Методическая разработка урока ФГОС по математике на тему:Доли. Обыкновенные дроби (5 класс)


Цели:
научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;
понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;
уметь записывать дроби.
Оборудование: компьютер, проектор, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы.
Ход урока
Тем, кто учит математикуТем, кто учит математике,Тем, кто любит математику,Тем, кто еще не знает,Что может полюбить математикуНаш урок посвящается!
I. Введение.
Учитель: Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Ребята! Помогите мне! Скажите, какие числа называются натуральными?
А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
В русском  языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.
Ребята! Подумайте и отгадайте тему сегодняшнего урока!
(Тема урока: «Доли. Обыкновенные дроби»).В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.
Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.
Вы согласны со мной? Тогда внимание на экран!
II. О.н.м. (проектор): 1-18 слайд презентации Е.М.Савченко «Доли. Обыкновенные дроби».
III. Игра «Доли».
IV. Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.

1 2 3
Вопросы к учащимся:
а) Покажите четверть квадрата;
б) Покажите 3/4 квадрата;
в) Покажите половину квадрата.
V. Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.
VI. Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:
а) три шестых;
б) одна треть;
в) половина;
г) три четверти;
д) семь десятых;
е) одиннадцать сотых;
ж) одиннадцать сорок восьмых.
(Поменялись тетрадями со своим соседом и выполнили проверку):
Все правильно – «5»
Одна ошибка – «4»
Две ошибки – «3»
VII. Физкультминутка.
Учитель          Учащиеся
Руки    -           (на месте)
Ноги   -           (на месте)
Локти   -           (у края)
Спина   -           (прямая)
VIII. Актуализация полученных знаний. (Самостоятельная работа).
Учитель: А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.
Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).
В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).
Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).
У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).

(Ответ: НОТА).Учитель: Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение. И пусть музыка поможет нам справиться сейчас с интересным заданием.
IX. Творческое задание «Корабль».
На доску прикреплены с помощью магнитов различные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольники, круги, треугольник. Задание учащимся: взять необходимое количество и магнитами прикрепить на доску.
Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей (6/8). Это корпус корабля.
Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли (2/4). Это мачта.
2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли (3/2). Это паруса.
Один целый треугольник. Это встречный парус.
Правильный шестиугольник, разрезанный на 6 частей – взять 1 долю (1/6). Это флаг.
Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части – взять 3/4 от каждого круга. Это волны.

X. Решение занимательных задач:
У Маши 1 целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у Маши яблок?
Сколько концов у 1 палки? Сколько концов у 2 палок? Сколько концов у 4 палок? Сколько концов у 4 с половиной палок?
У 6 друзей 7 мандаринов. Как разделить их между ребятами поровну?
ХI. Итог урока.
Учитель: И так, корабль построен! Мы отправляемся с Вами в удивительную математическую страну под названием «Обыкновенные дроби». Я желаю Вам успехов!
Список использованной литературы и источников:
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008. – 280 с.
Савченко Е.М. Доли. Обыкновенные дроби. Презентация из «Сети творческих учителе