Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Ненецкая сказка «Кукушка» во 2 классе


Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Ненецкая сказка «Кукушка» во 2 классе

Тема: Ненецкая сказка «Кукушка»
Цель: познакомить учащихся с содержанием ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать текст сказки; отрабатывать навыки литературного чтении. Тип урока: «открытие» нового знания.
Задачи:
формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с текстом;
закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки.
Планируемые результаты:
Предметные:
читать выразительно, осознанно, без ошибок;
описывать героев, их действия, поступки;
работать с толковым словарём. Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания. Личностные:
проявлять:
интерес к народной сказке и её героям;
позитивное отношение к чтению;
интерес к созданию творческой работы по теме.
Метапредметные связи: окружающий мир. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.
Технологическая карта урока
Этапы урока (мин.) Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Организаци-онный момент
(1 мин.) Учитель:
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем, И работу начинаем. Мотивация на настрой урока Слушают, настраиваются на работу. Регулятивные: формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.
II. Проверка домашнего задания (4 мин.) Домашнее задание выполняли по выбору. Первая группа подготовила пересказ сказки «Каша из топора» Организует проверку домашнего задания. Представляют домаш-нее задание, дополняют отвечающих, помогают объяснить смысл пословиц Коммуникативные:
Включаются в диалог со сверстниками. Оценивают качество подготовки д/з
III.Актуализация знаний (4 мин.) 1. Беседа:
- Кто автор сказки «каша из топора»?
- Что вы узнали о солдате?
- Какова главная мысль сказки? Организует деятельность обучающих 1.Отвечают на вопросы:
- Автор сказки- русские. Познавательные:
Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Речевая разминка (раздаточный материал):
Она всегда тебя поддержит.Повеселит или утешит.Тебя заботой окружит.На помощь быстро поспешит.Подарит светлый луч надежды,И будет милой, доброй, нежной.Красивой будет самой-самой…Её зовут все дети мамой.
-Прочитайте медленно, потом ускоряя темп.
-Прочитайте скороговоркой.
-Прочитайте выразительно.
-Как связаны пословица и стихотворение? Организует деятельность обучающихся- работу над выразительным чтением.
Создаёт проблемную ситуацию:
- Как в народе называют мать, которая бросает своих детей?... Отгадайте загадку. Отрабатывают выразительное чтение в группах и индивидуально (чтение соло, в парах, по рядам).
Отвечают на вопросы. Личностные:
Морально-этическая ориентация; формирование нравственной позиции.
Коммуникативные:
Включаются в диа-лог со сверстниками.
4. Работа с загадкой.
Что за птица?На яйца не садится,По чужим гнездам шныряет,Своих детей не знает? (Кукушка.)
5. Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка» -Отгадайте загадку.
-Расскажите, что вы знаете об этой птице.
-Почему птицу так назвали? Отгадывают загадку. Рассказывают, что знают о кукушке.
Слайд № 3.
Познавательные:
Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.
6. Работа со скороговоркой.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон! -Работа в парах: чтение скороговорки. Читают скороговорку, убыстряя темп. Слайд № 4.
Коммуникативные:
Воспринимают текст с учётом поставленной задачи.
IV. Постановка целей урока
(2 мин.) Самоопределение к деятельности.
Беседа:
- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка». Попробуйте определить цели урока.
- Прочитайте название сказки, с которой мы
сегодня познакомимся.(Учебник: ср. 82)
- Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка?
- Кто автор?
- Что вы знаете о нанайцах? Предлагает озвучить тему и цель урока.
Создаёт проблемную ситуацию.
Определяют тему и цели урока: познакомиться со сказкой «Кукушка». Цели: узнать ещё об одном северном народе, проанализировать сказку, определить – чему учит эта сказка. Читают название сказки, рассматриваю иллюстрации, делают предположение о содержании. Регулятивные:
Планирование, целеполагание. Познавательные:
Высказывают предположения, сопоставляют иллюстрацию и название сказки, обсуждают проблемные вопросы.
V. Организация познавательной деятельности
(12 мин.)

1. Сообщение о нанайцах делает, заранее подготовленный ученик. Сообщение сопровождается работой с картой России и аудиозаписью «Море. Крики чаек».
Вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры.. Климат там суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. Растут там мхи, травы и карликовые деревья. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния. -Каковы условия жизни нанайского народа?
-Почему рассказ сопровождался звуками моря и криками чаек? Воспринимают информацию, обсуждают увиденное.
Слайды № 5, 6.
Познавательные:
Выявляют особенности объектов в процессе рассматривания.
Личностные:
Выдвигают гипотезы и их обоснование.
Воспринимать речь одноклассников. Выражают положительное отношение к процессу познания.
2. Зарядка для глаз «Птичка». Слайд № 7.
Организует деятельность обучающихся. Следят за двигающимися фигурками на экране. Личностные:
Формирование личного, отношения к себе своему здоровью
3. Знакомство со сказкой. (Чтение текста хорошо читающими учениками)
4. Словарная работа: малица, чум. (Работа со словарём с опорой на фото презентации)
Слайд № 8.
5. Первичное закрепление.
Анализ содержания сказки.
- Определите тему сказки (о чём говорится в тексте).
- Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).
- Назовите персонажей сказки.
- Что для детей оказалось важнее: свои дела или просьбы матери?
-Охарактеризуйте детей.
-Почему сказка так называется?
- Какие чувства испытала больная мать?
- Какова главная мысль этой сказки?
- Чему учит сказка? -Какие чувства вы испытали во время чтения?
-Что вас особенно тронуло в сказке?
-Все ли слова вам понятны?
Предлагает вступить в диалог, обсудить проблемные вопросы сказки, оценить эмоциональный настрой сказки Отвечают на вопросы, пытаясь передать словами испытанные во время чтения чувства.
Читают в словаре толкование незнакомых слов.
Отвечают на вопросы, находят ответы на вопросы в тексте сказки, приводят примеры из собственного опыта, оценивают действия персонажей сказки. Личностные:
Эмоциональное осознание окружающего мира.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают.
Регулятивные:
Учатся находить и объяснять непонятные слова.
Коммуникативные:
Сотрудничают в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию собеседника.
6. Работа над выразительным чтением.
а) Подготовительный этап (работа над трудными для чтения словами). Слайд № 9.
На-щат-та (натащат)
Ло-пе-сох-ре (пересохло)
Рну-обе-лась (обернулась)
Ли-из-ра-ни (изранили)
Все-на-гда (навсегда)
б) Работа над интонацией.
в) Чтение по ролям. Предлагает составить из слогов слова.
- С какой интонацией надо читать слова матери? А слова детей?
-Как распределить роли в сказке? Составляют из слогов слова, читают их хором. Слайд № 10
Объясняют, с какой интонацией и почему надо читать по ролям. Оценивают чтение по ролям. Коммуникативные:
Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения.
Личностные:
Проявляют позитивное отношение.
Предметные:
Формирование умения читать по ролям.
VI. Физминутка (2 мин.)
«Без мамы мы скучаем».
Слайд № 11. Организует деятельность обучающихся. Выполняют упражнения, танцуют в парах.
Личностные:
формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений
(14 мин.) 1. Разноуровневый тест «Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка»
2. Проверка выполнения теста.
3. Работа в группах. На партах таблички с названиями групп: «Театр», «Географы», «Аналитики», «Литераторы».
Задания для групп
Задание для группы «Аналитики»: какие признаки сказки есть в ненецкой сказке «Кукушка», каких признаков нет?
Задание для группы «Географы»: выпишите всё, что узнали о жизни и быте ненцев из сказки «Кукушка».
Задание для группы «Театр»: инсценировать сказку «Кукушка».
Задание для группы «Литераторы»: придумайте продолжение сказки так, чтобы конец сказки был счастливым.
-Посмотрим, внимательно ли вы читали сказки «Айога» и «Кукушка». Выполните задания теста в трёх вариантах.
Предлагает поработать в группах. Помогает группам выполнять задания. Организовывает обсуждение выступления каждой группы. Выполняют тест, проверяют по образцу. Слайды № 12, 13, 14.
Работают в группах: ведущий распределяет задания и назначает ответственных. Группы готовят выступления и презентуют классу. Обсуждают выступления групп, дополняют, корректируют по необходимости. Коммуникативные:
Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные:
Проявлять эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других народов.
Познавательные:
Анализировать содержание сказки, сравнивать сказки по плану. Обосновывать свои суждения.
VIII. Подведение итогов
(2 мин.) - Что вас удивило сегодня больше всего?
- Что понравилось на уроке?
- Что нового узнали?
- О чём пришлось задуматься? -Возвратимся к началу урока, доби лись ли мы постав ленных целей? Отвечают на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга. Регулятивные:
Анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное.
IX. Рефлексия «Букет для мамы»
(2 мин.) - Оцените работу класса.
Вспомните пословицу, значение которой мы объясняли вначале урока «Ближе матери друга нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный человек? Давайте представим, что мы составляем букет для мамы. Пусть оранжевые цветы будут сигналом того, что вы свою работу на уроке оцениваете на «отлично», жёлтые цветы- на «хорошо», красные- если работать сегодня было не интересно или тяжело. Благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке и просит составить панно рефлексии «Букет для мамы» Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.
Слайд № 15.
Личностные:
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
X. Домашнее задание (2 мин.) - Каким может быть домашнее задание?
Задание на выбор: придумать сказку по аналогии (или стихотворение о маме ), или подобрать несколько пословиц к сказке и уметь их объяснять. Предлагает домашнее задание выбрать по желанию. Слушают учителя, задают вопросы для уточнения. Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания.