Рабочая программа по математике, 5 класс, учебник А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко

Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. М. : Вентана-Граф, 2016. 152 с.) и УМК:
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2012-2013.
2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2015.
3. Математика: 5 класс: рабочая тетрадь №1, №2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2015.
4. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2015.

Планируемые предметные результаты

Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Содержание учебного предмета

Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
Координатный луч.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения.
Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Представление данных в виде таблиц, графиков.
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин
Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб. Примеры развёрток многогранников. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси.
Курс математики для 5 класса рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю).

Учебно-тематический план


Содержание материала
Количество часов
Контрольные работы

1
Натуральные числа
20 ч
Стартовая контрольная работа, контрольная работа № 1

2
Сложение и вычитание натуральных чисел
33 ч
Контрольная работа № 2, контрольная работа № 3

3
Умножение и деление натуральных чисел
37 ч
Контрольная работа № 4, контрольная работа № 5

4
Обыкновенные дроби
18 ч
Контрольная работа № 6

5
Десятичные дроби
48 ч
Контрольная работа № 7, контрольная работа № 8, контрольная работа № 9

6
Повторение и систематизация учебного материала
14 ч


7
Итоговая контрольная работа
1 ч



Итого
170 ч
11


Источники:
Учебно-методический комплекс. Преподавание по новым стандартам. Издательства "Учитель", CD, 2013
Уроки математики 5-6 классы, 5-10 классы с применением ИКТ, Издательство "Планета",2012
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], СD
Математика. Интерактивные дидактические материалы.5 класс CD/ Издательство "Планета",2012
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п урока
Тема урока
(тип урока)
Дата
проведения



план.
факт.

Натуральные числа (20 часов)

1
Ряд натуральных чисел
1.09


2
Ряд натуральных чисел
1.09


3
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел
2.09


4
Цифры. Десятичная запись натуральных чисел
6.09


5
Стартовая контрольная работа
7.09


6
Анализ стартовой работы. Отрезок, длина отрезка
8.09


7
Отрезок, длина отрезка
8.09


8
Отрезок, длина отрезка
9.09


9
Отрезок, длина отрезка
13.09


10
Плоскость, прямая, луч
14.09


11
Плоскость, прямая, луч
15.09


12
Плоскость, прямая, луч
15.09


13
Шкала. Координатный луч
16.09


14
Шкала. Координатный луч
20.09


15
Шкала. Координатный луч
21.09


16
Сравнение натуральных чисел
22.09
·ћ°


17
Сравнение натуральных чисел.
Энергосбережение
22.09


18
Сравнение натуральных чисел
23.09


19
Повторение и систематизация учебного материала по теме «Натуральные числа»
27.09


20
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа»
28.09


Сложение и вычитание натуральных чисел (33 часа)

21
Анализ контрольной работы № 1. Сложение натуральных чисел
29.09


22
Сложение натуральных чисел
29.09


23
Свойства сложения натуральных чисел
30.09


24
Свойства сложения натуральных чисел
11.10


25
Вычитание натуральных чисел
12.10


26
Вычитание натуральных чисел
13.10


27
Решение упражнений по теме «Вычитание натуральных чисел»
13.10


28
Решение упражнений по теме «Вычитание натуральных чисел»
14.10


29
Решение упражнений по теме «Вычитание натуральных чисел»
Энергосбережение
18.10


30
Числовые и буквенные выражения. Формулы
19.10


31
Числовые
и буквенные выражения Формулы
20.10


32
Решение упражнений по теме «Числовые и буквенные выражения Формулы»
20.10


33
Контрольная работа №2 по теме «Сложение
и вычитание натуральных чисел»
21.10


34
Анализ контрольной работы № 2. Уравнения
25.10


35
Уравнения
26.10


36
Решение задач при помощи уравнений
27.10


37
Угол. Обозначение углов
27.10


38
Угол. Обозначение углов
Энергосбережение
28.10


39
Угол. Виды углов
1.11


40
Угол. Виды углов
2.11


41
Угол. Виды углов
3.11


42
Угол. Виды углов
3.11


43
Угол. Виды углов
8.11


44
Многоугольники. Равные фигуры
9.11


45
Многоугольники. Равные фигуры
10.11


46
Треугольник и его виды
10.11


47
Треугольник и его виды
11.11


48
Треугольник и его виды
15.11


49
Прямоугольник. ось симметрии фигуры
16.11


50
Прямоугольник. ось симметрии фигуры
17.11


51
Прямоугольник. ось симметрии фигуры
17.11


52
Повторение и систематизация учебного материала по теме: "Уравнение. Угол. Многоугольники"
18.11


53
Контрольная работа №3 по теме: «Уравнение. Угол. Многоугольники»
22.11


Умножение и деление натуральных чисел (37 часов)

54
Анализ контрольной работы № 3. Умножение. переместительное свойство умножения
29.11


55
Умножение. переместительное свойство умножения
30.11


56
Умножение. переместительное свойство умножения
1.12


57
Умножение. переместительное свойство умножения
1.12


58
Сочетательное и распределительное свойства умножения умножения
2.12


59
Сочетательное и распределительное свойства умножения
6.12


60
Сочетательное и распределительное свойства умножения
7.12


61
Деление
8.12


62
Деление
Энергосбережение
8.12


63

Решение упражнений по теме «Деление»
9.12


64
Решение упражнений по теме «Деление»
13.12


65
Решение упражнений по теме «Деление»
14.12


66
Решение упражнений по теме «Деление»
15.12


67
Решение упражнений по теме «Деление»
15.12


68
Деление с остатком
16.12


69
Деление с остатком
20.12


70
Решение упражнений по теме «Деление с остатком»
21.12


71

Степень числа
22.12


72
Степень числа
22.12


73
Контрольная работа № 4 по теме «Умножение
и деление натуральных чисел. Свойства умножения»
23.12


74
Анализ контрольной работы № 4. Площадь. Площадь прямоугольника
27.12


75
Площадь. Площадь прямоугольника
28.12


76

Решение упражнений по теме «Площадь. Площадь прямоугольника»
29.12


77
Решение упражнений по теме «Площадь. Площадь прямоугольника»
29.12


78
Прямоугольный параллелепипед пирамида
30.12


79
Прямоугольный параллелепипед пирамида
10.01


80
Решение упражнений по теме «Прямоугольный параллелепипед пирамида»
11.01


81
Объём прямоугольного параллелепипеда
12.01


82
Объём прямоугольного параллелепипеда
Энергосбережение
12.01


83

Решение упражнений по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»
13.01


84
Решение упражнений по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»
17.01


85
Комбинаторные задачи
18.01


86
Комбинаторные задачи
19.01


87
Комбинаторные задачи
19.01


88
Повторение и систематизация учебного материала по теме «Деление с остатком. площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи»
20.01


89
Повторение и систематизация учебного материала по теме «Деление с остатком. площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи»
24.01


90
Контрольная работа № 5 по теме «Деление с остатком. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи»
25.01


Обыкновенные дроби (18 часов)

91
Анализ контрольной работы № 5. Понятие обыкновенной дроби
26.01


92
Понятие обыкновенной дроби
26.01


93
Решение упражнений по теме «Обыкновенные дроби»
27.01


94
Решение упражнений по теме «Обыкновенные дроби»
31.01


95
Решение упражнений по теме «Обыкновенные дроби»
1.02


96
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей
2.02


97
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей
2.02


98
Решение упражнений по теме «Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей»
3.02


99
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
7.02


100
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
8.02


101
Дроби и деление натуральных чисел
9.02


102
Смешанные числа
9.02


103
Смешанные числа
10.02


104
Решение упражнений по теме «Смешанные числа»
14.02


105
Сложение и вычитание смешанных чисел
15.02


106
Сложение и вычитание смешанных чисел
16.02


107
Повторение и систематизация учебного материала по теме «Обыкновенные дроби»
16.02


108
Контрольная работа №6 по теме «Обыкновенные дроби»
17.02


Десятичные дроби (48 часов)

109
Анализ контрольной работы № 6. Представление о десятичных дробях
21.02


110
Представление о десятичных дробях
22.02


111
Решение упражнений по теме «Десятичные дроби»
Энергосбережение
28.02


112
Решение упражнений по теме «Десятичные дроби»
Энергосбережение
1.03


113
Сравнение десятичных дробей
2.03


114
Сравнение десятичных дробей
2.03


115
Решение упражнений по теме «Сравнение десятичных дробей»
3.03


116
Округление чисел. Прикидки
7.03


117
Округление чисел. Прикидки Энергосбережение
9.03


118
Решение упражнений по теме «Округление чисел. Прикидки»
9.03


119
Сложение
и вычитание десятичных дробей
10.03


120
Сложение
и вычитание десятичных дробей
Энергосбережение
14.03


121

Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
15.03


122
Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
16.03


123
Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
16.03


124
Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
17.03


125
Контрольная работа №7 по теме «Десятичные дроби. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей»
21.03


126
Анализ контрольной работы № 7. Умножение десятичных дробей на натуральные числа
22.03


127
Умножение десятичных дробей на натуральные числа
23.03


128
Решение упражнений по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
23.03


129
Умножение десятичных дробей
24.03


130
Умножение десятичных дробей
28.03


131
Умножение десятичных дробей
29.03


132
Решение упражнений по теме «Умножение десятичных дробей»
30.03


133
Деление десятичных дробей
30.03


134
Деление десятичных дробей
31.03


135
Деление десятичных дробей
11.04


136
Решение упражнений по теме «Деление десятичных дробей»
12.04


137
Деление на десятичную дробь
13.04


138
Деление на десятичную дробь
13.04


139
Деление на десятичную дробь
14.04


140
Решение упражнений по теме «Деление на десятичную дробь» Энергосбережение
18.04


141
Решение упражнений по теме «Деление на десятичную дробь»
19.04


142
Контрольная работа №8 по теме «Умножение
и деление десятичных дробей»
20.04


143
Анализ контрольной работы № 8. Среднее арифметическое средне значение величины
20.04


144
Среднее арифметическое средне значение величины
21.04


145
Решение упражнений по теме «Среднее арифметическое средне значение величины»
25.04


146
Проценты . Нахождение процентов от числа
26.04


147
Проценты . Нахождение процентов от числа
27.04


148

Решение упражнений по теме «Проценты . Нахождение процентов от числа»
27.04


149
Решение упражнений по теме «Проценты . Нахождение процентов от числа»
28.04


150
Нахождение числа по его процентам
2.05


151

Решение упражнений по теме «Нахождение числа по его процентам»
3.05


152
Решение упражнений по теме «Нахождение числа по его процентам»
4.05


153
Решение упражнений по теме «Нахождение числа по его процентам»
4.05


154

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Среднее арифметическое. Проценты»
5.05


155
Повторение и систематизация учебного материала по теме «Среднее арифметическое. Проценты»
10.05


156
Контрольная работа № 9 по теме «Среднее арифметическое. Проценты»
11.05


Повторение и систематизация знаний учебного материала (14 часов)

157
Анализ контрольной работы № 9. Натуральные числа и шкалы
11.05


158
Сложение и вычитание натуральных чисел
12.05


159
Сложение и вычитание натуральных чисел Энергосбережение
16.05


160
Умножение и деление натуральных чисел
17.05


161
Умножение и деление натуральных чисел
18.05


162
Площади и объемы
18.05


163
Обыкновенные дроби
19.05


164
Обыкновенные дроби
23.05


165
Сложение и вычитание десятичных дробей
24.05


166
Умножение и деление десятичных дробей
25.05


167
Умножение и деление десятичных дробей
25.05


168
Итоговая контрольная работа № 10
26.05


169
Анализ итоговой контрольной работы
30.05


170
Итоговый урок по курсу 5 класса

31.05




Учебно-методическое обеспечение
Математика: Учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений организаций. ФГОС А.Г.Мерзляк и др.-М.: Издательство «Вентана-Граф», 2016 год
Математика. Сборник рабочих программ,5-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций (автор-составитель А.Г.Мерзляк и др.)-М.Издательство «Вентана-Граф», 2016 год
В. И. Жохов. Математический тренажер. 5 класс. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2016
В. Н. Рудницкая. Тесты по математике, 5класс., ФГОС М: Экзамен, 2016год
Л. П. Попова. Математика,6 класс. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС., М: Вако,2016 год
М.Г. Гилярова и другие, «Математика.5 класс. Технологические карты уроков
1 полугодие. ФГОС»,М: Учитель,2015 год
Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2016
Математика: 5 класс: рабочая тетрадь №1, №2 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2016
Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2015


15