Рабочая программа для 5 – 9 классов по обществознанию разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и календарно – тематическое планирование к учебнику А.И. Кравченко 5 класс.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Обществознание»

5-9 классы















2013 г.

Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета обществознания
Цели обществоведческого образования
Отбор учебного материала
Структура курса и последовательность предъявления материала
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Обществознание»
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию в основной школе
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
Учебно-технологическое обеспечение процесса реализации учебной программы
Планируемые результаты освоения четырех междисциплинарных программ на уроках обществознания
Содержание курса
Календарно-тематическое планирование
Система оценки достижения планируемых результатов
Примерные темы исследовательских и проектных работ

Пояснительная записка
В условиях модернизации российского и регионального образования, связанной во многом с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, образовательное учреждение, прежде чем приступить к работе, должно разработать главный нормативно - методический документ – основную образовательную программу основного общего образования (ООП ООО), которая регламентирует деятельность ОУ. Важной структурной компонентой ООП ООО являются рабочие программы по учебным предметам. Рабочая программа по обществознанию (5-9 классы) разработана на основе нормативно - методических материалов:
Закон РФ «Об образовании» (2012 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
основная образовательная программа образовательного учреждения, фундаментальное ядро основного общего образования,
примерная программа по «Обществознанию»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждения;
базисный учебный план образовательного учреждения;
программа курса «Обществознание 5-6 классы автора-составителя С.В. Агафонова (издательство «Русское слово»).
Структура рабочей программы по обществознанию соответствует структуре примерной программы и включает следующие разделы:
- пояснительная записка, в которой дана общая характеристика рабочей программы, определяется место предмета в реализации целей основного общего образования, уточняется цель изучения предмета;
- общая характеристика учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Обществознание»;
- перечень личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Обществознание»;
- содержание учебного предмета курса;
- тематическое планирование с определением универсальных учебных действий (5 класс);
- календарно-тематическое планирование (5 класс)
- описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание»;
- приложения.
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета «Обществознание» с учетом особенностей учебного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся. Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения школьного материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Общая характеристика учебного предмета.
«Обществознание» учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета общественной жизни обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Учебный предмет «Обществознание» занимает важнейшее место в реализации целей основного общего образования по формированию общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся. В связи с этим необходимо уточнить цели изучения обществознания в основной школе.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по обществознанию для основной школы осуществляется с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 59 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Структура курса и последовательность изложения материала составлена в соответствии с примерной программой и авторской программой по обществознанию издательства «Русское слово», составленной С.В.Агафоновым. Изучение содержания рабочей программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета необходимо начинать с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание уделяется нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5 классе.
Следующая логическая ступень формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания рабочей программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры происходит в 89 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 59 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик. Особого внимания уделяется использованию в учебном процессе компьютерных технологий. Однако при их использовании важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает наличие современных учебно-методических комплексов. Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В курсе «Обществознание» для 5 классов осуществляется преемственность с УМК «Окружающий мир» для 1-4 классов авторов В.А. Самковой и Н.И. Романовой, а также УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 классов автора М.Т. Студеникина и «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры народов России» для 4 класса авторов А.Н. Сахарова и К.А. Кочегарова издательства «Русское слово».
Издательство «Русское слово» подготовило завершенную линию учебников по обществознанию для 5-9 классов. Авторами учебников являются доктор социологических наук А.И. Кравченко и доктор юридических наук, доктор педагогических наук Е.А. Певцова. Все учебники линии (5-9 классы) успешно прошли экспертизу РАН и РАО в 2011 г., входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Содержание учебника для 5 класса посвящено человеку и его ближайшему социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив). Особое внимание уделено нравственным основам межличностных отношений.
Содержание учебников полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерной программе по учебному предмету «Обществознание».
УМК издательства «Русское слово» по обществознанию продуманный методический аппарат, направленный на достижение у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Предложенные автором УМК задания и практикумы для учащихся, позволяют освоить им в ходе обучения учебно-практические и учебно-познавательные задачи. В основном представлены задания, направленные на:
-освоение систематических знаний;
-формирование и оценку навыка коммуникации;
-формирование и оценку навыка сотрудничества;
-формирование и оценку навыка рефлексии;
-формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции;
-формирование и оценку навыка самостоятельного - приобретения, переноса и интеграции знаний;
-формирование и оценку навыка разрешение проблем и проблемных ситуаций,
-формирование и оценку навыка ИКТ - компетентности обучающихся,
-формирование ценностно-смысловых установок.
Учебник имеет мультимедийное приложение к учебнику, включающее в себя тестовые задания и тренажер, помогающие учителю осуществлять текущий и итоговый контроль.
Следует отметить, что учебники написаны простым, доступным языком, содержат разнообразные примеры, ориентирующие школьников в их повседневной жизни. Содержание учебников полностью соответствует Федеральному государственному стандарту нового поколения основной образовательной программе образовательного учреждения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Обществознание»
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существенен вклад школьного обществоведческого образования в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для ее обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и для реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию в основной школе
Личностные результаты:

·мотивированность и направленность выпускника на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие у выпускника ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
выпускник должен уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
выпускник должен обрести способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются результаты в сфере:
познавательной:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии, социологии, экономики, юриспруденции, политологии, психологии и культурологии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно­мотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально­политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение обществознания в 5 классе отводится 1 час в учебную неделю, то есть 34 часа за учебный год, из них 32 часа относятся к учебной деятельности, 2 часа отведены на промежуточный контроль.
Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Учебно-технологическое обеспечение процесса реализации учебной программы:
Основная литература:
Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012
Агафонов С.В. Программы курса обществознания. 5-6 класс (ФГОС), Русское слово, М., 2012

Мультимедиа:
Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012
Дополнительная литература:
Вильчек В.М. Алгоритмы истории, АСТ., М., 2004 г.
Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века, Русское слово, М., 2005
Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984
Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010
Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Любое издание

Ресурсы Интернета:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] –«Учительская газета»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] –Газета «Первое сентября»

Планируемые результаты освоения четырех междисциплинарных программ на уроках обществознания
1. Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия.
образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определения понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Выпускник научится:
создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;
выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения;
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к частной информации и информационным правам других людей;
вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.

3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижения "хорошей гипотезы", эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории);
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

4. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.
Выпускник научится:
ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
находить в тексте требуемую информацию;
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст;
откликаться на содержание текста;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Содержание учебного предмета.
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ЧАСОВ)
1.Человек в социальном измерении (18 часов)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные роли личности.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное поведение личности?
Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
2.Ближайшее социальное окружение – 9 часов
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ЧАСОВ)
3. Общество – большой дом человечества (12 часов)
Что связывает людей в общество. Устройство и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
4. Общество, в котором мы живем (15 часов)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI века.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя РФ. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав ее населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ЧАСОВ).
5. Регулирование поведения людей в обществе (18 часов).
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция РФ – Основной закон государства. Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества – долг и обязанность.
6. Основы российского законодательства (9 часов).
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ЧАСОВ)
7. Мир экономики (12 часов).
Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и ее формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI века. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
8. Человек в экономических отношениях (6 часов).
Основные участники экономики – производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
9. Мир социальных отношений. (9 часов).
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость», «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика современного Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ЧАСОВ).
10. Политическая жизнь общества (16 часов).
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство РФ.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти РФ. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооруженные конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Глобализация и ее противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
11. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 часов).
Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, ее многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура РФ. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
12. Человек в меняющемся обществе (3 часа).
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создается молодыми.
































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К УЧЕБНИКУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 5 КЛАССА А.И. КРАВЧЕНКО
ИЗДАТЕЛЬСТВА «РУССКОЕ СЛОВО»

(34 часа)
№ п/п
Тема урока

Количество часов
Основные
понятия
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Дата
Дом/задание





Предметные
Метапредметные








регулятивные
коммуникативные
познавательные
личностные



1
Введение в курс обществознания

1
Общественные науки, обществознание
Обучающиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.
Обучающийся сможет с помощью схемы объяснить, чем общественные науки отличаются от других наук и от школьного предмета «обществознание».
Обучающийся сможет представить в виде схемы значение науки в жизни общества; различия между общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук с школьным предметом «обществознание».
Обучающийся сможет объяснить отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки.
Обучающийся усвоит назначение школьного предмета обществознание.

Стр – 5 – 7, читать, нарисовать ассоциативную картинку к слову «человек»

2
Загадка человека

1
Биологический, социальный
Обучающие смогут: объяснить значение понятий: социальный, биологический
Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека
Обучающиеся смогут оценить результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий
Обучающиеся смогут подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах
рисунок, план, мини сочинение.
Обучающийся сможет провести сравнительный анализ отличия человека от животного;
Привести конкретные примеры, доказывающие, что человек существо биологическое и социальное
На примере главного героя книги английского писателя Р. Киплинга Маугли обучающийся сможет высказать свое мнение по вопросу «Что в жизни соответствует действительности, а что нет?»

§1, работа по вопросам, практикум 1, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

3
Потребности человека

1
Потребности, возвышение потребностей
Обучающие смогут: объяснить термин «потребности» и привести примеры разных видов потребностей
Обучающиеся смогут по алгоритму составить план по возвышению и расширению своих потребностей
Обучающийся сможет объяснить на конкретных примерах расширение и возвышение своих потребностей
Обучающийся сможет привести собственные примеры разумных и неразумных потребностей
Выразить свое отношение к жителям Дурацко
го острова, из книги Н.Носова «Незнайка на Луне». Что хотел сказать автор превращая их в овец?

§2 работа по вопросам, практикум 4, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

4
Человеческие интересы

1
Интерес, иерархия интересов
Обучающие смогут: объяснить термины: интерес. Иерархия интересов
Обучающие смогут: преобразовать практическую задачу в познавательную, работая с текстом учебника о А.В. Суворове, подтвердив, что главный интерес в жизни Суворова, человека с широким кругом интересов - военное дело.
Обучающийся сможет сформулировать и аргументировать собственную позицию по вопросу иерархии интересов
Обучающийся сможет анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом (о Суворове)
Психолог С. Рубинштейн писал: «Можно интересоваться чем нибудь и быть заинтересованным в чем нибудь» Привести конкретные примеры, подтверждающие это высказывание.

§3 работа по вопросам, практикум 3, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

5
Как человек оценивает себя и других

1
Самооценка, способности, мораль
Обучающие смогут: объяснить значение понятия самооценка и какой она бывает, способности и мораль.
Обучающие смогут: с помощью схемы объяснить смысл понятия «самооценка»
Обучающиеся смогут оценить себя в соотношении с другими людьми, при этом критически и объективно относится к себе
Обучающие смогут объяснить, как влияют моральные нормы, представления о добре и зле на собственную оценку и оценку других людей.
Обучающиеся смогут объяснить фразу «Человек существует в оценке других людей»

§4, работа по вопросам, практикум 2, понятия учить, работа в РТ,

6
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

1
Инвалид, инвалидность
Обучающие смогут: объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности
Обучающиеся смогут сравнить положение инвалидов в нашей стране и за рубежом по заданному алгоритму
Обучающиеся смогут подобрать материал в средствах массовой информации и интернет ресурсах о положении инвалидов в нашей стране и за рубежом, проанализировать его и сделать вывод
Обучающиеся смогут подготовить мини проект: Определиться в небольшие группы и обойти окрестные дома и улицы, что в них приспособлено для инвалидов, а что нет. Как бы вы переделали неудобные места? Сформулировать предложения и отразить в проекте
Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями

§5 работа по вопросам, практикум индивидуально 4,5 понятия учить, работа в РТ,

7
Деятельность

1
Деятельность, интеллект, воля, личность поведение поступок, мотивы
Обучающие смогут назвать мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами
Обучающиеся смогут , используя схему «Структура деятельности» проанализировать вид своей деятельности по выбору.
Обучающиеся смогут на примере характеристики своих ежедневных действий выработать модель обучения в школе
Обучающиеся смогут на основе работы с текстом учебника сравнить действие и поступок , конкретизируя примерами. Описывать способы познания природы, человека.
Согласны ли вы с высказыванием»отрицательный результат (деятельности) тоже результат» Свой ответ обоснуйте
Определить какой вид деятельности является для вас сегодня главным? Какова её цель? Какие средства вы используете для достижения этой цели

§6 работа по вопросам, практикум 6, понятия учить, работа в РТ,

8
Как человек познает мир и самого себя

1
Познание, знания, мышление, самопознание
Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «знания», «познание», «мышление». Назвать отличия познания от самопознания
Обучающиеся смогут используя схему объяснить как человек познает мир и самого себя.
Обучающиеся смогут подготовиться и принять участие в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше»
Обучающиеся научатся правилам ведения дискуссии.
Обучающиеся смогут оценивать себя и отличать истинное знание от ложного

§7 работа по вопросам, практикум 2, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

9
Образование и самообразование

1
Образование. Самообразование. Инклюзивное образование.
Обучающиеся смогут объяснить значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся
Обучающиеся научатся прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу.
Обучающиеся смогут написать небольшое сочинение на тему «Хорошо учится - это значит»
Обучающиеся работая в парах смогут подготовить прогноз: Что может дать хорошее образование человеку и обществу.
Выразить
свое отношение к инклюзивному образованию

§8 работа по вопросам, практикум 2, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

10
Социализация

1
Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности
Обучающиеся смогут объяснить и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль. ценности
Используя схему, приведенную в учебнике, объяснить понятие социализация и перечислить социальные роли, которые уже освоили и спрогнозировать социальные роли, которые предстоит освоить на протяжении жизни
Обучающиеся смогут на основе беседы с родителями или другими взрослыми привести пример, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации
Обсудить и поделиться с одноклассниками подготовленной информацией.
Обучающиеся смогут дать оценку своему поведению в обществе. Написать несколько предложений о том , что мешает вести себя хорошо. А что помогает

§9 работа по вопросам, практикум 5, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

11
Положение человека в обществе

1
Социальный статус, социальное положение, ответственность.
Обучающиеся смогут определить от чего зависит положение человека в обществе, определить сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний
На основе приведенных в тексте параграфа типов темперамента пронаблюдать за собой и определить тип своего темперамента
Обучающиеся смогут использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности».
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей.
Работая в парах с текстом учебника выписать права и обязанности и ответственность человека в обществе
Составьте перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Что бы вы хотели изменить в своем характере

§10 работа по вопросам, практикум 6, понятия учить, работа в РТ,

12
Возрасты нашей жизни

1
Возрастной статус, возрастная роль, поколение
Смогут раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода
На основе работы с текстом учебника, соотнести себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой
Научатся систематизировать материал, определяя предпочтения каждой возрастной группы, заполняя заданную таблицу
Научатся проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы
Будут сформированы основы критического мышления в особенностях социальных отношений в каждой возрастной группе. Оценивать свое отношение к людям старшего и младшего школьного возраста, а также к сверстникам с нравственных позиций

§11 работа по вопросам, практикум 4, понятия учить, работа в РТ

13
Особенности подросткового возраста

1
Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники
Научатся характеризовать особенности подросткового возраста как переходного, переломного
Научатся самостоятельно адекватно определять правильность действия но основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
Научатся анализировать материал, предложенный в учебнике «Чувство взрослости» и описать как проявляется чувство взрослости на собственных примерах
Смогут увидеть и объяснить в чем проявляются сложности в выстраивании отношений со сверстниками
Объяснить смысл высказывания «Подростковый период-испытание данное каждому человеку»,подтверждая свою точку зрения примерами

§12 работа по вопросам, практикум 2, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

14
Контрольная работа за 1 полугодие
1







Повторить понятия

15
Что такое гендер

1
Гендер. Гендерные роли
Смогут объяснить смысл понятия гендер, как «социальный пол»
Оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выполняя задания практикума : «Закончите предложения»
На основе анализа текста учебника дать объяснение утверждениям: мужчина-«сильный пол». Женщина-«слабый пол» и выполнить практикум, предложенный в конце параграфа
Работая в группах, подготовить коллективный портрет» Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение в обществе», «Женщины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться. положение в обществе»,, используя знания, полученные на уроках истории, материалы энциклопедий и др.
Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека

§13 работа по вопросам, практикум 3, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

16
Различия в поведении мальчиков и девочек

1
Гендерная социализация
Смогут доказать, что различие в проведении мальчиков и девочек, связаны с природными различиями и гендерной социализацией
Отвечая на вопрос перед параграфом: С чем связаны различия в поведении мальчиков и девочек, представить варианты решения данного вопроса.
Смогут найти информацию и подготовить сообщение «Воспитание мальчиков и девочек у разных народов»Представить в различных знаковых системах (по выбору)
Работая в группах, организованных по гендернему признаку. Привести примеры детских игр, которые воспитывают мужские качества и женские качества
Представить ответ на вопрос: Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено мальчику, как положено девочке. Ответ аргументировать

§14 работа по вопросам, практикум 2, понятия учить, работа в РТ

17
Национальная принадлежность

1
Национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность.
Смогут объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность , миграция.
Отвечая на вопрос перед параграфом: Что такое национальная принадлежность, спланировать пути решения ответа на поставленный вопрос.
Подготовить презентацию о культуре других народов. Которую вы смогли узнать во время путешествий, поездок, экскурсий. Что особенно поразило. Запомнилось, приведи примеры
Научится задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при сборе информации об обычаях и традициях народов. Проживающих на территории России
Оценивать собставенные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности. Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни

§15 работа по вопросам, практикум 2, понятия учить, работа в РТ

18
Юные граждане России

1
Гражданство. Гражданин, права человека, паспорт
Смогут объяснить значение понятий гражданин, гражданство. Права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ смогут назвать права, человека. Которые он получает от рождения
Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, назвать права, которым, вы уже пользуетесь.
Завершить предложение: «Я как гражданин России , обязан хорошо учится, потому что»
На основе парной работы научится задавать вопросы. контролируя партнера(меняясь ролями: контролер. исполнитель)
Завершить предложение: «Я как гражданин России , обязан хорошо учится, потому что»

§16 работа по вопросам, практикум 4, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

19
Здоровый образ жизни

1
Здоровый образ жизни
Смогут охарактеризовать основные составляющие здорового образа жизни
Спрогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие здорового образа жизни
Научатся устанавливать причинно-следственные связи, анализируя составляющие здорового образа жизни и состояние своего здоровья
Научатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
проводя опрос родственников или знакомых долгожителей
,выяснив у них в чем секрет долголетия
Научится

§17 работа по вопросам, практикум 4, понятия учить, работа в РТ

20
Безопасность жизни

1
Опасность, безопасность, привычка
Смогут охарактеризовать правила безопасной жизни, выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни
Научатся планировать пути достижения целей анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек
Научатся осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для данной операции, работая со схемой «Привычки»
Напучатся корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.

Научится ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, мотивируя и обосновывая свой ответ на вопрос «Опасен не то, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе»

§18 работа по вопросам, практикум 2, понятия учить, работа в РТ

21
Самые близкие люди

1
Семья, родство, семейные роли
Смогут объяснить кто такие современники. Семья и каково значение семьи для человека и общества.
Научится самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. И вносить необходимые коррективы, работая со схемой «Кто такие современники»
Научится осуществлять логическую операцию обобщать понятия
Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре над разделом семья.
Будет сформировано уважение ценностей семьи

§19 работа по вопросам, практикум 2, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

22
Семейные отношения

1
Семейные конфликты
Смогут дать характеристику семейным отношениям
,назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов
Научатся используя схему приведенную в учебнике спланировать пути решения проблемы, обозначенной в уроке: В чем причина конфликтов между родителями и детьми
Научатся понимать переносной смысл выражений, объясняя смысл пословиц, приведенных в конце параграфа
Научатся формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения над вопросом: Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего?
Будет сформировано уважение ценностей семьи

§20 работа по вопросам, практикум 4, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

23
Семейные ценности и традиции

1
Семейные ценности и традиции
Смогут объяснить значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными.
Смогут по заданному плану, предложенному в учебнике составить рассказ о ценностях и традициях своей семьи
Научатся строить классификацию выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи
Научится строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми составляя родословное древо своей семьи.
Будет сформировано уважение ценностей семьи

§21 работа по вопросам, практикум 1, понятия учить, работа в РТ


Забота и воспитание в семье

1
воспитание
Смогут объяснить понятие « воспитание», сравнить системы воспитания детей
Научится построению жизненных планов во временной перспективе
Научатся основам изучающего , усваивающего и поискового чтения, работая с текстом учебника, используя и материал учебника истории 5 класса, сравнивая воспитание детей у древних спартанцев и воспитанием современных детей
Научатся планировать общие способы работы, работая в группах. Объясняя значение пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа
Будет сформировано уважение ценностей семьи

§22 работа по вопросам, практикум 2 выполнить совместно с родителями , понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

24
Государственная поддержка семьи

1
Материнский капитал. Государственная социальная помощь
Смогут объяснить, что такое «государственная социальная помощь», конкретизировать роль семьи в жизни человека и общества и аргументировать свой ответ. Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей
Научатся преобразованию практической задачи в познавательную. отвечая на вопрос перед параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?»
Научатся осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и сети Интернет, подбирая информацию о социальных приютах для детей и подростков; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов
Научатся задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при подготовке ответа на вопрос Какую помощь от государства получала или получает ваша семья?
Будет сформировано знание положение Конституции РФ, основные права и обязанности гражданина в семейных отношениях.

§23 работа по вопросам, практикум 1,2 выполнять с родителями, понятия учить, работа в РТ

25 - 26
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1
Дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление, удочерение, приемная семья
Смогут объяснить кто такие дети сироты и социальные сироты , что такое усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Научатся находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптивных источников различного типа и знаковой системы

Научатся прилагать волевые усилия при достижении целей, собирая информацию о любом детском доме
,расположенном в регионе
Научатся исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
Научатся планировать общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Будет формироваться потребность в участии в общественной жизни, в благотворительных акциях

§24 работа по вопросам, практикум 2, понятия учить, работа в РТ

27 - 28
Человек в малой группе

1
Группа. Малая группа, межличностные отношения.
Смогут объяснить понятия: Малая группа, Конформизм Межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах
Смогут спрогнозировать ответ на поставленный вопрос авторами учебника Каковы отношения между людьми в малой группе?
Научатся структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая ответ на вопрос: Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе, предложив способы решения этих проблем
Научатся оценивать собственное отношение с другими людьми, в том числе для корректировки собственного поведения
Будет формироваться уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.

§25 работа по вопросам, практикум 4,5 понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.

29 - 30
Общение

1
Общение, манера общения дружба
Смогут объяснить понятия общения, манера общения, дружба
Овладеют основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением
Научатся строить логическое рассуждение, отвечая на вопрос :есть в словах Платона противоречие «Сократ мне друг, но истина дороже»
Научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности объясняя смысл пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа
Будет формироваться готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников

§26 работа по вопросам, практикум 5, 6, понятия учить, работа в РТ

31 - 32
Межличностные конфликты

1
Конфликт, компромисс
Смогут объяснить причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира (приводя примеры конфликтов и способы разрешения
Будут учиться овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний
Научатся устанавливать причинно-следственные связи рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях
Будут учиться управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов
Будет формироваться позитивная моральная самооценка и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении

§27 работа по вопросам, практикум 5, понятия учить, работа в РТ, работа на тренажёре.
Подготовить презентацию «Конфликт»

33
Повторение



Научатся сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);


Будут учиться выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике


Индивидуальная работа по карточкам, работа на тренажёре.


34
Контрольная работа за 2 полугодие

1







Индивидуальная работа по карточкам, работа на тренажёре.

3.Система оценки достижения планируемых результатов
Стартовая диагностика.
Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Корзина идей», таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать».
Тематические контрольные работы по классам.
Текущий контроль.
В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
В 5 классе контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде решения задач, решения кроссвордов.
Итоговая оценка.
В 5 классах итоговая оценка по обществознанию выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном журнале и дневниках учащихся, тематических контрольных работ, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итоговой контрольной работы.
Оценка проектной и исследовательской деятельности.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
 способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
 способность к сотрудничеству и коммуникации;
 способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
 способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
 способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Критерии оценки предметных результатов.
Критерии оценивания учащихся 5-х классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)
Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


 При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе требований ФГОС ООО к предметным результатам учащихся, а также структурных элементов некоторых компетенций, усвоение которых считаются обязательными результатами обучения.
Оценка проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности


Базовый
Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Регуля-тивные действия
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.


Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.
При необходимости использования аналитического подхода к описанию результатов вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 79 первичных баллов (отметка «хорошо») или 1012 первичных баллов (отметка «отлично»).
2. Примерные темы исследовательских и проектных работ для учащихся 5 класса

Исследовательские:
Мифы о происхождении человека.
«Маугли» XXI века.
Положение человека в обществе.
Подростковый период- испытание, данное каждому человеку.
Женщина (мужчина) в Древнем мире: образ жизни, манера одеваться, положение в обществе.
Влияние самооценки на положение ученика в классном коллективе.
Как государство помогает семье.
На планете взрослых людей.
История параолимпийских игр.
Права ребёнка в конституции РФ.
Проектные:
1.Роль семьи в моей жизни (родословное дерево).
2.Мой дедушка (бабушка) участник Великой Отечественной войны.
3.Мой психологический портрет.
4.Моё доброе дело.
5.Мой семейный альбом.
6.Чайные традиции народов России.
7.Национальный костюм. «Куклы мира».
8.Хорошо учиться - это значит?
9.Параолимпийские игры в лицах.
10.По праву памяти живём.

Проектные и исследовательские работы создаются учащимися под руководством учителя не более двух раз в год по любой выбранной им теме из первой и второй глав.