Дидактический разбор урока математики в 5 классе по теме: »Доли. Обыкновенные дроби» методом рефлексии профессиональной деятельности педагога





Дидактический разбор урока математики в 5 классе
по теме: »Доли. Обыкновенные дроби»
методом рефлексии профессиональной
деятельности педагога











Выполнила
Кобзева Юлия Сергеевна,
учитель математики МАОУСОШ п. Угловка
Окуловского района
Новгородской области









Конспект урока
Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания обучающихся об обыкновенной дроби.
Развивающая: развить представление обучающихся об обыкновенной дроби, ее числителе и знаменателе. На каждом этапе урока развивать УУД.
Воспитательная: формировать навыки взаимосотрудничества, взаимоподдержки, культуры общения.
Деятельностная: формировать у обучающихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с простановкой учебной задачи и гипотезы; делать выводы; применять знания на практике.
Задачи урока:
Сформировать математическую модель обыкновенной дроби, значение ее числителя и знаменателя.
Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, делать выводы, работать в группах.
Формировать умения управлять своей учебной деятельностью.
Методы и методические приемы: проблемный, частично – поисковый, практический.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Литература для обучающихся: Н.Я.Виленкин и др. Математика 5 класс.
Ход урока
Этап урока.
Развивающие задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение.
Развитие познавательных и регулятивных УУД.
Учитель:
Мир прекрасный и удивительный,
Сколько в нем событий, сколько открытий!
Отправляемся в путь мы смело,
Сегодня дружно беремся за дело!
Прямо на остров все вместе спешим.
«Семь футов под килем»! – себе говорим.
Мы смелой командой маршрут наш пройдем,
Немало чудесного в мире найдем.
Пусть время в пути пролетит незаметно
Ребята, вперед!
Всем попутного ветра.
Ну что же – на борт!
Время не ждет!
На слайде задания устного счета на деление. Среди них встречаются задания типа
1:5; 1:7.
Учитель предлагает слепить апельсин из пластилина и попробовать разделить его между четырьмя друзьями.
- Сколько получит каждый друг?

Обучающиеся пытаются разделить апельсини делают предположение, что каждый друг получит одну четвертую апельсина.

2. Целеполагание.
Развитие познавательных и регулятивных УУД.
Учитель: Возможно, вы сделали правильное предположение, но его еще нужно проверить. Давайте сформулируем тему и цель нашего урока.
Обучающиеся формулируют тему урока» Доли. Обыкновенные дроби» и цель : «Научится правильно читать и записывать дробь, определять ее числитель и знаменатель.»

3.Актуализация знаний. Локализация затруднений.
Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
На слайде появляются задачи типа: Лягушке надо допрыгать до родного болота 8 км. Она уже преодолела 3 км. Какую часть дороги преодолела лягушка?
- Что обозначает половина, треть, четверть?
- Как правильно записывается обыкновенная дробь?
- Где записывается числитель, знаменатель?
- Что показывает числитель, знаменатель?
Обучающиеся решают задачи, пытаются ответить на поставленные вопросы.

4.Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Учитель: Согласно нашей математической модели мы будем исследовать обыкновенные дроби. Вы будете работать в группах, результат работы представите в виде таблицы.
Обучающиеся формулируют алгоритм работы с дробью.
Графы таблицы:
1.Дробь
2.числитель
3.знаменатель

5.Открытие нового знания.
Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Учитель: На экране вы видите рисунки. Укажите, какая часть фигуры закрашена.
- прочитайте и запишите дроби, указывая числитель и знаменатель.
Обучающиеся, работая в группах, выполняют предложенные задания.
Они учатся правильно называть и записывать дробь, находить ее числитель и знаменатель.

6.Первичное закрепление знаний.
Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Учитель: Что называют обыкновенной дробью, ее числителем, знаменателем? Что показывает числитель, знаменатель дроби? Что обозначает половина, треть, четверть?
Предлагаю вам выполнить задания из учебника.
Обучающиеся отвечают на вопросы и выполняют задания под №884,885,887,889.

7.Самостоятельная работа.
Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Учитель: предлагаю выполнить вам задания на карточках.
Обучающиеся самостоятельно выполняют задания.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Обучающиеся, первыми справившиеся с работой, показывают результат учителю и оказывают помощь затрудняющимся одноклассникам.

8.Включение знаний в систему.
Развитие познавательных УУД.
Учитель: Мы начали с вами изучение обыкновенных дробей. -Зачем они нужны?
- Где они располагаются на координатном луче?
Обучающиеся отвечают.
Ребята находят исторические сведения о дробях из Интернета.

9.Рефлексия.
Развитие познавательных, регулятивных УУД.
Учитель: Давайте вспомним, какой цели мы хотели достичь с вами на уроке? Справились мы с вами с поставленной задачей?
А теперь попробуем оценить свою работу:
1.Достигли мы цели урока?
2.Что сумели повторить?
3.Какие новые знания получили?
4.Что на ваш взгляд, следует еще раз повторить и закрепить на следующем уроке?
Обучающиеся отвечают.

10.Домашнее задание.
Для всех: Прочитать п. 23 учебника, подготовиться к ответу на вопросы в конце пункта. Выполнить задания №925, 926, 934а
Для желающих: Разгадать кроссворд под №935.


Дидактический разбор урока с использованием метода рефлексии профессиональной деятельности
Уважаемые коллеги! Меня зовут Кобзева Юлия Сергеевна. Я работаю в МАОУСОШ п. Угловка, имею первую квалификационную категорию. Стаж работы в школе более 24 лет.
Урок математики, рефлексию которого представляю вашему вниманию, я проводила в 5 классе, где обучаются 17 ребят.
Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания обучающихся об обыкновенной дроби.
Развивающая: развить представление обучающихся об обыкновенной дроби, ее числителе и знаменателе. На каждом этапе урока развивать УУД.
Воспитательная: формировать навыки взаимосотрудничества, взаимоподдержки, культуры общения.
Деятельностная: формировать у обучающихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с простановкой учебной задачи и гипотезы; делать выводы; применять знания на практике.
Задачи урока:
Сформировать математическую модель обыкновенной дроби, значение ее числителя и знаменателя.
Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, делать выводы, работать в группах.
Формировать умения управлять своей учебной деятельностью.
Методы и методические приемы: проблемный, частично – поисковый, практический.
Оценку своего урока в процессе рефлексии я хотела бы провести исходя из выполнения системы требований, предъявляемых современной дидактикой к урокам, проводимым в системно – деятельностной парадигме, указанные требования послужат критериями анализа моей деятельности на уроке.
Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы на уроке присутствовал мотивационный этап, на котором обучающимися уясняется личностный смысл своей деятельности. На данном уроке мы встали перед проблемой, что разделить нацело не получается. Ребята предложили свои гипотезы, а я предложила им проверить экспериментально. Таким образом, личностным смыслом учебной деятельности школьников стал познавательный интерес. Это способствовало тому, что они с интересом включились в работу.
Еще одно дидактическое требование состоит в том, что на уроке должно осуществляться целеполагание, в процессе которого указываются признаки, по которым в дальнейшем обучающиеся сделать выводы. Обозначив проблему своего исследования, обучающиеся сами сформулировали тему и цель урока. Они предложили математическую модель исследования дроби. Показателем достижения цели урока является результат выполнения самостоятельной работы. После контроля выполнения обучающиеся сделали вывод о том, что цель урока для большинства достигнута, остальным ребятам следует закрепить.
С точки зрения идеологии современных образовательных стандартов на уроке должен присутствовать этап включения обучающихся в самостоятельную работу по поиску знаний. В процессе этой работы они должны испытать посильное затруднение, заставляющее их искать выход из проблемной ситуации. На своем уроке я создала несколько таких проблемных ситуаций. Предложила обучающимся прочитать дробь, найти числитель, знаменатель, попробовать записать. Ребята сразу поняли, что обозначает числитель, знаменатель. Затруднения возникли в записи.
Современная дидактика требует, чтобы на уроке присутствовали различные формы межличностного взаимодействия. Подобное взаимодействие достигается групповыми, парными или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами проведения урока. На моем уроке проходила групповая и парная работа. При выполнении самостоятельной работы обучающиеся, выполнившие задание первыми, становились консультантами.
На уроке должен присутствовать этап самостоятельной деятельности школьника, результаты которой он может оценить. Такой этап присутствовал на моем уроке. Обучающимся предлагалось по индивидуальным карточкам выполнить задания. При затруднении ребята могли проконсультироваться.
Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, создаваемая учителем на уроке, способствовала сотрудничеству и взаимной поддержке обучающихся. Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуаций успеха в обучении. На моем уроке ученик мог ощутить поддержку на любом этапе при любом затруднении. Эту поддержку кроме меня мог оказать сосед по парте, консультант и любой одноклассник, к которому ученик обращался за помощью.
Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества. Творчество обучающихся может иметь самые различные формы. На моем уроке было место для реализации творческого потенциала обучающихся. Ребятам было предложено найти информацию об истории происхождения дробей, разгадать кроссворд.
Современная дидактика для проведения уроков в системно – деятельностной парадигме требует, чтобы обучающиеся периодически рефлексировали свою деятельность, оценивая полученные продукты деятельности. Понимая под рефлексией критериальный анализ, я задавала критерии выполнения той или иной работы на каждом этапе.
Общие выводы по уроку
Проведенный урок в целом прошел неплохо, посколку мне удалось решить поставленные задачи и достичь цели. Показателем достижения цели служит высокая активность обучающихся при самостоятельном решении поставленных задач и достаточно хороший результат в самостоятельной работе.
Вместе с тем , урок обозначил проблемы, над которыми мне предстоит работать в дальнейшем:
Не все обучающиеся умеют работать в группах. Это связано с неспособностью некоторых обучающихся построить полноценный диалог, с недостаточной развитостью коммуникативных УУД.
Не все обучающиеся охотно включаются в исследовательскую деятельность. В случае затруднений они предпочитают получить готовые решения выхода из ситуации. Обращаясь за помощью к учителю или товарищу, они не формулируют свое затруднение, а предлагают выполнить работу за них.
В классе, где я проводила урок, обучаются дети с ОВЗ. Учитывая высокий темп урока, они недостаточно разобрались в решении задач с использованием дробей.
На проведенном уроке недостаточно внимания уделено более сильным ребятам. С ними следовало бы разобрать более сложные задачи.

15