Урок по ОБЖ на тему Дорожные знаки и дополнительные средства информации (5 класс)


Технологическая карта урока 5 класс
Тема: Дорожные знаки и дополнительные средства информации
Предметная область: основы безопасности жизнедеятельности
Тема: «Дорожные знаки и дополнительные средства информации»
Цель: ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, плакаты — дорожные знаки.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Мотивация к учебной деятельности
Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу По полоскам черно-белымПешеход шагает смело.Кто из вас ребята знает-Знак что этот означает? Шли из школы мы домой, Видим знак на мостовой, Круг, внутри велосипед, Ничего другого нет. В этом месте пешеходТерпеливо транспорт ждет.Он устал пешком шагать,Пассажиром хочет стать.
На своем пути в школу, магазин – всюду вы встречаете дорожные знаки. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Многие из этих знаков хорошо известны. А какую службу несут дорожные знаки? (следуют ответы учащихся: выполняют ту же службу, что и светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей. Знаки облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения). Водители хорошо знают значение дорожных знаков и умело ими пользуются. А только ли водители должны хорошо знать? (ответы детей: И велосипедисты, и пешеходы обязаны знать знаки).Личностные:
Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов
Коммуникативные:
Формируем умение планировать сотрудничество с учителем
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Цель: подведение детей к формулированию темы урока Для чего нужны дорожные знаки? О чем говорят дорожные знаки водителям; пешеходам, велосипедистам? (возможные ответы учеников). Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак имеет особое значение, знать их обязаны водители, пешеходы, велосипедист Где же устанавливаются дорожные знаки? Дорожные знаки устанавливаются с правой стороны от дороги (по ходу движения автомобиля), так как в нашей стране движение правостороннее. Чем же сегодня мы будем заниматься? (предположения учащихся). Конечно, знакомиться с группами знаков. Кто попытается сформулировать тему урока? Итак, тема урока: Дорожные знаки и дополнительные средства информации Познавательные:
Формируем самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, формулирование темы урока
Коммуникативные:
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные:
Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу
Личностные:
Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Совместное открытие новых знаний
Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу Давайте рассмотрим, на какие группы делятся все дорожные знаки. Показывая каждый знак, дать возможность детям самим объяснить его. Знаки первой группы – предупреждающие: они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности. Их устанавливают на определенном расстоянии от места опасности так, чтобы они были хорошо видны. Форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой. Знаки второй группы – знаки приоритета: они устанавливают очередность проезда перекрестков, а также узких участков улиц. Знаки третьей группы запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов, поэтому их называют запрещающими. Эти знаки имеют форму круга белого цвета с красной каймой. Но бывают также запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет. В четвертую группу входят предписывающие знаки. Они предписывают, разрешают водителям двигаться в определенном направлении, выполнять те или иные предписания, указанные на них. Эти знаки круглые, голубого цвета. Знаки пятой группы – знаки особого предписания вводят или отменяют определённые режимы движения. Знаки шестой группы называются информационными. Они сообщают водителям о различной дорожной обстановке. Эти знаки имеют форму квадрата или прямоугольника с рисунками и надписями на зеленом, голубом или желтом фоне. В знаках седьмой группы содержится различная информация, объяснение. Они помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, например, оповещают о местах отдыха, заправочных станциях, медицинских пунктах, местах движения и т.д. Эти знаки называют знаки сервиса. Они имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет. К знакам восьмой группы относятся знаки дополнительной информации (таблички), которые помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действие знаков.
Итак, какие группы знаков существуют? Личностные:
Формируем внутреннюю позицию школьника, умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила
Регулятивные:
Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем
Познавательные:
Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста; способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение); умение на основе анализа объектов делать выводы; представлять информацию по предложенному наглядному материалу
Коммуникативные:
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос
Здоровьесберегающие технологии на уроке
Проводится физкультминутка с музыкальным сопровождением. Закрепление нового материала
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Вот мы и ознакомились с группами дорожных знаков. Давайте проведем викторину.
- Зачем нужны дорожные знаки?
- На какие группы делят дорожные знаки?
- Какую форму имеют предупреждающие знаки, о чем они говорят?
- Где устанавливают дорожный знак, на котором нарисованы дети?
- О чем говорят знаки приоритета?
- О чем говорят запрещающие знаки?
- Как должен поступить велосипедист, увидев знаки «Въезд запрещен» и «Движение на велосипедах запрещено»?
- Можно ли велосипедисту ехать на улицу, если установлен знак «Движение запрещено»?
- Для чего служат информационные знаки?
- Что означает знак «Пешеходная дорожка»? Где его устанавливают?
- Где устанавливают знак «Пешеходный переход»?
- Каково назначение знаков дополнительной информации? Коммуникативные:
Формируем умение работать в группах, слушать и понимать других, аргументировать свой выбор
Регулятивные:
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные:
Формируем внутреннюю позицию, способность к самооценке на основе критериев успешности
Познавательные:
Формируем умение работать с новой информацией по теме, структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, строить логические цепи рассуждений
Контролирующее задание
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний Учащимся предлагаются задания на планшетах в презентации «Дорожные знаки» Личностные:
Формируем внутреннюю позицию школьника, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Коммуникативные:
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос
Регулятивные:
Формируем начальные формы рефлексии, определять успешность своего задания в диалоге с учителем
Познавательные:
Формируем умение работать с новой информацией по теме, (отбирать, выделять) структурировать знания, выбирать необходимое
Рефлексия учебной деятельно-сти на уроке - О чем же главном мы сегодня говорили на уроке?
- Что для вас показалось трудным?
- Кто или что помогало вам справляться с заданиями?
- На сколько хорошо вы сегодня поработали?
- Как можете отметить свое настроение?
На этом мы свой урок заканчиваем. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок. Личностные:
Формируем умение устанав-ливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
Коммуникативные:
Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
Формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения