Программа внеурочной деятельности (по общеинтеллектуальному направлению) «Занимательная математика»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17

Утверждаю:
_______________
директор школы: Смолякова И.А.
МКОУ «СОШ № 17»

Программа внеурочной деятельности
(по общеинтеллектуальному направлению)
«Занимательная математика»
Срок реализации: 4 года
Возрастная категория обучающихся: 1-4 классы
Учитель начальных классов:
Харламова Т.Л.
г. Лиски
2016-2017 уч. год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Календарно – тематический план
1 класс
№ п/п Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов Характеристика деятельности Сроки проведения
план факт
1. Математика – это интересно
1 Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается покомандам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). 03/09 2. Танграм: древняя китайская головоломка  1 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-полненной работы.
10/09 3. Путешествие точки 1 Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
17/09 4. Игры с кубиками 1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-дого два кубика). Взаимный контроль.
24/09 5. Танграм: древняя китайская головоломка 1 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частичнозаданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составлениекартинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-ненной работы.
01/10 6 Волшебная линейка 1 Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-новения линейки.
08/10 7 Праздник числа 10 1 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.
15/10 8 Конструирование многоугольников из деталей танграма1 Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.Проверка выполненной работы.
22/10 9 Игра-соревнование «Весёлый счёт» 1 Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всейтаблице.
29/10 10 Игры с кубиками 1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-дого два кубика). Взаимный контроль.
12/11 11-12 Конструкторы лего2 Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-венному замыслу.
19,26/11 13 Весёлая геометрия 1 Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.
03/12 14 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Вычитание в пределах 10».
10/12 15-16 «Спичечный» конструктор 2 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-ной работы.
17,24/
12 17 Задачи-смекалки 1 Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколькоспособов решения.
14/12 18 Прятки с фигурами 1 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работас таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
21/01 19 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитаниев пределах 20».
28/01 20 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
04/02 21-22 Математическая карусель 2 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-ловоломки, занимательные задачи.18,25
/02 23 Уголки 1 Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственномузамыслу. 04/03 24 Игра в магазин. Монеты 1 Сложение и вычитание в пределах 20.
11/03 25 Конструирование фигур из деталей танграма1 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составлениефигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-ной работы.
18/03 26 Игры с кубиками 1 Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.Взаимный контроль.
01/04 27 Математическое путешествие 1 Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи-тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундамзаписываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7  7 + 2 = 9  9 – 3 = 6  6 + 5 = 112-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.
08/04 28 Математические игры 1 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». 15/04 29 Секреты задач 1 Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. 22/04 30 Математическая карусель 1 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
29/04 31 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
06/05 32 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,«Вычитание в пределах 20».
13/05 33 КВН
«Математика – Царица наук» 1 20/05 2 класс
№ п/п Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов Характеристика деятельности Сроки проведения
1. «Удивительная снежинка»
1 Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»
2. Иrpa«Крестики-нолики» 1 Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20
3. Математические игры
1 Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
4. Прятки с фигурами
1 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
5. Секреты задач
1 Решение нестандартных
и занимательных задач. Задачи в стихах.
6-7 «Спичечный» конструктор
2 Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
8. Геометрический калейдоскоп
1 Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
9. Числовые головоломки
1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).
10. «Шаг в будущее»
1 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
11. Геометрия вокруг нас
1 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
12. Путешествие точки
1 Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
13. «Шаг в будущее»
1 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
14. Тайны окружности
1 Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
15. Математическое путешествие
1 Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.
1-й раунд:
34 - 14 = 20
20 + 18 = 38
38 - 16 = 22 22+ 15 = 37
16-17 «Новогодний серпантин»
2 Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
18 Математические игры
1 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».
19. «Часы нас будят по утрам...»
1 Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.
20. Геометрический калейдоскоп
1 Задания на разрезание и составление фигур.
21. Головоломки
1 Расшифровка закодированных слов. 22. Секреты задач
1 Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.
23. «Что скрывает сорока?»
1 Решение и составление ребусов, 24. Интеллектуальная разминка
1 Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
25. Дважды два — четыре
1 Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».
26-27. Дважды два — четыре
2 Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
28. В царстве смекалки
1 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 29. Интеллектуальная разминка
1 Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
30. Составь квадрат
.
1 Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей 31-32. Мир занимательных задач
2 Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..
33. Математические фокусы
1 Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
34. Математическая эстафета
1 Решение олимпиадных задач 3 класс
№ п/п Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов Характеристика деятельности Сроки проведения
план факт
1. Интеллектуальная разминка 1 Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». 2. «Числовой» конструктор 1 Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. Геометрия вокруг нас 1 Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. 4. Волшебные переливания 1 Задачи на переливание.
5-6 В царстве смекалки 2 Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информациии выпуск математической газеты (работа в группах).
7 «Шаг в будущее» 1 Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркетыи мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-струирование». 8-9 «Спичечный» конструктор 2 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненнойработы. 10 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
11-12 Интеллектуальная разминка 2 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
13 Математические фокусы 1 Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобыв ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
14 Математические игры 1 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол-шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонкис зонтиками» (по выбору учащихся).
15 Секреты чисел 1 Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на-право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)тремя одинаковыми цифрами.
16 Математическая копилка 1 Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-зеты, детские журналы), для составления задач.
17 Математическое путешествие 1 Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав-ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимныйконтроль.1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 ++ 150= 670
18 Выбери маршрут 1 Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотоекольцо» России, города-герои и др. 19 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-слового кроссворда (судоку).
20 -21 В царстве смекалки 2 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 22 Мир занимательных задач 1 Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи надоказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. 23 Геометрический калейдоскоп 1 Конструирование многоугольников из заданных элементов.Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображенияна части; заданного в уменьшенном масштабе.
24 Интеллектуальная разминка 1 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
25 Разверни листок 1 Задачи и задания на развитие пространственных представлений. 26-27 От секунды до столетия 2 Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит заодну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успеваетсделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своихродственников.
28 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-слового кроссворда (какуро).
29 Конкурс смекалки 1 Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
30 Это было в старину 1 Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
31 Математические фокусы 1 Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначноечисло. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. 32-33 Энциклопедия математических развлечений 2 Составление сборника занимательных заданий. Использованиеразных источников информации (детские познавательные журналы,книги и др.).
34 Математический лабиринт 1 Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго-товка к международному конкурсу «Кенгуру».

4 класс
№ п/п Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов Характеристика деятельности Сроки проведения
план факт
1. Интеллектуальная разминка 1 Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». 2. Числа-великаны 1 Как велик миллион? Что такое гугол?
3. Мир занимательных задач 1 Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
4. Кто что увидит? 1 Задачи и задания на развитие пространственных представлений. 5 Римские цифры 1 Занимательные задания с римскими цифрами.
6 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-слового кроссворда (судоку, какуро).
7 Секреты задач 1 Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
8 В царстве смекалки 1 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 9 Математический марафон 1 Решение задач международного конкурса «Кенгуру». 10-11 «Спичечный» конструктор 2 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. 12 Выбери маршрут 1 Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояниямежду городами и сёлами.
13 Интеллектуальная разминка 1 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
14 Математические фокусы 1 «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколькопоследовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
15-17 Занимательное моделирование 3 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмныхфигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-эдр (по выбору учащихся).
18 Математическая копилка 1 Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-зеты, детские журналы), для составления задач.
19 Какие слова
спрятаны в таблице?
1 Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) 20 «Математика — наш друг!»  1 Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и заданияпо проверке готовых решений, в том числе неверных. 21 Решай, отгадывай, считай 1 Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядомстоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,можно использовать скобки.
22-23 В царстве смекалки 2 Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). 24 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
25-26 Мир занимательных задач 2 Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в видетаблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составомусловия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение буквв условной записи.
27 Математические фокусы 1 Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
28-29 Интеллектуальная разминка 2 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,занимательные задачи.
30 Блиц-турнир по решению задач 1 Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений.
31 Математическая копилка 1 Математика в спорте. Создание сборника числового материала длясоставления задач.
32 Геометрические фигуры вокруг нас 1 Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?(Работа с набором «Танграм».)
33 Математический лабиринт 1 Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
34 Математический праздник 1 Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».
Содержание программыЧисла. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Материально-техническое обеспечение
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3,4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».
Методическое обеспечение
Литература для учащихся
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.