Внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель МО ____________ Протокол №_______ от «___»_____________20 г. «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ КСОШ №2____________ «___»__________ 20 г. «Утверждено» Руководитель МБОУ КСОШ №2____________ __________. Приказ №___от «___»________20 г.


Рабочая программа
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
реализуемой программой «Занимательная математика»
составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
для 3 класса
Разработчик программы учитель начальных классов Лялина Н.В. педстаж: 24 года первая квалификационная категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепция духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России
- базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;
-планируемых результатов начального общего образования
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»
-авторской программы по научно-познавательной деятельности Е.Э. Кочуровой 1-4 класс (М.:Вентана-Граф, 2013-192 стр.)
Цели изучения курса:
развивать сообразительность, любознательность.
формировать умение работать в условиях поиска;
способствовать появлению у учащихся желания проявлять самостоятельность;
Изучение курса во 3 классе направлено на решение следующих задач
научиться видеть сходство и различия;
замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы;
научить ребенка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ.
Общая характеристика внеурочной деятельности в учебном плане
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Научно – познавательная деятельность». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образа, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ребенка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течении одного занятия, что приводит передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю (34 учебные недели).
Результаты освоения курса во 3 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы .Личностными результатами являются:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Воспитание чувства справедливости, ответственности;
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
Содержание : Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково – символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задач. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Пространственные представления. Понятия «влево, вправо, вниз, вверх». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линий по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрическая мозаика
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Эта программа предназначена для учащихся 3 «в» класса. В целом класс успешно завершил период обучения за 2 класс. Уровень подготовки учащихся позволяет продолжить освоение курса и не требует корректировки в содержании программы.

Планируемые результаты изучения курса в 3 классе.
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средств для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Универсальные учебные действия.
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии.
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат (промежуточный, итоговый) с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средств для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «влево, вправо, вверх, вниз»;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуры заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
сопоставлять полученный результат (промежуточный, итоговый) с заданным условием;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из разверток;
осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Описание учебно-методического и материально –технического обеспечения образовательной деятельности
Комплекты карточек с числами;
Игра «Русское лото»;
Игра «Математическое домино»;
Часовой циферблат с подвижными стрелками;
Таблица «Геометрические тела»
Кочурова Е.Э. «Дружим с математикой»: рабочая тетрадь для учащихся 2 класса. – М.:Вентана-Граф 2014.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор;
Компьютер с программным обеспечением;
Демонстрационная доска для работы маркерами;
Литература для учителя:
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 56 классов. - М.: Просвещение,2005 .
2. Журналы «Квант», 1976-2008 гг.
3. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.
4. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981.
5. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.
6. Пчелинцев ФА., Чулков П.В. Математика. 5-6 классы. Уроки математического мышления с решениями и ответами. 2-е изд., испр. М.: Издатшкола, 2000. .
7. Руденко В.Н., Бахурин ГЛ., Захарова ГЛ. Занятия математического кружка в 5-м классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.
8. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб.: СМИО Пресс, 2001.
9. СпивакА.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.
10. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. - М.: Просвещение, 2001.
11. Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.: Просвещение, 1993.
12.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.:.Айрис-пресс, 2004.
13.Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Народное образование, 2003.
14. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
15. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М.: Просвещение, 1996.
16. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике. - Минск, 1968.
17. Яковлев А.Я. Леонард Эйлер. - М.: Просвещение, 1983.
Литература для учащихся:
1. Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.М., Шлихунов В.Н. Учитесь мыслить нестандартно. - М.: Просвещение, 1996.
2. Алееницкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. - М., 2005.
3. Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит из лабиринта. - М.: Контекст, 1997.
4. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. - М.: Наука, 2006.
5. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. - М.: Просвещение, 1994.
6. Белл Э.Т. Творцы математики. - М.: Просвещение, 1979.
7. Беррондо М. Занимательные задачи. - М.: Мир, 1971.
8. Екимова МЛ., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
9. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физикоматематической литературы, 1979.
10. Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных. -М.: Просвещение, 1991. 11. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. - М.: Просвещение, 1995.
12. Леман И. Увлекательная математика. - М.: Знание, 1985.
13. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.
14. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 2005.
15. Нагибин Ф.Ф., Канин E.G. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1988.
16. Семенов Е.Е. Изучаем геометрию. - М.: Просвещение, 1987.
17. СпивакА.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.
18. Чистяков В.Д. Исторические задачи. - М: Просвещение, 2002.
19. Чистяков В.Д. Рассказы о математике. -. М: Просвещение, 2001.