы, кроссворды, составленные учителем. Умеют разгадывать кроссворды, ребусы связанные с математикой.
Демонстрируют умения работать в группе.
Знают правила изученные в курсе.
3 Текстовые задачи
Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку 2 Умеют анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий Подбор интересных текстовых задач,
задач на смекалку. http://mat-zadachi.ru/2-class/Сборник развивающих задач по математике для 2-го класса. «Учение с увлечением»
Автор: Куприенко В.В.
2014 год Знают алгоритм решения любых задач (простых, сложных)
Находит различные способы решения задач (Например: арифметическим – в 1-2 действия).
4 Числа и операции над ними.
Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды 2 Умеют читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку Использование иллюстративного материала.
Игра «Отгадай-ка»
Комплекс разноуровневых заданий.
Учебник по математике для 2 класса (1 и 2 часть)
УМК «Школа России»
Авторы: М.И. Моро, М.А. БантоваАктивно работают на занятии.
Умеют читать и записывать величины.
Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.
5 Из истории чисел.
Арифметика каменного века.
1 Узнают об истории появления счета, понятий «больше», «меньше».
Знакомятся с теоремой множества чисел
Умение правильно вычислять небольшие выражения в игре. Доступно излагает материал.
История развития арифметики.
Задачи и задания на понимание истории.
Игра «Магазин»
Проблемная ситуация (в игре). Использование технологии ИКТ – презентация.
Инвентарь для игры (счеты, возможно касса, напечатанные деньги)
Проявление интереса к изучению истории арифметики.
Знают истории африфметики.
Умение считать деньги, используя при этом составленное выражение.
Познавательный интерес к математике.
6 Геометрические фигуры и величины.
Длина.
Графический диктант.
Масса. Новые мерки.
Измерения.
Геометрические фигуры.
Их преображение. 1 Узнают о неизученных геометрических фигурах.
Демонстрируют умение выполнять графический диктант.
Знают величины, измерения, умеют решать выражения с ними. (Масса, длина)
Пробуют придумывать свои единицы измерения. Задачи из учебника.
Карточки с заданиями и вопросами.
Викторина Учебник по математике для 2 класса (1 и 2 часть)
УМК «Школа России»
Авторы: М.И. Моро, М.А. БантоваАктивно работают на занятии
Развитие логического мышления
Демонстрируют знание математической терминологии.
7 Аппликация из геометрических фигур. 1 Умение работать с цветной бумагой (вырезать геометрические фигуры).
Умение оформлять фигуры в общую аппликацию. Проводит инструктаж по правилам изготовления и работы с аппликацией.
Следит за работой обучающихся,
Развитие познавательного интереса к математике Инвентарь для изготовления аппликации. Умение творчески находить способы решения проблемы
Проявлять оригинальность
Демонстрируют знания различных геометрически фигур.
8 Работа с ИКТ
(графический редактор Paint)
Создание по образцу 3Д фигуры. 1 Умение работать с графическим редактором Paint
Умение изготавливать продукт по образцу Инструктаж
Показ образца продукта ИКТ _ компьютер- графический редактор Paint Владение навыками работы с редактором.
Проявление интереса к математике и информатике.
9 Что узнали? Чему научились?
Беседа с обучающимися. Анализ достижений и результатов курса.
Итого 10 часов
Младший школьный возраст - это особо ответственный период психологического развития обучающегося, интенсивного развития всех психологических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ формирования познавательных УУД, структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.
Таким образом, по итогам занятий в кружке «Занимательная математика» у обучающихся развиваются познавательные УУД посредством работы с ИКТ, групповой работы, решением нестандартных задач на занятии, проблемных ситуаций с самостоятельным поиском решения данной проблемы. Список литературы:
1.Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации»: от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. – (Правовая библиотека образования). – ISBN 978-5-9949-0742-9.
2.Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9.
3.Боженкова, Л.А. Универсальные учебные действия и цели обучения математике / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. - №1. – С. 46-51.
4.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. : ил. – ISBN 978-509-020588-7.
5.Ломакина, Е. Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики // Методист. – 2013. – 35. – С. 59-63.
Электронные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/592471/ - фестиваль педагогических идей