Календарно-тематическое планирование по биологии 7 кл. ФГОС

Календарно-тематическое планирование
Биология 7 класс Всего – 70 часов, лаб/раб. – 8, экс.- 4
Учебник Константинов В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 288 с.: ил.





Дата
Тема
урока
Тип урока. Форма проведения урока
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
Планируемые результаты:
Л – личностные
М – Метапредметные
П – предметные
Система
контроля
Основные средства обучения, ЭОР
ВФ – видеофрагмент
ИР – интерактивный рисунок
ИТ – интерактивная таблица

Параграф/ страница учебника/, домашнее задание


п
ф








Тема 1. Общие сведения о мире животных (6 ч)

1.


Зоология – наука о животных
Урок «открытия» нового знания. Эвристическая беседа, работа учебником и ЭОР.
Индивидуальная, фронтальная, кооперативно-групповая.
Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.
П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать взаимоотношения животных в природе.
Зоология-наука о животных. Практические задания
Вопросы № 1-4 с. 15
Таблицы «Многообразие животных», компьютерная презентация.
ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§1-2
Подготовится к вводному контролю


2.


Животные и окружающая среда
Урок «открытия» нового знания. Работа с учебником, ЭОР, дополнительной литературой.
Индивидуальная, фронтальная, групповая, кооперативно-групповая.
Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.
П. пояснять на примерах распространение животных в различных средах обитания. Характеризовать взаимоотношения животных в природе.
Самоконтроль, взаимоконтроль, приобретение знаний, систематизация знаний.
Взаимосвязи животных в природе Т
ВФ www.km.ru/education -

§ 2, термины, вопрос №4

3


Вводный контроль

Урок комбинированный: обобщения и систематизации знаний.

Индивидуальная, фронтальная.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Вводный тестовый контроль.

Таблицы, презентация
Пар.6-7

4


Классификация животных и основные систематические группы
Урок формирования первичных предметных умений.
Работа со схемами, ЭОР, учебником, коллекциями и влажными препаратами
Индивидуальная, фронтальная, групповая, кооперативно-групповая.
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение простейших как части природы.
М. Умение использовать различные источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.
П. Усвоение системы научных знаний о живой природе, формирование первичных представлений об эволюции животных. Знание особенностей различных методов исследования биологических наук, приобретение опыта использования некоторых из них для получения знаний о многообразии животных. Формирование представлений о жизнедеятельности и связи со средой обитания. Умение давать характеристику простейшим и находить их на иллюстрациях.
Первичный контроль знаний, самоконтроль, приобретение знаний.
Иллюстрация принципа классификации животных ИТ
www.km.ru/education -

§ 3, № 3,
сообщения/презентации/ о Красной книге, МСОП.

5.


Влияние человека на животных
Урок – исследование.
Работа над проектами, работа с учебником, ЭОР.
Групповая, коллективная, фронтальная
Л. знание основных принципов отношения к живой природе.
М. Умение использовать различные источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.
П. описывать формы влияния человека на на животных.

Письменный контроль, приобретение и закрепление знаний.
www.km.ru/education -

Влияние человека на животных. Домашние животные ВФ
§ 4, сообщения/презентации/ о А.О. Коавлевском, И.И. Мечникове, Н.М. Пржевальском

6.


Краткая история развития зоологии
Урок «открытия» нового знания и построения системы знаний.
Сообщения учащихся.
Индивидуальная, фронтальная, групповая, кооперативно-групповая.
Л. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
М. Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию.
П. Характеризовать пути развития зоологии. Определять роль российских учёных.
Словесный, наглядно-иллюстративный, обобщение и систематизация знаний.
Ч. Дарвин ВФ
К. Линней ВФ
Н.М. Пржевальский ВФ
Описание биографий Аристотеля, А.О. Ковалевского, И.И. Мечникова

§ 5, повторить §§ 1-4

7.


Разнообразие животных в природе Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе»
Учебная экскурсия.

Кооперативно-групповая, коллективная
Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.
П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать взаимоотношения животных в природе.

Территория около школы
Отчёт об экскурсии

Тема 2. Строение тела животных (2ч)


8.


Клетка
Урок построения системы знаний и отработки умений и рефлексии.
Индивидуальная, фронтальная, групповая, кооперативно-групповая.
Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о строении клеток ; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе.
П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать взаимоотношения животных в природе.
Приобретение и первичное закрепление знаний, самоконтроль, работа с учебником, демонстрация.
Клетки многоклеточного организма ВФ
Интерактивный рисунок строения животной клетки с краткой характеристикой составных частей
§ 6, сделать модель клетки/творческое задание/

9.


Ткани, органы, системы органов
Урок построения системы знаний и отработки умений и рефлексии.
Индивидуальная, фронтальная, кооперативно-групповая.
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение простейших как части природы.
М. Умение использовать различные источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.
П. Усвоение системы научных знаний о тканях, органах и системах органов.
Приобретение знаний, первичный контроль знаний.
Ткани иллюстрации
Таблица «cистемы органов животных»
§7 , № 5

Тема 3. Подцарство Простейшие 10.или Одноклеточные (4ч)

10.


Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые
Урок «открытия» нового знания.
Работа с ЭОР, таблицами, учебником.
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение простейших как части природы.
М. Умение использовать различные источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.
П. Усвоение системы научных знаний о живой природе, формирование первичных представлений о простейших.
Приобретение знаний, самоконтроль, работа с учебником.
Тип простейшие /видеофрагмент/
Амёба протей ВФ
Анимация. Питание амебы. Образование пищеварительной вакуоли
§ 8, № 1-4

11.


Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы
Урок «открытия» нового знания.
Работа с ЭОР, таблицами, учебником.
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение простейших как части природы.
М. Умение использовать различные источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.
П. Усвоение системы научных знаний о живой природе, формирование первичных представлений о простейших
Приобретение знаний, первичный контроль, взаимоконтроль, работа с учебником, тест, демонстрация.
Жгутиконосцы ВФ
Жгутиконосец ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§ 9, № 1-4

12.


Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории туфельки»
Урок «открытия» нового знания.
Урок – исследование.
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Лабораторная работа.
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение простейших как части природы.
М. Умение использовать различные источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.
П. Усвоение системы научных знаний о живой природе, формирование первичных представлений об эволюции простейших.
Приобретение знаний, самоконтроль, взаимоконтроль, работа с учебником, просмотр видеофильма.
Инфузория туфелька ВФ
Систематика инфузорий ВФ
Инфузория туфелька ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§ 10, сообщения о простейших /подготовка к проектной деятельности/

13.


Значение простейших
Урок творчества /путешествие/
Фронтальная, групповая, коллективная.
Проектная деятельность
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение простейших как части природы.
М. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности.
П. Усвоение системы научных знаний о живой природе, формирование первичных представлений об эволюции простейших.
Закрепление и систематизация знаний, контроль и взаимоконтроль знаний, самостоятельные выступления учащихся.
Лямблиоз ВФ http//www/school-collection/edu/ru
Таблица, иллюстрирующая схему развития малярийного плазмодия
§ 11, составить опорный конспект «Значение простейших»



Тема 4. Подцарство Многоклеточные (2ч)

14.


Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность
Урок «открытия» новых знаний.
Работа с учебником, ЭОР.
Работа над мини-проектом.
Фронтальная, групповая, коллективная.
Проектная деятельность
Л. Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности кишечнополостных и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций клеток.
М. Формирование умения выделять существенные признаки клеток , умение различать их на таблицах. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.
П. Умение давать определение кишечнополостным, распознавание различных видов клеток. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции клеток. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/.
Приобретение знаний, первичное закрепление знаний, контроль, самоконтроль, работа с учебником.
ВФ Тип Кишечнополостные
ВФ Тип Кишечнополостные
Пресноводная гидра ВФ http://video.edu-lib.net
biology-online.ru
youtube.com
§ 12, термины, сообщения /презентации/ о многообразии кишечнополостных

15.


Разнообразие Кишечнополостных
Урок построения системы знаний.
Урок – путешествие

Фронтальная, групповая, коллективная
Л. Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности кишечнополостных и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций клеток.
М. Формирование умения выделять существенные признаки клеток , умение различать их на таблицах. Умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.
П. Умение давать определение кишечнополостным, распознавание различных видов клеток. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции клеток. Приобретение опыта использования методов биологической науки /наблюдение, описание/.
Приобретение знаний, первичное усвоение знаний, контроль знаний, самоконтроль, репродуктивный.
«цветы моря» ВФ
Экзотические медузы ВФ
Коралловые рифы ВФ
http://video.edu-lib.net –
biology-online.ru
youtube.com
§ 13, повторить §§ 8-12


Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5ч)

16.


Тип Плоские черви. Общая характеристика
Урок «открытия» нового знания.
Работа с различными источниками информации
Индивидуальная, кооперативно-групповая.
Л. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности .
М. Умение использовать различные источники информации, формирование ИКТ-компетентности, умение создавать, применять, преобразовывать различные знаки и символы для решения учебных и познавательных задач. Овладение основами самооценки, самоконтроля, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих учебных действиях.
П. Умение называть и характеризовать функции тканей. Формирование умения проводить наблюдения, фиксировать результаты.
Приобретение знаний, проблемное изложение, первичный контроль, демонстрация,
Тип плоские черви ВФ
Белая планария ВФ http://video.edu-lib.net –
biology-online.ru
youtube.com
§ 14, № 1-4

17.


Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики
Урок отработки умений, построения системы знаний. Работа с ЭОР.
Индивидуальная, групповая.
Л. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности .
М. Умение использовать различные источники информации, формирование ИКТ-компетентности, умение создавать, применять, преобразовывать различные знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.
П. Умение называть и характеризовать признаки класса.
Первичный контроль знаний, сообщения учащихся, приобретение и углубление знаний,
Печёночный сосальщик ВФ
Бычий цепень ВФ
Ленточные черви ВФ
§ 15, №3 письменно, 1-2,4 устно

18.


Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика
Урок построения системы знаний.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Формирование экологической культуры.
М. Развитие ИКТ-компетентности, умения работать с различными источниками биологической информации.
П. Умение определения условий, необходимых для развития червей..
Письменный контроль знаний, приобретение знаний, проблемное изложение,
Тип Круглые черви ВФ
Аскарида ВФ
Жизненный цикл аскариды анимация
§ 16, № 1-3, №4-5 письменно

19.


Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые
Урок построения системы знаний.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
М. Формирование умения добывать информацию из различных источников. Развитие навыков исследовательской деятельности.. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
П. Различать и определять типы червей на рисунках, таблицах, натуральных объектах. Называть части червя. Проводить наблюдения и фиксировать результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.
Приобретение знаний, первичный контроль знаний, проблемное изложение, демонстрация.
Нереис ВФ http://video.edu-lib.net –
biology-online.ru
youtube.com
§ 17, № 1-4, рисунок «многообразие многощетинковых»


Тема 6. Тип Моллюски (4ч)

20.


Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые.
Л.р.№ 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»
Урок-исследование.
Парная, групповая, фронтальная.
Лабораторная работа.
Л. Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности /лабораторная работа/.
М. Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Развитие навыков исследовательской деятельности.. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
П. Различать и определять типы червей на рисунках, таблицах, натуральных объектах. Называть части червя. Проводить наблюдения и фиксировать результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.
Приобретение и первичный контроль знаний, проблемное изложение.
Передвижение дождевого червя ВФ
Работа сердца дождевого червя мультимедиа
Охота пиявки ВФ
§ 18, 3 1-4, № 5 письменно


Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

21.


Общая характеристика типа Моллюсков
Урок «открытия» нового знания.
Работа с учебником, ЭОР.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. формирование познавательного интереса. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности
М. Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
П. Умение определять типы Моллюски на рисунках, натуральных объектах. Объяснять назначение частей тела. Соблюдать правила работы в кабинете .
Приобретение и первичный контроль знаний, частично-поисковый, самостоятельный выступления учащихся, работа с учебником.
Тип моллюски ВФ
Тип Моллюски ВФ
§ 19 1-4

22.


Класс Брюхоногие моллюски
Урок построения системы знаний. Работа с различными источниками информации создание схемы-конспекта.
Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Л. Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности
М. Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетентности.
П. Умение определять типы Моллюски на рисунках, натуральных объектах. Объяснять назначение частей тела. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.
Приобретение и контроль знаний. Письменный, устный контроль. Самостоятельные выступления учащихся, просмотр компьютерной презентации.
Виноградная улитка ВФ
Виноградная улитка в природе ВФ
Радула виноградной улитки ВФ
§ 20, № 1-4

23.


Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»
Урок построения системы знаний.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Лабораторная работа
Л. Дальнейшее формирование познавательного интереса, формирование экологической культуры. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности
М. Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетентности.
П. Умение определять типы Моллюски на рисунках, натуральных объектах. Объяснять назначение частей тела. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.
Приобретение и первичный контроль знаний, проблемное изложение.
Морские гребешки ВФ
перловица ВФ

§ 21,№ 1-4, сообщения/проекты/ о головоногих

24.


Класс Головоногие моллюски
Урок – путешествие. Презентация проектов, сообщения учащихся, выпуск газеты.
Фронтальная , групповая, коллективная.
Л. Дальнейшее коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе учебно–исследовательской деятельности
М. Формирование умения добывать информацию из различных источников, преобразовывать, анализировать, использовать схемы и модели. Умение осознанно использовать речевые средства, излагать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетентности.
П. Умение определять типы Моллюски на рисунках, натуральных объектах. Объяснять назначение частей тела. Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием.
Приобретение знаний, частично-поисковый,
Головоногие ВФ
Маскировка осьминога ВФ
Передвижение кальмара ВФ
Ловля кальмаров на свет ВФ
§ 22, 4 /творческие группы/, № 5


Тема 7. Тип Членистоногие (7ч)

25.


Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные
Урок «открытия» нового знания. Выполнение проекта «В гостях у Astacus leptodactylus»
Фронтальная, групповая, коллективная.
Л. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
М. Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение организовывать совместную учебную деятельность с одноклассниками. Развитие умения соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять само и взаимоконтроль учебной деятельности.
П. Определять и называть части ракообразных на рисунках, таблицах, моделях, натуральных объектах. Называть функции частей тела. Различать и называть конечности, их функции.
Приобретение знаний, первичное закрепление знаний, лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения речного рака и его приспособленности к среде обитания»
Класс Ракообразные ВФ
Передвижение рака ВФ
Самый большой краб ВФ
Лов краба ВФ
§ 23, № 1-3, № 4 /по желанию/

26.


Класс Паукообразные
Урок построения системы знаний. Работа с различными источниками информации, составление инструкций по ТБ.
Фронтальная, групповая, коллективная.
Л. Формирование личностных представлений о ценности природы, эстетического отношения к природным объектам. Знание основных правил и принципов отношения к природе.
М. Умение развивать мотивы своей познавательной деятельности, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать их в соответствии с меняющейся ситуацией. Владение основами самооценки. Формирование и развитие ИКТ-компетентности.
П. Объяснять процесс жизнедеятельности пауков. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о роли паукообразных в жизни человека и в природе.
Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Обсуждать выполнение создаваемых проектов, высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Приобретение и первичный контроль знаний, проблемное изложение, самостоятельные выступления учащихся, просмотр компьютерной презентации.
Класс Паукообразные ВФ
Паук серебрянка ВФ
Пак скакун на охоте ВФ
Самые опасные пауки ВФ
Ловля пауком добычи ВФ
§ 24, 4

27.


Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого»
Урок - исследование
Фронтальная, групповая, коллективная.
Лабораторная работа.
Л. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
М. Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение налаживания партнёрских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль.
П. Объяснять роль насекомых в природе и жизни человека. Устанавливать взаимосвязь строения и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о насекомых
Приобретение и первичный контроль знаний. Лабораторная работа № 8 «Выявление приспособленности у насекомых к среде обитания»
Класс Насекомые ВФ
Многообразие насекомых ВФ
Схема дыхания насекомого мультимедиа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
§ 25, № 5

28.


Типы развития насекомых
Урок построения системы знаний и развивающего контроля.
Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Л. Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, понимания ценности природы. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
М. Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Овладение основами самоконтроля, самооценки. умение осуществлять взаимоконтроль.
П. Объяснять роль насекомых в природе и жизни человека. Устанавливать взаимосвязь строения и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о насекомых
Приобретение и первичный контроль знаний, самоконтроль, проблемное изложение, демонстрация.

Типы развития насекомых ВФ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
§ 26, термины, сообщения о пчёлах, муравьях, термитах

29.


Общественные насекомые – пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых
Урок построения системы знаний. Работа с различными источниками информации, сообщения учащихся.
Фронтальная, групповая, коллективная.
Л. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Знание основных правил и принципов отношения к живой природе.
М. Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение преобразовывать один вид информации в другие. Формирование коммуникативной культуры в процессе работы в группах.
П. Характеризовать условия, необходимые для жизнедеятельности насекомых. Приводить примеры организации жизни общественных насекомых
Изучение и первичное закрепление знаний, проблемное изложение.
Пчелиная семья ВФ
Тутовый шелкопряд ВФ
Насекомые из Красной книги ВФ
§ 27

30.


Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека
Урок построения системы знаний. Работа с различными источниками информации, сообщения учащихся.
Фронтальная, групповая, коллективная.
Л. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Знание основных правил и принципов отношения к живой природе.
М. Развитие умения работать с различными источниками информации, выявлять главные особенности, умения преобразовывать информацию в символы и схемы. Развитие ИКТ-компетентности. Умение преобразовывать один вид информации в другие. Формирование коммуникативной культуры в процессе работы в группах.
П. Характеризовать условия, необходимые для жизнедеятельности насекомых – вредителей. Приводить примеры организации жизни насекомых – вредителей.
Приобретение и закрепление знаний, самоконтроль, письменный контроль, выступления учащихся, демонстрация.
Биологический метод борьбы с насекомыми -вредителями ВФ
Насекомые-вредители ВФ
§ 28, повторить §§ 1 -27


31.


Обобщающий урок по темам 1-7 /Промежуточная диагностика/
Урок развивающего контроля и отработки умений.
Индивидуальная, групповая
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Устный и письменный контроль знаний.




Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

32.


Хордовые. Бесчерепные – примитивные формы
Урок «открытия» нового знания. Работа с учебником и ЭОР.
Коллективная ,групповая, индивидуальная
Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках.
П. Определять сущность строения хордовых. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности бесчепных.
Приобретение и первичный контроль знаний, частично-поисковый, лабораторная работа № 9 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».
Ланцетник ВФ
Общий план строения хордовых ИР
Системы органов ланцетника ИР
§ 29, № 1-3

33.


Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»
Урок – исследование.
Групповая, индивидуальная, фронтальная. Лабораторная работа.
Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках.
П. Определять сущность строения рыб Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рыб.
Приобретение и первичный контроль знаний, самоконтроль, самостоятельная работа с учебником.
Характеристика позвоночных гипертекст
Внешнее строение рыб ВФ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
§ 30, термины

34.


Внутреннее строение рыб
Урок построения системы знаний и развивающего контроля.
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках.
П. Определять сущность внутреннего строения рыб. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рыб.
Приобретение и первичный контроль знаний, работа с учебником, проблемное изложение, просмотр фрагмента видеофильма «Размножение рыб».
Механизм дыхания рыб анимация
Работа сердца анимация
Демонстрация зависимости глубины погружения рыб от объема плавательного пузыря анимация
§ 31, сообщения «Забота о потомстве у рыб»

35.


Размножение рыб
Урок построения системы знаний. Работа с различными источниками информации, сообщения учащихся.
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы.
М. Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке.
П. Характеризовать особенности размножения рыб, заботу о потомстве и численности потомства рыб.
Приобретение знаний, проектный метод (создание мини-проектов), частично-поисковый, самоконтроль, взаимоконтроль.
Жизненный цикл лосося ВФ
Морской конёк ВФ
Миграция рыб на нерест ВФ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
§ 32, сообщения /презентации/ о хрящевых, двоякодышащих, кистепёрых рыбах.

36.


Основные систематические группы рыб.
Урок построения системы знаний. Работа с различными источниками информации, сообщения учащихся.
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке.
П. Характеризовать систематические группы рыб
Защита проектов, работа с учебником, обобщение и систематизация знаний, письменный контроль.
Илистый прыгун ВФ
Протоптер выходит из спячки ВФ
Целакант ВФ
Систематические группы рыб гипертекст
§ 33, , повторить §§ 29-32

37.


Промысловые рыбы, их использование и охрана
Урок построения системы знаний и развивающего контроля.
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Способность к самооценке и взаимооценке.
П. Характеризовать промысловые группы рыб и охрану, использование.
Приобретение и первичный контроль знаний, частично-поисковый,

§ 34, сообщения о промысловых и охраняемых видах рыб Ульяновской области


Тема 9. Класс Земноводные или Амфибии (4 ч)


38.


Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика
Урок первичного предъявления знаний.
Работа с различными источниками информации.
Групповая, индивидуальная, фронтальная.
Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Овладение составляющими исследовательской деятельности, проведения эксперимента, умением делать выводы, заключения в ходе исследования. Развитие ИКТ-компетентности. Умение находить биологическую информацию в различных источниках, структурировать её. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение.
П. Называть характерные черты земноводных. Формировать умения работать с текстом, наблюдать натуральные объекты.
Приобретение знаний, частично-поисковый, проблемное изложение, демонстрация, самоконтроль,
Озёрная лягушка ВФ
Общие признаки земноводных гипертекст http//www/school-collection/edu/ru
§ 35, № 1-4

39.


Строение и деятельность внутренних органов земноводных
Урок построения системы знаний.
Индивидуальная, групповая.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение осознанно использовать речевые средства, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетенции.
П. Называть основные черты внутреннего строения земноводных
Приобретение знаний, контроль и взаимоконтроль.
Дыхание земноводных ВФ
Схема работы сердца и движение крови по сосудам анимация http//www/school-collection/edu/ru
§ 36, № 4 письменно

40.


Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных
Урок построения системы знаний.
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение осознанно использовать речевые средства, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетенции.
П. Называть основные черты, характеризующие жизненный цикл развития земноводных. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития земноводных. Устанавливать зависимость роста и развития от условий среды.
Приобретение знаний, частично – поисковый, контроль, самоконтроль, самостоятельные выступления учащихся.
Пипа суринамская ВФ
Головыстики озёрной лягушки ВФ
ВФ Размножение рпрудовой лягушки
Резонаторы самцов лягушек и их голоса ВФ

§ 37, № 4- 5, сообщения /презентации/ «Земноводные Ульяновской области»

41.


Разнообразие и значение земноводных
Урок построения системы знаний и развивающего контроля.
Групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Умение осознанно использовать речевые средства, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Развитие ИКТ-компетенции.
П. определять и классифицировать земноводных по таблицам, рисункам. Осваивать работу с определителями..
Систематизация знаний, приобретение знаний, самостоятельные выступления учащихся, работа с электронными пособиями.
Жаба обыкновенная ВФ
Систематические группы класса Земноводные гипертекст
§ 38, № 3 письменно


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии (4 ч)

42.


Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика
Урок «открытия» нового знания
Групповая, индивидуальная, фронтальная
Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнёрских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль.
П. описывать пресмыкающихся по признакам в связи со средой обитания.
Частично-поисковый, проблемное изложение, приобретение и первичный контроль знаний.
ВВС монстры /пресмыкающиеся/ВФ
Пресмыкающиеся ВФ
Передвижение черепах, ящерицы и змеи ВФ
§ 39, № 1-4

43.


Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся
Урок построения системы знаний.
Групповая, индивидуальная, фронтальная.
Л. Формирование познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение природы. Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Развитие умения самостоятельно ставить цели, формулировать новые задачи в познавательной деятельности. Давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы. Находить биологическую информацию в различных источниках. Овладение основами самоконтроля, самооценки. Умение налаживания партнёрских отношений во время работы в парах, в группах, умение осуществлять взаимоконтроль.
П. Приводить примеры внутреннего строения рептилий. Характеризовать особенности размножения рептилий.
Приобретение и контроль знаний, работа с учебником.
Кровеносная система рептилий ИР
Работа челюстей и зубов гадюки ВФ
Пищеварительная система пресмыкающихся ИР
§ 40, № 4-5, подготовка к проектной деятельности: сообщения о современных отрядах рептилий.

44.


Разнообразие пресмыкающихся
Урок – исследование. Проект «Панцири, лапы, хвосты»
Групповая, индивидуальная, коллективная.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
П. Выделять и описывать существенные признаки пресмыкающихся. Характеризовать основные черты, лежащие в основе систематики пресмыкающихся. Распознавать рептилий на рисунках.
Письменный контроль знаний, приобретение знаний, самостоятельные выступления учащихся, просмотр компьютерной презентации.
ВВС живые драконы ВФ
пресмыкающиеся ВФ
забота о потомстве у крокодила ВФ
§ 41, № 4 письменно, сообщения о динозаврах

45.


Значение пресмыкающихся и их происхождение
Урок построения системы знаний и развивающего контроля.
Проект «Из глубины веков до наших дней»
Групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Л. Формирование личностных представление о ценности природы, ответственного отношения к природе, формированию экологического сознания. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
П. Характеризовать основные черты, лежащие в основе систематики пресмыкающихся. Распознавать рептилий на рисунках. Приводить примеры значения пресмыкающихся в природе.
Обобщение и систематизация знаний, приобретение и контроль знаний, просмотр компьютерной презентации, выступления учащихся.
Динозавры ВФ http//www/school-collection/edu/ru

§ 42,№ 1-3


Тема 11. Класс Птицы (9 ч)

46.


Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
Урок - исследование
Групповая, индивидуальная.
Лабораторная работа.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
П. Выделять и описывать существенные признаки птиц. Сравнивать представителей различных групп птиц, делать выводы. Изучать и сравнивать внешнее строение перьев и их значение. Фиксировать результаты исследования
Приобретение знаний, проблемное изложение, частично-поисковый, лабораторная работа № 11 « Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».
Птицы ВФ
Линька птиц анимация рисунок
Рост пера птицы анимация http//www/school-collection/edu/ru

§ 43, № 1-4

47.


Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы»
Урок – исследование.
Групповая, индивидуальная, фронтальная.
Лабораторная работа.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
П. Выделять и описывать существенные признаки внутреннего строения птиц. Сравнивать особенности строения птиц и пресмыкающихся, делать выводы о прогрессивном развитии птиц. видов.
Приобретение и первичный контроль знаний, работа с учебником, проблемное изложение.
Движение крыла птицы при полёте ВФ
Схема сокращения мышц, поднимающих и опускающих крыло ИР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
§ 44, термины

48.


Внутреннее строение птиц
Урок построения системы знаний и развивающего контроля.
Групповая, индивидуальная, фронтальная.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
П. Выделять и описывать существенные признаки внутреннего строения птиц. Сравнивать особенности строения птиц и пресмыкающихся, делать выводы о прогрессивном развитии птиц. видов.
Приобретение и контроль знаний, проблемное изложение, взаимоконтроль. http//www/school-collection/edu/ru
Внутреннее строение птиц ИР
Дыхательная система птиц ИР
Кровеносная система птиц ИР
Пищеварительная система птиц ИР http//www/school-collection/edu/ru
§ 45, № 5 письменно

49.


Размножение и развитие птиц
Урок построения системы знаний.
Работа с учебником и ЭОР.
Групповая, индивидуальная, фронтальная.
Л. Формирование знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
П. Выделять и описывать общие черты строения яйца птицы. Объяснять процессы размножения и развития птиц. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни птиц.
Устный и письменный контроль знаний, приобретение знаний, самостоятельная работа с учебником.
Приобретение и закрепление знаний, самоконтроль.
Эмбриональное развитие птиц ВФ
Птенцовые и выводковые птицы ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§ 46, № 1-5

50.


Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц
Урок построения системы знаний.
Групповая, индивидуальная, фронтальная.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
П. Выделять и описывать годовой цикл в жизни птиц. Описывать брачное поведение птиц.
Приобретение знаний, систематизация знаний, работа с учебником, выступления учащихся.
Пение соловья ВФ
Гнёзда птиц ВФ
Миграции птиц ВФ
Ритуальное поведение птиц ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§ 47, сообщения /презентации/ о различных группах птиц

51.


Разнообразие птиц
Урок построения системы знаний, отработки умений и рефлексии.
Проект «Пернатая радуга»
Групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Л. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности.
М. Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения.
П. Распознавать представителей систематических групп птиц. Устанавливать взаимосвязь приспособленности птиц к условиям среды. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни птиц.
Систематизация и обобщение знаний, письменный контроль знаний, приобретение знаний.
Экологические группы птиц ВФ

водные и околоводные ВФ
http//www/school-collection/edu/ru
§ 48, сообщения о редких и охраняемых видах птиц России, мира, о птицеводстве.

52.


Значение и охрана птиц. Происхождение птиц
Урок построения системы знаний.
Выпуск газеты «Птицы рядом с нами»
Групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Л. Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.
М. Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей;
П. Умение выделять основные признаки птиц, описывать отличительные признаки семейств. Способность распознавать семейства на рисунках.
Приобретение знаний, проблемное изложение, частично-поисковый,

§ 49, повторить §§ 43-48, сообщения о редких и охраняемых птицах Ульяновской области.

53.


Птицы родного края
Урок – путешествие.
Групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Л. Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.
М. Умение ставить для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности.
Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей;
П. Умение выделять основные признаки птиц, описывать отличительные признаки семейств родного края.
Приобретение и первичный контроль знаний, работа с учебником, проблемное изложение.
Презентация «Птицы Ульяновской области»
Сочинение «Небо без птиц – не небо!»

54.


Птицы леса /парка/ Экскурсия №2 «Птицы нашего края»
Урок – экскурсия.
Групповая, коллективная, индивидуальная.
Л. Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.
М. Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения. Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей;
П. Умение выделять основные признаки птиц, описывать отличительные признаки семейств. Способность распознавать семейства на рисунках.
Приобретение и контроль знаний, взаимоконтроль.
Школьный парк
Отчёт об экскурсии.


Тема 12. Класс Млекопитающие или Звери (10 ч)

55.


Общая характеристика
Урок «открытия» нового знания. Работа с различными источниками информации.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.
М.. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей;
П. Умение выделять основные признаки класса Млекопитающих, описывать отличительные признаки класса. Формирование умения работать разными источниками информации.
Приобретение знаний, самоконтроль,
Млекопитающие ВФ
ВВС класс млекопитающие ВФ
Вибриссы кошки ВФ
Внешнее строение собаки ИР
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
§ 50, № 1-4

56.


Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих»
Урок построения системы знаний, отработки умений и навыков.

Индивидуальная, групповая. Лабораторная работа.
Л. Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы.
М. Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Умение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей;
П. Умение выделять основные признаки скелета и внутреннего строения Млекопитающих, Формирование умения работать разными источниками информации.
Устный контроль, приобретение знаний, взаимоконтроль, проблемное изложение. Работа с учебником.
Внутреннее строение млекопитающего ИР
Кровеносная система млекопитающих анимация
Работа пищеварительной системы жвачного анимация
§ 51, «сообщения «Забота о потомстве»

57.


Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл
Урок построения системы знаний и развивающего контроля.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде.
М. Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество.
П. Умение объяснять сущность размножения млекопитающих, годового жизненного цикла.
Приобретение и контроль знаний, работа с учебником.
Развитие зародыша млекопитающего ВФ
Турнирные бои копытных ВФ
Миграция ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§ 52, № 4-5

58.


Происхождение и разнообразие млекопитающих
Урок построения системы знаний. Работа над проектом «О мышах, слонах и не только»
Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Л. Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде.
М. Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество.
П. Умение объяснять сущность происхождения млекопитающих. Называть характерные черты млекопитающих.
Приобретение и контроль знаний, работа с учебником, самостоятельные выступления учащихся.
Эволюция млекопитающих ВФ
Сумчатые ВФ
Утконос ВФ
ехидна ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§ 53, сообщения о представителях отрядов млекопитающих.

59.


Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные
Урок построения системы знаний. Сообщения учащихся.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. Дальнейшее формирование познавательных интересов, формирование экологического сознания, становление смыслообразующей функции познавательного мотива, умение вести диалог.
М. Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, владение основами самоконтроля. Работа с различными источниками биологической информации, формирование ИКТ-компетентности.
П. Способность называть основные признаки отличия плацентарных, сумчатых. Умение объяснять способы размножения.
Приобретение и контроль знаний, взаимоконтроль, работа с учебником и дополнительной литературой.
Рукокрылые ВФ
слепыш (от. Грызуны) ВФ
манул ВФ
рысь ВФ
белый медведь ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§ 54, сообщения учащихся

60.


Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парно- и непарнокопытные, хоботные
Урок построения системы знаний. Сообщения учащихся.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. формирование эстетического отношения к живым объектам.
М. Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, владение основами самоконтроля. Работа с различными источниками биологической информации, формирование ИКТ-компетентности.
П. Способность называть основные признаки отличия плацентарных: ластоногие, китообразные, копытные, хоботные.
Приобретение и контроль знаний, взаимоконтроль, работа с учебником и дополнительной литературой.
Морские котики ВФ
Морской леопард ВФ
Морской слон ВФ
Пение китов ВФ
Волшебный мир дельфинов ВФ
§ 55, 3 1-4

61.


Высшие, или Плацентарные, звери: приматы
Урок построения системы знаний и развивающего контроля.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. формирование эстетического отношения к живым объектам.
М. Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, владение основами самоконтроля. Работа с различными источниками биологической информации, формирование ИКТ-компетентности.
П. Способность называть основные признаки отличия плацентарных: приматы
Приобретение и контроль знаний, взаимоконтроль, работа с учебником и дополнительной литературой.
ВВС Отряд приматы ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§ 56, № 3 письменно.

62.


Экологические группы млекопитающих. Экскурсия № 3 «Экологические группы млекопитающих»
Урок – исследование.
Групповая, коллективная, индивидуальная.
Л. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, формирование интеллектуальных умений анализа, построения рассуждений. Эстетическое отношение к живым объектам.
М. Формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии, аргументации своей позиции. Умение организовывать совместную учебную деятельность со сверстниками и педагогом. Умение распределять время в ходе учебной деятельности.
П. Называть экологические группы животных. Характеризовать по семействам. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы, выполнять задания для самоконтроля
Обобщение и систематизация знаний, контроль знаний, работа с учебником,
экологические группы ВФ http//www/school-collection/edu/ru
§ 57
Отчёт об экскурсии.
Сообщения о животных-героях /млекопитающих/, о памятниках животным

63.


Значение млекопитающих для человека
Урок построения системы знаний и развивающего контроля.
Проект «Звери в нашей жизни»
Индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Л. Формирование экологической культуры на основе понимания ценности жизни Во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Формирование личностных представлений о ценности природы.
М. Способность к целеполаганию, включая преобразование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять само и взаимоконтроль, организовывать учебное сотрудничество, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и внесение необходимых корректив. Способность к осуществлению познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Умение создавать модели и схемы для решения задач.
П. Объяснять сущность понятия охраняемые животные. Оценивать роль млекопитающих в экосистемах. Характеризовать влияние млекопитающих на природу и человека.
Обобщение и систематизация знаний, выступления учащихся, устный контроль знаний.
Домашние животные ВФ http//www/school-collection/edu/ru

§ 58, сообщения о редких и охраняемых млекопитающих России и Ульяновской области.

64.


Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие»
Урок развивающего контроля, отработки умений и рефлексии. Составление плаката-схемы.
Индивидуальная, групповая, коллективная.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Приобретение знаний, самоконтроль,
Компьютерные презентации, слайд-шоу по теме.
§§ 50-58

65.


Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина
Урок «открытия» нового знания. Работа с учебником, ЭОР.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии, аргументации своей позиции. Умение организовывать совместную учебную деятельность со сверстниками и педагогом. Умение распределять время в ходе учебной деятельности.
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
П. приводить примеры многообразия животного мира. Доказывать взаимосвязь животных в природе, между развитием и усложнением. Раскрывать основные положения теории Ч. Дарвина.
Устный контроль, приобретение знаний, взаимоконтроль, проблемное изложение. Работа с учебником.
Ч. Дарвин. Происхождение ВФ видов
Происхождение видов ВФ
Сходство эмбрионального развития позвоночных анимация
§ 59, сообщения об этапах развития животного мира


Тема 13. Развитие животного мира на Земле (4 ч)

66.


Развитие животного мира на Земле
Урок построения системы знаний. Работа над проектом «Спираль времени»
Групповая, коллективная.
Л. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы. М. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Проблемное изложение, приобретение и первичный контроль знаний.
История животного мира ВФ
Этапы развития животного мира ВФ
§ 60 /до уровней организации/

67.


Современный мир живых организмов. Биосфера.
Урок построения системы знаний.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Умение ставить для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности.
П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Приобретение и контроль знаний.
Биосфера. Вернадский ВФ
Биосфера и человек ВФ
Экологические системы и их охрана ВФ
§ 60, повторить §§ 1-59

68.


Итоговый контроль по курсу биологии 7 класса
Урок развивающего контроля и рефлексии.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания для самоконтроля. Давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию, строить логические рассуждения. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Систематизация и углубление знаний.



69.


Экскурсия № 4 «Жизнь природного сообщества»
Урок отработки умений и рефлексии.
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Характеризовать жизнь природного сообщества
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков.

Задания на лето.

70


Обобщение
Урок «Эврика»
Индивидуальная, фронтальная, групповая
Л. Формирование ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к обучению и познанию.
М. Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
П. Обобщать и систематизировать знания, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.





C:\Users\МЕГАФОРУМ 2013Г 20.08\Биология_август 2013\август УИПК ПРО 2013 и ГОРОДСКОЕ СОВЕЩАНИЕ\взаимоконтроль.ppt
·
·
·
·
·C:\Users\МЕГАФОРУМ 2013Г 20.08\Биология_август 2013\август УИПК ПРО 2013 и ГОРОДСКОЕ СОВЕЩАНИЕ\взаимоконтроль.ppt
·
·
·
·
·C:\Users\МЕГАФОРУМ 2013Г 20.08\Биология_август 2013\август УИПК ПРО 2013 и ГОРОДСКОЕ СОВЕЩАНИЕ\взаимоконтроль.ppt
·
·
·
·
·C:\Users\МЕГАФОРУМ 2013Г 20.08\Биология_август 2013\август УИПК ПРО 2013 и ГОРОДСКОЕ СОВЕЩАНИЕ\взаимоконтроль.ppt
·
·
·
·
·15