Рабочая программа и тематическое планирование по математике 5 класс по учебнику А.Г.Мерзляк.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора Директор МАОУ «СОШ №34»
учителей математики, физики ____ Р.З.Маннапова ______ И.М. Мурашев
и информатики «____»____ 2016г. Приказ №__
протокол №__ от «___»____2016г. от «___»_______2016г.
руководитель МО
______ О.В. Сидорова
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
по предмету «МАТЕМАТИКА» в 5б классе на 2016-2017 учебный год
Количество часов в год 170ч
Количество часов в неделю 5ч
Составлено на основе программы Математика: программы: 5–11 классы /[ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко и др.] – М.: Вентана-Граф, 2014.
Учебник Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014. – 304 с.
Учитель С.Х.Гадельшина
2016-2017 учебный год
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 5 классе.

урока № урока в разделе Тема урока Основные виды учебной деятельности Дата проведения Примечание
по плану фактическая Глава 1. Натуральные числа(20).
§1 Ряд натуральных чисел(2). 1 1.1 Ряд натуральных чисел. Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур, в том числе с помощью средств ИКТ.
Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами.
Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки
Уметь сравнивать натуральные числа различными методами; выполнять символическую запись сравнения натуральных чисел 2 1.2 Арифметические действия с натуральными числами. §2 Цифры. Десятичная запись натуральных чисел(3). 3 2.1 Чтение и запись натуральных чисел 4 2.2 Десятичная запись натуральных чисел 5 2.3 Обозначение натуральных чисел §3 Отрезок. Длина отрезка(4). 6 3.1 Отрезок. Длина отрезка 7 3.2 Сравнение отрезков. Равенство отрезков 8 3.3 Ломаная. 9 3.4 Решение задач на нахождение длин отрезков и ломаной§4 Плоскость. Прямая. Луч(3). 10 4.1 Плоскость. Прямая. 11 4.2 Луч. 12 4.3 Решение задач по теме «Плоскость. Прямая. Луч» §5 Шкала. Координатный луч(3). 13 5.1 Шкалы 14 5.2 Координатный луч. Координаты 15 5.3 Построение точек с заданными координатами §6 Сравнение натуральных чисел(3). 16 6.1 Сравнение чисел 17 6.2 Сравнение натуральных чисел 18 6.3 Задания на сравнение натуральных чисел 19 Повторение и систематизация учебного материала. 20 Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа». Применять полученные знания и умения. Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел(33).
§7 Сложение натуральных чисел. Свойства сложения(4). 21 7.1 Сложение натуральных чисел. Работа над ошибками. Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул.
Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул.
Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи
Решение задач НРК (см. приложение) 22 7.2 Свойства сложения. 23 7.3 Сложение натуральных чисел. Зависимость суммы от изменения компонентов. 24 7.4 Решение задач. §8 Вычитание натуральных чисел(5). 25 8.1 Вычитание натуральных чисел. 26 8.2 Свойства вычитания. 27 8.3 Правила вычитания натуральных чисел. 28 8.4 Вычитание чисел в столбик. 29 8.5 Решение задач с использованием действия вычитания. §9 Числовые и буквенные выражения. Формулы(3). 30 9.1 Числовые и буквенные выражения 31 9.2 Составление числовых и буквенных выражений по условию задач 32 9.3 Формулы. Работа над ошибками. 33 Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». Применять полученные знания и умения. §10 Уравнение(3). 34 10.1 Уравнение. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания; текстовые задачи с помощью составления уравнений.
Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники; в окружающем мире модели этих фигур.
Измерять с помощью транспортира градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника.
Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов.
Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии 35 10.2 Решение уравнений на основании зависимости между компонентами действий сложения и вычитания 36 10.3 Решение текстовых задач с помощью составления уравнений §11 Угол. Обозначение углов(2). 37 11.1 Угол. Обозначение углов. Сравнение углов 38 11.2 Равенство углов. Построение углов §12 Виды углов. Измерение углов(5). 39 12.1 Виды углов 40 12.2 Транспортир. Алгоритм измерения углов 41 12.3 Сравнение величин углов 42 12.4 Построение углов заданной градусной меры 43 12.5 Измерение углов §13 Многоугольники. Равные фигуры(2). 44 13.1 Многоугольники 45 13.2 Равные фигуры §14 Треугольник и его виды(3). 46 14.1 Треугольник. Виды треугольников 47 14.2 Решение задач по теме «Треугольники» 48 14.3 Решение задач на построение треугольников §15 Прямоугольник. Ось симметрии фигур(3). 49 15.1 Прямоугольник. Свойства прямоугольника 50 15.2 Решение задач на нахождение периметров
прямоугольника и квадрата 51 15.3 Ось симметрии фигуры. Решение задач 52 Повторение и систематизация учебного материала. Работа над ошибками.
53 Контрольная работа №3 по теме «Уравнение. Угол. Многоугольники». Применять полученные знания и умения. Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел(37).
§16 Умножение. Переместительное свойство(4). 54 16.1 Умножение натуральных чисел Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул.
Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий. Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа.
Решение задач НРК (см. приложение) 55 16.2 Умножение натуральных чисел столбиком 56 16.3 Переместительное свойство умножения 57 16.4 Решение задач на умножение натуральных чисел §17 Сочетательное и распределительное свойства умножения(3). 58 17.1 Сочетательное свойство умножения 59 17.2 Распределительное свойство умножения 60 17.3 Упрощение выражений §18 Деление(7). 61 18.1 Деление натуральных чисел 62 18.2 Деление. Порядок действий 63 18.3 Деление. Решение уравнений 64 18.4 Решение уравнений на основе зависимости между компонентами арифметических действий 65 18.5 Решений уравнений 66 18.6 Решений задач 67 18.7 Нахождение значений выражений §19 Деление с остатком(3). 68 19.1 Деление с остатком 69 19.2 Нахождение остатка при делении натуральных чисел 70 19.3 Деление натуральных чисел §20 Степень числа(2). 71 20.1 Степень числа. 72 20.2 Нахождение степени числа по заданному основанию и показателю степени. Работа над ошибками. 73 Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения». Применять полученные знания и умения. §21 Площадь. Площадь прямоугольника(4). 74 21.1 Площадь. Площадь прямоугольника Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни единицы площади через другие.Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы объёма через другие.Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов
75 21.2 Площадь квадрата 76 21.3 Нахождение площади прямоугольника и квадрата с помощью формул 77 21.4 Выражение одних единиц площади через другие §22 Прямоугольный параллелепипед. Пирамида(3). 78 22.1 Прямоугольный параллелепипед. Решение задач 79 22.2 Пирамида. Решение задач 80 22.3 Решение задач по теме «Прямоугольный параллелепипед и пирамида» §23 Объём прямоугольного параллелепипеда(4). 81 23.1 Объём прямоугольного параллелепипеда 82 23.2 Объём куба 83 23.3 Нахождение объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул 84 23.4 Выражение одних единиц объёма через другие §24 Комбинаторные задачи(3). 85 24.1 Комбинаторные задачи 86 24.2 Решение комбинаторных задач с помощью перебора вариантов 87 24.3 Решение комбинаторных задач 88 Повторение и систематизация учебного материала. 89 Повторение и систематизация учебного материала. Работа над ошибками. 90 Контрольная работа №5 по теме «Деление с остатком. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объём. Комбинаторные задачи». Применять полученные знания и умения. Глава 4. Обыкновенные дроби(18).
§25 Понятие обыкновенной дроби(5). 91 25.1 Понятие обыкновенной дроби Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа.
Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь.
Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби
92 25.2 Действия с обыкновенными дробями 93 25.3 Нахождение дроби от числа 94 25.4 Нахождение числа по значению его дроби 95 25.5 Решение задач §26 Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей(3). 96 26.1 Правильные и неправильные дроби 97 26.2 Сравнение обыкновенных дробей с равными знаменателями 98 26.3 Задания на сравнение дробей §27 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями(2). 99 27.1 Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. 100 27.2 Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. §28 Дроби и деление натуральных чисел. 101 28.1 Дроби и деление натуральных чисел. §29 Смешанные числа(5). 102 29.1 Смешанные числа 103 29.2 Преобразования неправильной дроби в смешанное число и смешанного числа в неправильную дробь 104 29.3 Сложение смешанных чисел 105 29.4 Вычитание смешанных чисел 106 29.5 Действия со смешанными числами. Решение задач. Работа над ошибками. 107 Повторение и систематизация учебного материала. 108 Контрольная работа №6 по теме «Обыкновенные дроби». Применять полученные знания и умения. Глава 5. Десятичные дроби(48).
§30 Представление о десятичных дробях(4). 109 30.1 Представление о десятичных дробях Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей.
Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидкурезультатов вычислений.
Выполнять арифметические действия над десятичными дробями.
Решение задач НРК (см. приложение) 110 30.2 Чтение и запись десятичных дробей 111 30.3 Название разрядов десятичных знаков в записи десятичных дробей 112 30.4 Запись обыкновенных дробей в виде десятичных дробей §31 Сравнение десятичных дробей(3). 113 31.1 Сравнение десятичных дробей 114 31.2 Задания на сравнение десятичных дробей 115 31.3 Решение задач §32 Округление чисел. Прикидки(3). 116 32.1 Округление десятичных дробей 117 32.2 Прикидки 118 32.3 Задания на выполнение прикидки результатов вычислений §33 Сложение и вычитание десятичных дробей(6). 119 33.1 Сложение десятичных дробей 120 33.2 Вычитание десятичных дробей 121 33.3 Сложение и вычитание десятичных дробей 122 33.4 Решение уравнений 123 33.5 Решение задач на сложение десятичных дробей 124 33.6 Решение задач на вычитание десятичных дробей. Работа над ошибками. 125 Контрольная работа №7 по теме «Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей». Применять полученные знания и умения. §34 Умножение десятичных дробей(7). 126 34.1 Умножение десятичных дробей Выполнять арифметические действия над десятичными дробями
Уметь решать задачи практического содержания, понимать смысл и уметь анализировать полученные результаты
Решение задач НРК (см. приложение) 127 34.2 Умножение двух десятичных дробей 128 34.3 Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. 129 34.4 Умножение десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. 130 34.5 Решение задач 131 34.6 Нахождение значений выражений 132 34.7 Решение задач и уравнений §35 Деление десятичных дробей(9). 133 35.1 Деление десятичной дроби на натуральное число 134 35.2 Деление десятичной дроби на десятичную дробь 135 35.3 Деление десятичной дроби на 10,100, 1000 и т.д. 136 35.4 Деление десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. 137 35.5 Действия на деление десятичных дробей 138 35.6 Решение уравнений, содержащих десятичные дроби 139 35.7 Решение задач, содержащих десятичные дроби 140 35.8 Деление десятичных дробей 141 35.9 Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части 142 Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей». Применять полученные знания и умения. §36 Среднее арифметическое. Среднее значение величины(3). 143 36.1 Среднее арифметическое. Работа над ошибками. Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент».
Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов.
Находить процент от числа и число по его процентам
Решение задач НРК (см. приложение) 144 36.2 Нахождение среднего арифметического нескольких чисел 145 36.3 Среднее значение величины. §37 Проценты. Нахождение процентов от числа(4). 146 37.1 Проценты 147 37.2 Представление процентов в виде десятичной дроби и десятичной дроби в виде процентов 148 37.3 Нахождение процентов от числа 149 37.4 Решение задач на нахождение процентов от числа §38 Нахождение числа по его процентам(4). 150 38.1 Нахождение числа по его процентам 151 38.2 Решение задач на нахождение числа по его процентам 152 38.3 Решение задач 153 38.4 Простейшие задачи на проценты 154 Повторение и систематизация учебного материала. 155 Повторение и систематизация учебного материала. 156 Контрольная работа №9 по теме «Среднее арифметическое. Проценты». Применять полученные знания и умения. Повторение и систематизация учебного материала(14). 157 Повторение по теме «Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Плоскость. Прямая. Луч. Координатный луч» Применять полученные знания и умения; обобщить и систематизировать; заполнить пробел по темам 158 Повторение по теме «Координатный луч. Сравнение натуральных чисел» 159 Повторение по теме «Сложение натуральных чисел. Свойства сложения» 160 Повторение по теме «Вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы» 161 Повторение по теме «Уравнения. Угол. Виды углов. Измерение углов» 162 Повторение по теме «Многоугольники. Треугольники. Прямоугольник. Ось симметрии фигур» 163 Повторение по теме «Умножение. Свойства умножения» 164 Повторение по теме «Деление. Деление с остатком. Степень числа» 165 Повторение по теме «Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида» 166 Повторение по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда. Комбинаторные задачи» 167 Повторение по теме «Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» 168 Повторение по теме «Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа» 169 Повторение по теме «Десятичные дроби. Арифметические действия с десятичными дробями» 170 Итоговая контрольная работа №10 Применять полученные знания и умения. Приложение 1
Введение
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали и занимают особое место. Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.
Поскольку текстовые задачи – наш главный предмет исследования, необходимо было бы сначала определить, что мы имеем в виду. Изучив необходимую литературу, мы определились под нетекстовой задачей понимать задачу, сформулированную с использованием только математических символов и технических выражений типа: «Решите уравнение…». Соответственно, текстовая задача – это задача, использующая нематематические слова для передачи математического смысла. Но, однако, многие ученики не любят решать задачи, так как те задачи, которые имеются в наших школьных учебниках, им не интересны, а иногда и сложны для понимания.
Поэтому нами было решено составить сборник текстовых задач для учащихся 5 класса такой, чтобы задачи, собранные в нём, были интересными, познавательными и доступными каждому ученику. Краеведческий материал – благодатная почва для составления текстовых задач. Использование исторического материала и краеведческого материала – это важный внутренний стимул к поиску решений задач и изучению математики.
Нами были собраны интересные факты о красной книге Республики Башкортостан.
Следующий и основной этап – составление задач. Нами были выделены следующие разделы: «Сложение и вычитание натуральных чисел », «Умножение и деление натуральных чисел», «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей», «Задачи на движение», «Проценты». Пожалуй, одна из самых сложных для усвоения тем «Задачи на дроби». Возможно, что с привлечением интересных, познавательных фактов дети лучше усвоят эту тему.
Сложение и вычитание натуральных чисел.
1.1 Сведения из истории по теме: Смотри приложение № 11.2 Задачи по теме:
а) Класс млекопитающие.
Задача: На реке Белая обитает полуводное животное – выдра с длиной тела до 75 см., а хвоста до 55 см. Какова его общая длина?
Решение: 75 + 55 = 130 (см) – общая длина барса.
Ответ: 130 сантиметров.
б) Класс птиц:
Задача: На озере Аслы-Куль высиживает птенцов лебедь - кликун массой от 7 до 12 кг. Какова разница масс лебедей – кликунов, между самым большим и самым маленьким?
Решение: 12 – 7 = на 5 (кг) - разница масс лебедей – кликунов.
Ответ: на 5 килограмм.
в) Класс земноводные.
Задача: На озерах Нуримановского района обитает прудовая лягушка. Одна самка может отложить 1000 – 1800 икринок в виде одного ил двух комков. На сколько отличаются отложения?
Решение: 1800 – 1000 = на 800 (шт.) - отличаются отложения.
Ответ: 800 штук.
г) Класс костные рыбы.
Задача: В Зауралье в притоках р. Урал – Малом Кизиле встречается форель ручьевая. Рыбаки поймали самую маленькую форель массой 200 гр. и самую крупную форель массой 800гр. Какова масса улова?
Решение: 200 + 800 =1000 (гр.) - масса улова
Ответ: 1 килограмм.
д) Класс насекомые.
Задача: В фауне страны 125 видов шмелей. В красную книгу Республики Башкортостан включено 3 видов –шмель изменчивый, шмель необыкновенный, шмель армянский. На сколько в стране больше шмелей, чем в нашей республике?
Решение: 125 - 3 = на 122 (шт.) - стране больше шмелей, чем в нашей республике.
Ответ: на 122 штуки.
1.3 НРК: Смотри приложение № 22. Умножение и деление натуральных чисел.
2.1 Сведения из истории по теме: Смотри приложение № 12.2 Задачи по теме:
а) Класс млекопитающие.
Задача: Масса каждого взрослого сурка 10 кг, надо перевести 42 зверя. Какой нужно груз перевести.
Решение: 10 * 42 = 420 (кг) – масса груза.
Ответ: 420 килограмма.
б) Класс птиц:
Задача: Филин, обитающий в лесных массивах Белебеевской возвышенности, имеет массу 4 кг 550гр., а серощекая поганка, встречающаяся на оз. Аслы-Куль, имеет массу 650 г. Во сколько раз сыч больше поганки?
Решение:
4 кг 550гр. = 45500 г.;
45500 : 650 = в 7 (раз) – филин больше поганки.
Ответ: в 7 раз.
в) Класс земноводные.
Задача: Чья кладка больше и во сколько раз, если гребенчатый тритон, встречающийся в заросших стоячих и слабопроточных водоемах Баймакского района, приклеивает к листьям подводных растений 300 яиц, а кладка травяной лягушки, встречающийся в лесных зонах Республики Башкортостан состоит до 12 тыс. икринок?
Решение:
12 тыс. = 12000;
12000 : 300 = в 40 (раз) – кладка травяной лягушки больше тритона.
Ответ: в 40 раз кладка травяной лягушки больше тритона.
г) Класс костные рыбы.
Задача: В 50 – е годы рыбоприемные пункты республики принимали от рыбодобывающих организаций до 350 ц. тайменя в год. Специализированный лов тайменя сейчас не ведется, ежегодный вылов составляет 120 кг. Во сколько раз снизился вылов тайменя?
Решение:
350 ц. = 35000 кг.;
35000 : 120 = в 250 (раз) - снизился вылов тайменя.
Ответ: в 250 раз снизился вылов тайменя.
д) Класс насекомые.
Задача: У Аполлона на наружной верхней части крыльев пять черных пятен, на нижней стороне крыльев пять красных с черным контуром пятен. Сколько пятен на 16 Аполлонах?
Решение:
5 + 5 = 10 (шт.) – пятен на одном крыле;
10 * 2 = 20 (шт.) – пятен на одной бабочке;
20 * 16 = 320 (шт.) – пятен на 16 бабочках.
Ответ: 320 штук пятен на 16 бабочках.
2.3 НРК: Смотри приложение № 23. Сложение и вычитание десятичных дробей.
3.1 Сведения из истории по теме: Смотри приложение № 13.2 Задача по теме:
а) Класс млекопитающие.
Задача: Изначальная численность маралов на территории Башкирского заповедника, составляла 39 голов. К началу 80-х годов их поголовье достигло 1 тыс. голов, позже численность катастрофически сократилась. Большая часть (75,1%) гибнет от хищников, в том числе от волка – 65,7%, а также от истощения в глубокоснежные зимы. Сколько процентов маралов погибло от истощения?
Решение: 75,1 –65,7 = 9,4 (%) – маралов погибло от истощения
Ответ: 9,4 (%) маралов погибло от истощения.
б) Класс птиц:
Задача: Масса выпи 1,2 кг, а краснозобой казарки 0,8 кг. Какая птица больше и на сколько?
Решение: 1,2– 0,8 = 0,4 (кг) – выпь больше краснозобой казарки.
Ответ: Выпь, на 0,4 килограмма.
г) Класс костные рыбы.
Задача: Нерестится европейский хариус вскоре после вскрытия водоемов, чаще в мае-начале июня, при температуре воды +0,5 - +0,1° С на песчано-галечных участках. На сколько отличается температура нереста?
Решение: 0,5 – 0,1 = на 0,4(оС) - отличается температура нереста.
Ответ: на 0,4оС отличается температура нереста.
д) Класс насекомые.
Задача: Размах крыльев мнемозина 0,6 см, а махаона 0,9 см. Какой бабочки размах крыла больше и на сколько?
Решение: 0,9 – 0,6 = на 0,3 (см) - крыла больше.
Ответ: Махаона, на 0,3 сантиметра.
3.3 НРК: Смотри приложение № 24. Умножение и деление десятичных дробей.
4.1 Сведения из истории по теме: Смотри приложение № 14.2 Задача по теме:
а) Класс млекопитающие.
Задача: Все маралы среднего веса 3,2 ц. в заповедник привезли 6 маралов. Какова их общая масса?
Решение: 3,2 * 6 =19,4 (ц.) – общий вес маралов.
Ответ: 19,4 центнеров.
б) Класс птиц:
Задача: Дрофа очень крупная птица. Масса самца 0,11 ц., самки 0,08 ц. Во сколько самец больше самки?
Решение: 0,11 : 0,08 = в 1,1375 (раза) – самец больше самки.
Ответ: в 1,1375 раза.
г) Класс костные рыбы.
Задача: Изучив повадки двух костных рыб тайменя и стерляди, ученые решили сравнить их основные параметры. Длина тела 1,8 м, средний вес 0,8ц. у тайменя и 1,2 м и 0,15ц. у стерляди. К каким выводам пришли ученые, если перед ними стоял вопрос во сколько одна рыба длиннее и тяжелее другой?
Решение:
0,15 : 0,8 = в 0,1875(раза) - стерлядь тяжелее тайменя;
1,8 : 1,2 = в 1,2 (раза) – таймень длиннее стерляди.
Ответ: в 0,1875 раза стерлядь тяжелее тайменя; в 1,2 раза таймень длиннее стерляди.
д) Класс насекомые.
Задача: Плотность норок у пчел-плотников от 12 до 126 на 1 м2. Сколько будет норок на 12,5 м2 по минимуму и по максимуму?
Решение:
12 * 12,5 = 150 (норок) – по минимуму;
126 * 12,5 = 3450 (норок) – по максимуму.
Ответ: 150 и 3450 норок.
4.3 НРК: Смотри приложение № 25. Задачи на движение.
5.1 Сведения из истории по теме: Смотри приложение № 15.2 Задача по теме:
а) Класс млекопитающие.
Задача: Норка европейская  движется со скоростью 2 км /ч. За какое время он преодолеет расстояние 1 км? Вырази время в минутах.
Решение:
1 : 2 = 0,5 (ч) – преодолеет это расстояние
60 : 10 * 5 = 30 (мин)
Ответ: за 0,5 часа; 30 минут.
б) Класс птиц:
Задача: Скорость полета выпи 50 км / ч, а черного аиста 41 км / ч. На какой промежуток времени выпь прилетит раньше аиста, если они пролетят 205 км.
Решение:
205 : 50 = 4,1 (ч) – будет в пути выпь;
250 : 41 = 5 ( ч) – будет в пути аист;
5 – 4,1 = на 0,9 (ч) выпь прилетит раньше аиста.
Ответ: на 0,9 часа выпь прилетит раньше аиста.
г) Класс костные рыбы.
Задача: Какова скорость обыкновенного подкаменщика, плывущего по реке, если скорость по течению равна 6 , а против течения – 4 ?
Решение:
6 +4 = 10 (км /ч) общая скорость;
10: 2 = 5 (км / ч) – скорость обыкновенного подкаменщика.
Ответ: 5 км / ч
д) Класс насекомые.
Задача: Пчела - плотник в движении 10 ч в сутки, а бабочковидный ручейник8 ч. Их скорости 22,4 км /ч и 9 км / ч соответственно. Сколько пролетит пчела и бабочка?
Решение:
10 * 22,4 =224 (км) – пролетит пчела;
8 * 9 = 72 (км) – пролетит бабочка.
Ответ: 224 и 72 километра.
5.3 НРК: Смотри HYPERLINK "http://aishm8008.ucoz.ru/prilozhenie_2.doc" приложение № 2
6. Проценты.
6.1 Сведения из истории по теме: Смотри приложение № 16.2 Задача по теме:
а) Класс млекопитающие.
Задача: За спячку садовые сони теряют до 15% осеннего веса. Запасов на зиму не делает. Сколько теряет суслик во время спячки, если осенью он весил 260 г и каков его вес весной?
Решение:
260 *15 : 100 = 3900 : 100 =39 (г) – теряет соня;
260 – 39 = 221 (г) – вес сони весной.
Ответ: 39 граммов, 221 граммов.
б) Класс птиц:
Задача: Летом 1980 года на озере Большие Учалы было 5 самок турпана, а на озере Талкас в 1985 г. 20 птиц. На сколько процентов повысилась численность савки?
Решение:
5 : 20 = 0,25;
0,25 *100 = 25 % - было савки;
100 – 25 = на 75 % - повысилась численность савки.
Ответ: на 75 % - повысилась численность савки.
г) Класс костные рыбы.
Задача: Масса тайменя – 56000 г, а осетра – 1400 кг. Сколько процентов составляет масса трески от массы тайменя?
Решение: 1400 : 56000 *100 = 0,025*100 = 2,5 % составляет масса осетра от массы тайменя.
Ответ: 2,5 %.
д) Класс насекомые.
Задача: На сколько процентов аполлона меньше махаона. Если длина переднего крыла 81 мм. и 90 мм. соответственно.
Решение:
81 * 100 : 90 = 1200 : 15 = 90 %;
100 – 90 = 10 % процентов аполлона меньше махаона.
Ответ: на 10 % процентов аполлона меньше махаона.
6.3 НРК: Смотри HYPERLINK "http://aishm8008.ucoz.ru/prilozhenie_2.doc" приложение № 2