Технологическая карта урока по математике на тему Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями


Технологическая карта урока математики по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем»
Тема Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем
Цель Создание условий для формирования навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Планируемые результаты Предметные умения Метапредметные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Складывать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем.
Вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем.
Проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений.
Понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.
Ученик получит возможность:
Совершенствовать вычислительные навыки.
Формируемые УУД
Личностные:
- мотивация учебной деятельности, самоопределение;
- мение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
умение работать в парах;
умение внимательно слушать мнение одноклассников;
умение формулировать, корректно высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение выслушивать разные точки зрения и приходить к единому мнению.
Познавательные:
- умение преобразовывать из одной формы в другую;
- умение выделять существенную информацию;
- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение наблюдать и делать самостоятельно выводы;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
умение выбирать вариант выполнения задания и обосновывать свое мнение;
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
Задачи Научить учащихся:
Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Ставить перед собой цель, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Фиксировать контроль и оценку процесса обучения.
Работать с учебником, персональным компьютером.
Работать в парах, самостоятельно, коллективно.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Сформировать планируемые универсальные учебные действия.
Тип урока Урок открытия нового знания
Оранизация пространства
Формы работы Методы работы Ресурсы
Индивидуальная, фронтальная, групповая (парная)
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковый.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, индуктивный.
Программа ФГОС ООО
учебник: Бунимович Е. А. «Математика. Арифметика. Геометрия» для 5 класса, компьютер, презентация, сигнальные карточки, карточки для самостоятельных работ, электронная физкультминутка, уровневые задания.
Мотивационно – целевой этап
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Доброе утро, родная земля!
Доброе утро, большая семья!
Доброе утро ученикам моим!
Доброе утро и солнышко красному!
Сядем тихонько, откроем тетради,
Много на уроке ждёт нас заданий.
Надо учиться, слушать внимательно,
Будем учиться мы очень старательно.
Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок, покажите, пожалуйста, сигнальную карточку нужного цвета.
Давайте настроим свой мозг на активную работу. Помассируйте мочки ушей, ведь там находится рефлекторная зона головы… Достаточно.
Запишите в тетради сегодняшнее число, «Классная работа».
В современном мире, насыщенном различной информацией, каждому необходимо научиться самостоятельно, перерабатывать и добывать знания.
На последних уроках математики мы изучили новый вид чисел – это обыкновенные дроби. Очень необычные числа, начиная с их непривычной записи и заканчивая сложными правилами действий с ними. Хотя с первого знакомства с ними было понятно, что без них не обойтись даже в обычной жизни, так как нам каждый день приходится сталкиваться с проблемой деления целого на части. С ними мир оказался сложней, но в тоже время интересней. На столах у учащихся сигнальные карточки, учащиеся показывают цвет, соответствующий им.
Красный – отличное настроение,
Зелёный – могло быть и лучше,
жёлтый – плохое настроение.
Учащиеся выполняют упражнение. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксации каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 1. Повторение и обобщение изученного материала.
а) Фронтальная работа
Игра «Расскажи мне обо мне»
Дать характеристику каждой из дробей
(На странице интерактивной доски записаны дроби 25; 65; 55) Назовите первую дробь.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – ……….., знайте,
Под чертою – ………….
Какая эта дробь?
Какую дробь называют правильной?
Назовите вторую дробь.
Что показывает знаменатель дроби?
Что показывает числитель дроби?
Какая это дробь?
Какую дробь называют неправильной?
Назовите третью дробь
Какая эта дробь?
Почему она неправильная?
б) Графический диктант
Ответ «да» соответствует +, ответ «нет» - .1) В дроби 79 знаменатель 9.
2) Дробь 58 правильная.
3) Дробь 74 правильная.
4) В дроби 35 знаменатель 5.
5) Дробь 66 неправильная.
6) В дроби 1618 числитель 16.
Ключ: ++ - +++. Учащиеся работают с учителем
Предполагаемые ответы учащихся:
25Числитель
Знаменатель
Это правильная дробь
Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью.
65Знаменатель показывает, на сколько долей делят. Числитель показывает, сколько таких долей взято.
Неправильная
Дробь, в которой числитель больше знаменателя
55Неправильная
Потому что числитель равен знаменателю.
Учащиеся работают в тетрадях. Выявление места и причины затруднений.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. На доске изображены какие-то рисунки, буквы, запятые. Что это?
Необходимо срочно решить данные ребусы, и узнать тему нашего сегодняшнего урока.

Итак, тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Умеете вы выполнять сложение и вычитание дробей? Это ребусы
Ученики отгадывают ребусы
Предполагаемые ответы:
- Нет. Процессуальный этап
Построение проекта выхода из затруднений.
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Как думаете, чему вы сегодня должны научиться?
Попробуйте сформулировать цель урока, ответив на вопрос: Что необходимо знать, чтобы научиться складывать и вычитать дроби?
Учитель вводит объяснение при помощи демонстрации ЭОР, расположенный в электронном приложении к учебнику. Ученики слушают, ведут записи в тетрадях. По ходу отвечают на вопросы, делают выводы. Данный информационный модуль представляет собой анимированный ролик со звуком. Состоит из логически законченных частей, которые можно проигрывать как последовательно, так и в любом порядке по желанию учащегося. Каждая часть состоит из двух блоков: видеоряд и сопровождающий текст.
Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Диктор: «Рассмотрим сложение дробей с одинаковым знаменателем, на примере дробей 27 и 37. Семь секторов на которые разбит каждый из кругов соответствует числу семь в знаменателях дробей. Число закрашенных секторов отражает число в числителях дробей, 2 и 3 соответственно. При сложении дробей знаменатель остается тем же, это будет число 7. Сложив числители дробей, 2 и 3 получаем число 5, которое окажется в числителе получившейся дроби».
Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями:
Диктор: «Рассмотрим вычитание дробей с одинаковым знаменателем, на примере дробей 23 и 13. Три сектора на которые разбит каждый из кругов соответствует числу три в знаменателях дробей. Число закрашенных секторов отражает число в числителях дробей, 2 и 1 соответственно. При вычитании дробей знаменатель остается тем же, это будет число 3. Вычтем из числителя первой дроби числитель второй дроби, получаем число 1, которое и будет числителем разности данных дробей».
Складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
предполагаемые ответы:
- Правило.
Вывод: учащиеся воспроизводят своими словами правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
Вывод: учащиеся воспроизводят своими словами правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. № 328(а, в,д)
329(а, г) Физкульминутка
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного. 338, 339 Информация о домашнем задании.
Цель: организация обсуждения и запись домашнего задания; обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. стр. 156 – читать 1 фрагмент; № 544, 545; тетрадь тренажер - № 226, 232-234. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Я научился …