Конспект урока по окружающему миру Зима в городе


Название курса, класс: “Окружающий мир”,3 класс.
Тема урока: «Зима в городе»
Тип урока: Экскурсия
Цель урока: получение учащимися знаний самостоятельно в ходе проведения непосредственных наблюдений природы.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать представления о зиме в городе, исследовать деревья и кустарники города, изучить снег и снежный покров, сформировать умение наблюдать за жизнью животных города зимой.
Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, внимание, память, экологическую культуру, логически верно выражать свои мысли, умение работать в группе.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родной природе, формировать познавательный интерес.
Оборудование: лопата (2), уличные термометры (2), снегомерная рейка, корзина.
Ход урока
Общее введение.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
Метод: беседа с элементами рассказа.
-Сегодня мы вы будите наблюдателями и исследователями. Зима в Кузбассе это самый длинный сезонный период. Мы ходили в декабре наблюдать за природой, а сейчас пойдем в марте. Хотите узнать, чем отличается зима в декабре от марта? (да)
-Какие признаки природы вы знаете? (Одно из четырёх времён года между осенью и весной. Основной признак этого времени года — устойчивая низкая температура, во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег).
-Давайте дадим характеристику сегодняшней погоде? (Дети дают характеристику погоде).
Характеристика местности.
Метод: рассказ ученика с элементами беседы.
-Мы пойдем с вами на пришкольный участок.
-Кто-нибудь знает из вас историю пришкольного участка? (Нет)
-Послушайте тогда историю создания пришкольного участка.
-Кто знает, что нужно делать, чтобы сохранить участок? (Один ученик у доски рассказывает).
-Кто знает, что нужно делать, чтобы сохранить участок? (Нужно заботиться о нем, не ссорить, садить новые цветы)
-Вам надо разделиться на 4 группы и выбрать себе бригадира. (Дети делятся на группы и выбирают себе бригадира).
Объяснение инструкции учителем:
-На каждую группу будет дана инструкция. Ваш бригадир распределит ваши действия в группе, я буду вам помогать, если что будет не понятно.
-Каждый бригадир пусть подойдет ко мне и возьмет оборудование на свою группу. Теперь вы исследователи, приступайте к работе.
2. Изучение нового материала.
Прием: работа в группе, использование инструкции, оборудования.
Самостоятельная работа учащихся.
Инструкция 1
Деревья и кустарники города зимой
1.Зарисовать (сфотографировать) силуэты деревьев, кустарников (не менее 5).
2.Назвать растения.
3.Собрать плоды растений.
4.Создать коллекцию плодов.
Инструкция 2
Изучение снега
Цвет снега.
Определить влажность снега (для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты- он сухой; если на лопате остаются комочки снега- влажный, если с лопаты льется вода, а снег собирается комом- он сырой).
Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь-он мягкий, если в снег входит только палец- он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож)-он жесткий).
Глубина снега (с помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега в разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).
Инструкция 3
Изучение снежного покрова
1. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой (лопатой) вертикально, рассмотреть слои снега.
2. Посчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.
3. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.
4. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).
5. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?).
Инструкция 4
Наблюдения за жизнью животных города зимой
1.Наблюдения за птицами:
-примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);
-цвет птицы;
-что ест;
-где сидит;
-чем занята;
-зарисовать следы птицы;
-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.
2.Наблюдения за млекопитающими:
-назвать животное;
-чем занято животное;
-зарисовать следы.
3. Беседа по итогам наблюдения.
Метод: рассказ с элементами беседы.
-Вы провели исследования, а сейчас вам надо поделиться своими выводами со всем классом.
Выступает первая группа по инструкции 1:
-Нам удалось увидеть следующие деревья и кустарники: ясень, липа, лиственница, сирень, барбарис. Представленные кустарники и деревья мы сфотографировали. Также мы смогли найти следующие плоды: сирени, липы, клена. Таким образом, у нас получилась вот такая коллекция:

Сирень Ясень Липа
Барбарис Лиственница Плоды:

Сирень Липа Клен

Выступает вторая группа по инструкции 2:
-Мы определили, что цвет снега серо-белый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь  значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках: под деревьями – 33 см, под кустарниками – 35 см, на ровной поверхности – 20см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной  поверхности его выдувает ветер.
Выступает третья группа по инструкции 3:
-Мы выкопали снежный шурф до почвы. Мы подсчитали количество слоев: белых – 3, серых - 2, черных – 1. Всего 6 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 0° С и у поверхности снежного покрова – 2° С.  Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды: в конце февраля и начале марта падал снег, о чем говорит белый слой снега в 2 см; в ясную погоду снег становится черным 1 см; т. к. снег шел несколько дней подряд в феврале, слой становился белым 3 см; в переменную погоду часто были дни без снега- слой темно-серый 7 см; снегопад несколько недель подряд – конец декабря- белый слой 6 см

Снежный покров - 23 см 2 см Белый Конец февраля - март
1 см Черный Ясная погода
3 см Белый Снегопад несколько дней подряд – февраль
7 см Темно-серый Переменная погода. Часто были дни без снега.
4 см Серый Переменная погода. Часто шёл снег.
6 см Белый Снегопад несколько недель подряд – конец декабря
травка
Температура: у почвы - 0°С, на поверхности – минус 2°С
Выступает четвертая группа по инструкции 4:
-Первым, кто нам встретилась, была собака. Во время наблюдений собаки играли друг с другом.
-Птиц мы наблюдали таких:
Синица: размер - с воробья; цвет - спинка черная, брюшко - зеленовато-желтое. В момент наблюдения синичка кушала зернышки. Траектория полета волнообразная угловатая.
Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели несколько воробьев. Они сидели на ветке дерева плотно друг к другу, вероятно грелись. Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше.
Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. Траектория полета волнообразная, плавная.
-Подробно рассмотреть наши наблюдения вы можете по нашим зарисовкам:
046355
Итог урока.
Метод: беседа.
-Что узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
Посмотрите, что у вас на столах? (карандаши)
-Из чего они сделаны?
-Выберите  красный карандаш - если, вам понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете поделиться сегодняшней информацией с родителями, или синий карандашик - если вам было скучно  урок вам не понравился и ничего нового вы не узнали, потому что ничего не поняли на уроке.
-Запишите домашнее задание. Нарисовать наш пришкольный участок.

Этапы урока Деятельность
учителя Деятельность учеников Методы обучения
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»?
Проверка рабочего места 2. Изучение нового материала.
3. Беседа по итогам наблюдения.
6. Итог урока
-Сегодня мы вы будите наблюдателями и исследователями. Зима в Кузбассе это самый длинный сезонный период. Мы ходили в декабре наблюдать за природой, а сейчас пойдем в марте. Хотите узнать, чем отличается зима в декабре от марта?
-Какие признаки природы вы знаете?
-Давайте дадим характеристику сегодняшней погоде?
Характеристика местности.
-Мы пойдем с вами на пришкольный участок.
-Кто-нибудь знает из вас историю пришкольного участка?
-Послушайте тогда историю создания пришкольного участка.
-Кто знает, что нужно делать, чтобы сохранить участок?
-Вам надо разделиться на 4 группы и выбрать себе бригадира.
Объяснение инструкции учителем:
-На каждую группу будет дана инструкция. Ваш бригадир распределит ваши действия в группе, я буду вам помогать, если что будет не понятно.
-Каждый бригадир пусть подойдет ко мне и возьмет оборудование на свою группу. Теперь вы исследователи, приступайте к работе.
Самостоятельная работа учащихся.
Инструкция 1
Деревья и кустарники города зимой
1.Зарисовать (сфотографировать) силуэты деревьев, кустарников (не менее 5).
2.Назвать растения.
3.Собрать плоды растений.
4.Создать коллекцию плодов.
Инструкция 2
Изучение снега
Цвет снега.
Определить влажность снега (для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты- он сухой; если на лопате остаются комочки снега- влажный, если с лопаты льется вода, а снег собирается комом- он сырой).
Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь-он мягкий, если в снег входит только палец- он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож)-он жесткий).
Глубина снега (с помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега в разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).
Инструкция 3
Изучение снежного покрова
1. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой (лопатой) вертикально, рассмотреть слои снега.
2. Посчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.
3. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.
4. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).
5. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?).
Инструкция 4
Наблюдения за жизнью животных города зимой
1.Наблюдения за птицами:
-примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);
-цвет птицы;
-что ест;
-где сидит;
-чем занята;
-зарисовать следы птицы;
-зарисовать траекторию (путь, линию) полета.
2.Наблюдения за млекопитающими:
-назвать животное;
-чем занято животное;
-зарисовать следы.
-Вы провели исследования, а сейчас вам надо поделиться своими выводами со всем классом.
Выступает первая группа по инструкции 1:
-Нам удалось увидеть следующие деревья и кустарники: ясень, липа, лиственница, сирень, барбарис. Представленные кустарники и деревья мы сфотографировали. Также мы смогли найти следующие плоды: сирени, липы, клена. Таким образом, у нас получилась вот такая коллекция:

Сирень Ясень Липа
Барбарис Лиственница Плоды:

Сирень Липа Клен
Выступает вторая группа по инструкции 2:
-Мы определили, что цвет снега серо-белый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь  значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках: под деревьями – 33 см, под кустарниками – 35 см, на ровной поверхности – 20см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной  поверхности его выдувает ветер.
Выступает третья группа по инструкции 3:
-Мы выкопали снежный шурф до почвы. Мы подсчитали количество слоев: белых – 3, серых - 2, черных – 1. Всего 6 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 0° С и у поверхности снежного покрова – 2° С.  Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды: в конце февраля и начале марта падал снег, о чем говорит белый слой снега в 2 см; в ясную погоду снег становится черным 1 см; т. к. снег шел несколько дней подряд в феврале, слой становился белым 3 см; в переменную погоду часто были дни без снега- слой темно-серый 7 см; снегопад несколько недель подряд – конец декабря- белый слой 6 см

Снежный покров - 23 см 2 см Белый Конец февраля - март
1 см Черный Ясная погода
3 см Белый Снегопад несколько дней подряд – февраль
7 см Темно-серый Переменная погода. Часто были дни без снега.
4 см Серый Переменная погода. Часто шёл снег.
6 см Белый Снегопад несколько недель подряд – конец декабря
травка
Температура: у почвы - 0°С, на поверхности – минус 2°С
Выступает четвертая группа по инструкции 4:
-Первым, кто нам встретилась, была собака. Во время наблюдений собаки играли друг с другом.
-Птиц мы наблюдали таких:
Синица: размер - с воробья; цвет - спинка черная, брюшко - зеленовато-желтое. В момент наблюдения синичка кушала зернышки. Траектория полета волнообразная угловатая.
Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели несколько воробьев. Они сидели на ветке дерева плотно друг к другу, вероятно грелись. Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше.
Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. Траектория полета волнообразная, плавная.
-Подробно рассмотреть наши наблюдения вы можете по нашим зарисовкам:
-127050165
Да
Одно из четырёх времён года между осенью и весной. Основной признак этого времени года — устойчивая низкая температура, во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег.
Дети дают характеристику погоде.
Нет
Один ученик у доски рассказывает
Нужно заботиться о нем, не ссорить, садить новые цветы.
Ребята делятся на группы, выбирают себе бригадира. Словесный метод:
Сообщение учеников
Наглядный метод: показ фильма
Словесный метод: беседа
Прием: индивидуальная работа
Прием: работа с карточками
Словесный метод: беседа