Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 5 класс создана на основе авторской программы А.П.Пасхалова «Занимательная грамматика» 5 класс из расчета 34 часа в год (1 час в неделю). (М: издательство НЦ ЖАС, 2009г)
Актуальность введения в школе данного курса определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, рассказать в доступной форме о трудностях русского языка (нестандартными способами), заинтересовать учеников таким сложным предметом, как русский язык.
Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Цель внеклассной работы: формирование относительной орфографической, пунктуационной грамотности, степень относительности должна стремиться к нулю. развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи:
продолжить формирование навыка относительной орфографической, пунктуационной грамотности;
расширение читательского кругозора;
развивать орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей
(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными).

способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку; представить языковые явления так, чтобы стали ясны причины, по которым появились те или иные правила и нормы;


Принципы:
Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи.
Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы:
Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации:
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая

Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы .

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 5-го класса учащиеся должны знать:

отличительные признаки основных языковых единиц;

основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

слова, словосочетания, предложения, текста;

основные орфографические и пунктуационные правила;

о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями





Содержание программы

Введение. Язык мой – друг мой .Беседа о богатстве и разнообразии русского языка, его значении в жизни общества и месте, занимаемом в мире.
Словарь – мой добрый друг и верный помощник. Знакомства со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей.
Отработка навыков поисковой деятельности учащихся по теме «История моего имени». Презентации.
Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Разыгрывание ситуаций со словами.
Многозначные слова. Знакомство с многозначными словами, словами и омонимами. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Синонимы. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Этимология. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями.
Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке.
Фразеологизмы.
Орфография.
Мягкий знак в конце и середине слова.
Сочетания ЖИ-ШИ.
Звонкие и глухие “двойняшки”.
Непроизносимые согласные.
Словообразование. Из чего состоят слова? Слова-родственники.
Морфология.
Существительные – слова с предметным значением.
Прилагательные – слова, называющие признаки. Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные.
Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Нахождения глаголов в тексте, дидактическая игра.
Наречие. Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений

















Календарно – тематическое планирование
«Занимательная грамматика». 5 класс

№ п/п
Кол.
часов
Дата
Тема
Содержание занятий









1
1


Введение. Язык мой – друг мой.
Беседа о богатстве и разнообразии русского языка, его значении в жизни общества и месте, занимаемом в мире

2
1


Словарь – мой добрый друг и верный помощник.
Знакомства со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей.

3
1


Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).

Практическое занятие с привлечением художественной литературы, изготовления тематических карточек

4
1


Устный журнал «Что в имени тебе моем?»
Собственные имена.
Отработка навыков поисковой деятельности учащихся по теме «История моего имени». Презентации.

5
1


Звуки не буквы!
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.

6
1


Банты и шарфы. Что такое орфоэпия?
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Разыгрывание ситуаций со словами.

7
1


В царстве смыслов много дорог.
Знакомство с многозначными словами, словами и омонимами. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

8
1


Об одном и том же разными словами.
Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Игра «У кого ряд самый длинный?»

9
1


«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями.

10
1


Они всегда противоречат.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов «.

11
1


Словари «чужих» слов.
Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке.

12
1


Фразеологические обороты.
Знакомство с фразеологическим словарём. Игра «Скажи иначе».

13
1


Орфография. Без него нельзя никак – Ь
Работа над словом. Грамматические сказки и весёлые рифмы.

14
1


Мягкий знак в конце и середине слова.
Игра «Превращение слова в другое». Дидактические игры, упражнения, головоломки.

15
1


Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих.
Грамматические сказки.Инсценировка.

16
1


Страна Ошибок. Словарик Словознайкина.
Практическое занятие по орфографическому словарю, решение орфографических кроссвордов.

17
1


Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».
Знакомство с происхождением правила в современном русском языке, решение орфографических задач.

18
1


Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку». Игра “Найди пару”.
Решение орфографических задач и кроссвордов.

19
1


Непроизносимые согласные.
Решение кроссвордов, составление веселых рифм.

20
1


Играем в загадки.

Знакомство с технологией составления загадок и кроссвордов. Практическое занятие.

21
1


Как строятся слова?
Сказка «Мудрый корень». Решение орфографических задач.

22
1


Из чего состоят слова? Слова-родственники.
Дидактическая игра «Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов»

23
1


Занимательная викторина «Строители слова»
Повторение навыков правописания морфем.

24
1


Существительные – слова с предметным значением
Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” Нахождение существительных в тексте.

25
1


Местоимения. Достойная замена.
Дидактические игры, отработка навыков использования местоимений в речи.

26
1


Прилагательные – слова, называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное».
Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные.

27
1


Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Слова – части речи.
Нахождения глаголов в тексте, дидактическая игра.

28
1


Игра “Я знаю части речи”.
Определение смысловых и грамматических связей между словами.

29
1


Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?
Работа по нахождению наречий в тексте.

30
1


Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Рассказ о происхождении «маленьких слов»

31
1


Сколько слов Вы знаете?
Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву»

32
1


Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.
Занятие по расширению словарного запаса слов.

33
1


Сколько языков на Земле?
Занятие по расширению кругозора учащихся.

34
1


Мы говорим его стихами. Афоризмы.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.

Список литературы для учителя:

Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.




































Список литературы для ученика:

Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.












13PAGE 15


13PAGE 14315




15