Технологическая карта урока по математике на тему Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (5 класс)


Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №2» им. Филипченко

Урок математики в 5 классе по теме
«Сложение и вычитание дробей
с одинаковыми знаменателями»
Урок разработала учитель математики
Ильченко А.С.
г. Острогожск
2016г.
Технологическая карта урока по математике в 5 классе
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Класс: 5 -Б
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели:
Предметные: научить учащихся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
Личностные:формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
Метапредметные: формировать умение делать обобщения, устанавливать аналогии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
Основные понятия: правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Методы обучения:
По источникам знаний:словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковой, практический.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 5 класс» автора Мерзляк А. Г., презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, маркеры, раздаточный материал
Этапы урока Задачи этапа Время Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока. 4 мин Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.(слайд№1)
-Вспомните, с чем вы знакомились на прошлых уроках?
К нам на урок сегодня пришёл
Незнайка и попросил помочь ему разобраться с понятием обыкновенные дроби и научится задачи с помощью дробей. И как вы уже догадались, на этом уроке мы продолжим работу с обыкновенными дробями.
-Тема сегодняшнего урока (слайд №2) «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
-Какие цели мы поставим на данном уроке? (слайд № 3)

-Цели поставлены, но, как вы знаете, для достижение их надо вспомнить изученное ранее. Включаются в деловой ритм урока.
С обыкновенными дробями. Научились отличать правильные и неправильные дроби и сравнивать их.
Учащихся пишут дату и тему урока в тетради.
Цели урока:
- научить учащихся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
- формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
- формировать умение делать обобщения, устанавливать аналогии.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Актуализация знаний и умений Актуализация опорных знаний и способов действий;
повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений 8 мин И вот первые вопросы от Незнайки;
-Чем натуральные числа отличаются от дробных?
- Что показывает знаменатель и где его пишут?
- Что показывает числитель и где его пишут?
- Какую дробь называют правильной?
-Какую дробь называют неправильной?((слайд №4)
Самостоятельная работа.(слайд №5).
Целые числа обозначают целые единицы а дробные – части единиц.
Знаменатель показывает, на сколько долей делят и пишут его под чертой.
Числитель показывает, сколько долей было взято и пишут его над чертой.
Дробь в которой числитель меньше знаменателя, называет правильной дробью.
Дробь в которой числитель больше знаменателя, называет неправильной дробью.
Учащиеся пишут ответы на вопросы по слайдам в тетради.
Работа в парах. Учащихся меняются тетрадями и выполняют проверку оценивая друг друга.
Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.
Регулятивные: контроль иоценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные: структурирование собственных знаний.
3.Практическая часть. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
8 мин Ребята Незнайка очень удивлен, что дроби можно сравнивать так легко. Покажем ему, что ещё можно выполнять с обыкновенными дробями. (слайд № 6)
Проблемная ситуация;
Можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия с дробями?
Ребята, я хочу, чтобы вы самостоятельно группой вывели эти правила на практике. У вас на столах есть карточки с зданиями, которые нужно решить и решение продемонстрировать на доске. В итоге сделать вывод. Как можно сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? (слайд № 7) Учащихся сталкиваются с проблемой
Учащиеся выполняют практическую работу в группах.
Правила работы в группе:
Выполнить задания
Маркером записать решение на лист
Представитель от группы - Результат вывешивает на доску
Сформулировать правило сложения и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
4. Изучение нового
материала. А теперь попробуем вместе сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.(слайд№8)
Запишем правило сложения с помощью букв.
Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Запишем это правило с помощью букв.(слайд № 9)
Выполнили сложение дробей.
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляется тот же.
В тетради записывают правило с помощью букв
ac + bc = a+bc.
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
В тетради записывают правило с помощью букв
ас-bc=a-bc Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:
проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач;умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания.

5. Физкультминутка Смена деятельности. 2 мин Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
(слайд № 10)ФизкультминуткаУчащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 6. Первичное закрепление Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». 7 мин - Итак одну из обучающих целей нашего урока вы выполнили ,выявили правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями осталось научиться применять эти правила на практике. Для этого поработаем с учебником; (слайд № 11)
1.Стр. 189, № 743.
Решим примеры
-Прочитайте ответ.
2. Стр. 189, №745.
Решим уравнения
Как найти неизвестное слагаемое?
Как найти неизвестное вычитаемое?
Как найти неизвестное уменьшаемое?
Решите.
-Прочитайте ответ.
3. Стр. 189, №747.
-Какую часть книги Миша прочитал в первый день?
- Какую часть книги Миша прочитал во второй день?
-Сколько всего прочитал Миша за два дня? Решение задач по новой теме
№743
1)1218;2) 1924, 3) 1147,4) 1558, 5)129 , 6) 664№745
Ответ: 1)715, 2)721, 3) 1635.
№ 747
516+716=1216 (книги) прочитал Миша за два дня.
Ответ:1216 книги Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 8 мин -Далее я предлагаю вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив Математический диктант (с самопроверкой) Регулятивные:
осуществление констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные:- умение ориентироваться в системе своих знаний, Коммуникативные:, контроль, коррекция, оценка.
8. Рефлексия (подведение итогов урока) 3 мин Было трудно …
Было интересно …
Я научился …
Меня удивило …
У меня……….настроение?(слайд № 13, 14)
Учащихся отвечают на вопросы.
Высказывают свои мнения. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.Коммуникативные:умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.
Познавательные: рефлексия.
9. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 2 мин Сообщает домашнее задание:
Прочитать теоретический материал п.27 на стр.187.
Выполнить письменно
№744, №746, №748.
Дополнительно: Сочинить сказку о приключениях обыкновенных дробей (на «5»)
(слайд № 15)
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. Литература:
1.Мерзляк А.Г., «Математика 5», «Ветана -Граф», 2015 г.
2.Мерзляк А.Г., «Дидактические материалы по математике, 5 кл», М, 2015 г.
3.Мерзляк А.Г., «Рабочая тетрадь. 2 часть, 5 кл.», М., 2015 г.
4. Супер-физкультминуткаhttp://videouroki.net/diski.php