РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА 2X2»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 1393 «ШКОЛА РОСТ»


«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 1393 «Школа РОСТ»

___________________ А.В.Лопатин

«___»_______________2014г.

Рассмотрено на заседании МО начальных классов ГБОУ СОШ № 1393 «Школа РОСТ»

Протокол №____________

«___»_______________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА 2X2»

1 – 4 КЛАССЫ

Составитель:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1393 «Школа РОСТ»
Пушкова Валентина Васильевна
МОСКВА
2014-15 уч.г.
I. Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.

Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.



Формы и режим занятий

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Математические игры:
«Весёлый счёт» игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) двусторонние карточки: на одной стороне задание, на другой ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».




Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»



Календарно – тематический план
1 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения





план
факт

1.
Математика – это интересно

1
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 Ч 3 клетки).



2.
Танграм: древняя китайская головоломка 
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы- полненной работы.




3.
Путешествие точки
1
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»




4.
Игры с кубиками
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж- дого два кубика). Взаимный контроль.




5.
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол- ненной работы.




6
Волшебная линейка
1
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник- новения линейки.




7
Праздник числа 10
1
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле- ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.




8
Конструирование многоугольников из деталей танграма

1
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча- стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав- ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.




9
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 Ч 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.




10
Игры с кубиками
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж- дого два кубика). Взаимный контроль.




11-12
Конструкторы лего
2
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал- горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст- венному замыслу.




13
Весёлая геометрия
1
Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.




14
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».




15-16
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен- ной работы.




17
Задачи-смекалки
1
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.




18
Прятки с фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».




19
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».





20
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).





21-22
Математическая карусель
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го- ловоломки, занимательные задачи.




23
Уголки
1
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.



24
Игра в магазин. Монеты
1
Сложение и вычитание в пределах 20.




25
Конструирование фигур из деталей танграма
1
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за- данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен- ной работы.




26
Игры с кубиками
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх- них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер- вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.




27
Математическое путешествие
1
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер- вый ученик из числа вычитает 3; второй прибавляет 2, третий вычи- тает 3, а четвёртый прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7  7 + 2 = 9  9 – 3 = 6  6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д.




28
Математические игры
1
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».



29
Секреты задач
1
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.



30
Математическая карусель
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.




31
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).




32
Математические игры
1
Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».




33
КВН
«Математика – Царица наук»
1










2 класс

№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения








1.
«Удивительная снежинка»

1
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»




2.
Иrpa«Крестики-нолики»
1
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20




3.
Математические игры

1
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»




4.
Прятки с фигурами

1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.




5.
Секреты задач


1
Решение нестандартных
и занимательных задач. Задачи в стихах.





6-7
«Спичечный» конструктор

2
Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.





8.
Геометрический калейдоскоп

1
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.




9.
Числовые головоломки

1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).




10.
«Шаг в будущее»

1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».




11.
Геометрия вокруг нас


1
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.




12.
Путешествие точки

1
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.




13.
«Шаг в будущее»

1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.




14.
Тайны окружности

1
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).




15.
Математическое путешествие

1
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй прибавляет 18, третий вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.
1-й раунд:
34 - 14 = 20
20 + 18 = 38
38 - 16 = 22 22+ 15 = 37




16-17
«Новогодний серпантин»

2
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.





18
Математические игры

1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».




19.
«Часы нас будят по утрам...»

1
Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.




20.
Геометрический калейдоскоп

1
Задания на разрезание и составление фигур.




21.
Головоломки

1
Расшифровка закодированных слов.



22.
Секреты задач

1
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.




23.
«Что скрывает сорока?»

1
Решение и составление ребусов,



24.
Интеллектуальная разминка

1
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.




25.
Дважды два четыре

1
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».




26-27.
Дважды два четыре

2
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».




28.
В царстве смекалки

1
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).



29.
Интеллектуальная разминка

1
Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.




30.
Составь квадрат
.

1
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей



31-32.
Мир занимательных задач

2
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..




33.
Математические фокусы

1
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).




34.
Математическая эстафета


1
Решение олимпиадных задач





3 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения





план
факт

1.
Интеллектуальная разминка
1
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».



2.
«Числовой» конструктор
1
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, , 90; 3) 100, 200, 300, 400, , 900.



3.
Геометрия вокруг нас
1
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.



4.
Волшебные переливания
1
Задачи на переливание.




5-6
В царстве смекалки
2
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).




7
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон- струирование».



8-9
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.



10
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).




11-12
Интеллектуальная разминка
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.




13
Математические фокусы
1
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, , 15.




14
Математические игры
1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол- шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).




15
Секреты чисел
1
Числовой палиндром число, которое читается одинаково слева на- право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.




16
Математическая копилка
1
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- зеты, детские журналы), для составления задач.




17
Математическое путешествие
1
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- рой  прибавляет 180, третий вычитает 160, а четвёртый прибав- ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + + 150= 670




18
Выбери маршрут
1
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.



19
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- слового кроссворда (судоку).




20 -21
В царстве смекалки
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).



22
Мир занимательных задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.



23
Геометрический калейдоскоп
1
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.




24
Интеллектуальная разминка
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.




25
Разверни листок
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.



26-27
От секунды до столетия
2
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?  Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.




28
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- слового кроссворда (какуро).




29
Конкурс смекалки
1
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.




30
Это было в старину
1
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.  Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»




31
Математические фокусы
1
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.



32-33
Энциклопедия математических развлечений
2
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).




34
Математический лабиринт
1
Итоговое занятие открытый интеллектуальный марафон. Подго- товка к международному конкурсу «Кенгуру».





4 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения





план
факт

1.
Интеллектуальная разминка
1
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».



2.
Числа-великаны
1
Как велик миллион? Что такое гугол?




3.
Мир занимательных задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до- казательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.




4.
Кто что увидит?
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.



5
Римские цифры
1
Занимательные задания с римскими цифрами.




6
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- слового кроссворда (судоку, какуро).




7
Секреты задач
1
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).




8
В царстве смекалки
1
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).



9
Математический марафон
1
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».



10-11
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.



12
Выбери маршрут
1
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.




13
Интеллектуальная разминка
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.




14
Математические фокусы
1
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.




15-17
Занимательное моделирование
3
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь- ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса- эдр (по выбору учащихся).




18
Математическая копилка
1
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- зеты, детские журналы), для составления задач.




19
Какие слова
спрятаны в таблице?

1
Поиск в таблице (9 Ч 9) слов, связанных с математикой. (Например, за- дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)



20
«Математика наш друг!» 
1
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за- дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.



21
Решай, отгадывай, считай
1
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.




22-23
В царстве смекалки
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).



24
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).




25-26
Мир занимательных задач
2
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.




27
Математические фокусы
1
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.




28-29
Интеллектуальная разминка
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.





30
Блиц-турнир по решению задач
1
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.





31
Математическая копилка
1
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.




32
Геометрические фигуры вокруг нас
1
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 Ч5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)




33
Математический лабиринт
1
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».




34
Математический праздник
1
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».




Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Материально-техническое обеспечение
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».







Методическое обеспечение
Литература для учащихся
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждении. М.: Вентана-Граф
Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. М.: Знаток, 2009.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
















13PAGE \* MERGEFORMAT143915








Заголовок 215