Разработка урока по теме Доли.Обыкновенные дроби, 5класс (по ФГОС)


Урок математики в 5 классе
по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Дата: 16.01.2016
Учитель: Ерёменко Н.А.
Школа: МАОУ СОШ №40 г. Набережные Челны
Автор учебника: Н.Я. ВиленкинТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цели деятельности учителя.
Главная дидактическая цель: формировать понятие об обыкновенных дробях;
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; уметь решать задачи, содержащие дроби.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные – умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок высказывать своё предположение.Коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные – умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Основные понятия: обыкновенные дроби, числитель, знаменатель.
Ресурсы.
1.Учебник.
2.Презентация «Доли». Обыкновенные дроби».
3. Математика.Учебник-собеседник для 5-6 классов. Л.Н.Шеврин, А.Г.Гейн, И.О. Коряков, М.В.Волков. М.: Просвещение, 1989г.
4.Раздаточный материал (фигуры в конвертике – квадрат, круг).
5.Оценочный лист урока.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
Однажды польский писатель Станислав Лем сказал,
«Для того, чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать».
Что вы по этому поводу думаете?
Актуализация и пробное учебное действие.
Практическая работа.
Возьмите квадраты, лежащие у вас на столах. Подумайте, как ещё можно провести линию (кроме диагонали), чтобы разделить квадрат на 2 равные части?
А теперь возьмите круги. Как можно разделить круг на 4 равные части?
Закрасьте ¼ часть круга.
Что получается в результате деления на равные части данных фигур?
Определение темы урока: «Доли».
Введение.
Вы знаете, что, кроме натуральных чисел существуют и дроби. Дроби возникают, когда натуральное число делят на равные части: надвое, на 3 части, на 10 частей и т.д. Но мало знать, что такое дробь. Нужно уметь сравнивать их, выполнять над ними действия, решать всякие задачи с дробями. Этим мы и начнём заниматься с сегодняшнего урока.
Как единица на доли делится.
Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля-это, конечно, половина. Слова с приставкой 2пол» можно услышать, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки.
Назовите ещё несколько слов с этой приставкой.
Но есть и другие употребительные дроби. Например, четверть, десятая, сотая. Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (буханка хлеба, лист бумаги) или единица измерения (час, килограмм) делится на равные части.
Запомните! Доля-это каждая из равных частей единицы.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на 2 части – название доли «половина», на три – «треть», на четыре – «четверть».
А если разделить на пять частей, то что ли «пятерть», на шесть – «шестерть»?
Таких смешных слов в русском языке нет. А чтобы было удобно называть всякие доли, пользуются словами «пятая», «шестая», «седьмая» и т.д. Четверти по-другому называют четвёртыми, трети –третьими, а половины-вторыми долями.
Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Над ней ставится единица, а под чертой пишется число равных частей, на которые единица делится. Например, вторая, двадцать первая, сто пятая доля записываются: 12;121;1105 (1n -«одна энная»).
Зачем нужны доли?
-При измерении величин часто бывают невозможно обойтись только целыми единицами.
Представьте, например, что для измерения длины нам разрешили пользоваться только целыми метрами. Как тогда мы бы смогли измерить рост человека? Или спортивные результаты в прыжках? В таких случаях пользуются сантиметрами.
Скажите, какая это доля метра – сантиметр?
А в технике часто нужны более мелкие доли метра –тысячные, они называются миллиметрами. И более крупные доли метра бывают полезны, например, десятые.
Сколько сантиметров в 110м? Как такая доля метра называется?(дециметр)
Запомните!
1мм=11000м1см=1100м1дм=110м Миллиграммы используются при взвешивании лекарств в аптеке (1мг).
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Задание №1 Запишите цифрами:
а) одна семнадцатая,
б) одна триста третья,
в) одна десятитысячная,
г) одна стотысячная,
д) одна миллионная.
Задание №2. Прочитайте (устно): 17; 142;1 355;11001.
Задание №3 (работа в парах).
Придумайте три доли и запишите их на листочке словами. Предложите соседу по парте записать их цифрами. Проверьте правильно ли он выполнил задание.
Задание №4.Квадрат на рисунке поделён на одинаковые квадратики. Какую долю квадрата составляет один квадратик?
*?*? Задание №5. Запишите ответ в виде равенства по образцу: 12м=50см. Сколько сантиметров составляет: а) 14 м; б) 15м; в)120м; г) 125м.
Задание №6. Сколько минут составляет: а) 12ч; б) 13; в) 14ч; г) 15ч; д) 16ч; е)112ч; ж) 130ч.
Построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» нового знания.
Как из долей получаются дроби?
Задача. Валя и Вера пригласили на свой день рождения семерых одноклассников. Как им поделить два одинаковых пирога поровну на девятерых? Сколько пирога получит каждый?
Как решить эту задачу?
Можно поступить так: разрезать каждый пирог на 9 равных частей и раздать вале, вере и каждому гостю по две такие части. Тогда каждый получит две девятых пирога.
У нас возникло число «две девятых». Это не натуральное число, но и не доля единицы. Это сумма двух одинаковых долей. Для чисел, которые являются или долями, или суммами долей, используют общее название –дробные числа. Дробные называют просто дробями.
ДРОБЬ-ЭТО ДОЛЯ, ИЛИ СУММА НЕСКОЛЬКИХ ОДИНАКОВЫХ ДОЛЕЙ.
Так что число «две девятых» - это дробь. Цифрами она записывается :29.Дробь 29 равна сумме двух одинаковых девятых долей:29 = 19 +19 . Вот ещё несколько дробей : 12 , 34,47.
Запишите, суммой каких долей являются дроби 34 и 47.
Для записи дроби используют дробную черту и два натуральных числа. Под дробной чертой пишут знаменатель дроби. Он показывает, из каких долей складывается дробь. Над чертой пишется числитель дроби. Он показывает, суммой скольких долей является дробь. Например, у дроби 34 знаменатель равен 4, а числитель- 3, у дроби 47 знаменатель равен 7 , а числитель- 4. Читают эти дроби так , «три четвёртых» ( или « три четверти»), « четыре седьмых».
Задание 7. Прочитайте записи и назовите числитель и знаменатель каждой дроби:
а) 610; б)1312; в) 355113; г) 10001000; д)12 34567 890Задание 8. Запишите дроби цифрами и представьте каждую их них в виде суммы долей: а) две пятых ; б) три восьмых; в) две сотых.
Самостоятельная работа.
Цель этапа: отработка навыков записи обыкновенных дробей.
Числовой диктант. Записать дроби:
Вариант 1 Вариант 2
1) три четвёртых 1) семь десятых
2) две третьих 2) пять шестых
3) восемь одиннадцатых 3)двенадцать семнадцатых
4) двадцать две тысячных 4) девятнадцать тысячных
5) числитель дроби 1, знаменатель дроби 4 5) числитель дроби 5, знаменатель дроби 3
6)знаменатель дроби 8, числитель дроби 9 6) знаменатель дроби 12 , числитель дроби 7
7) Рефлексия учебной деятельности на уроке (приём рефлексии «Утверждение»):
Оцените свою деятельность на уроке.
-Я узнал(а) много нового…
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
8)Домашнее задание: выполнить №925, 926, 927.
Работа учащихся оценивается после выполнения каждого задания, согласно инструкции (учащиеся отмечают знаком, в конце урока сдают лист учителю).
Оценочный лист урока.
Дата ____________ Ф.И. учащегося ____________ Класс_____________
Задание №
1 2 3 4 5 6 7 8
Заполни таблицу, вставляя:
«+», если задание выполнено верно; «- «, если задание выполнено неверно или не выполнено.