Внеклассное мероприятие по истории Детство, опаленное войной, посвященное детям блокадного Ленинграда

Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной", посвящённое детям блокадного Ленинграда
(с использованием электронной презентации)
Слайд 1
«Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!»

Роберт Рождественский.
Цели:
расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;
воспитания уважения к защитникам Родины;
развивать патриотические чувства.
Оборудование: медиапроектор, песни о войне, надпись на доске «Детство, опалённое войной», презентация.
Слайд 2-3
Учитель: Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Но время невластно над тем, что люди пережили войну. Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Сердцу каждого человека дорог праздник Победы. Дорог памятью 27 миллионов сынов и дочерей, отдавших жизни за свободу, светлое будущее Родины. На войне невыносимо трудно всем. Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.
Российское правительство 27 января объявило Днём воинской славы России. В этот день в 1944 году была полностью снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).
Сегодня мы расскажем о детях, которым пришлось пережить страшное военное время, страшные дни блокады.
22 июня 1941 года гитлеровская Германия, нарушив договор о ненападении, вероломно вторглась в пределы страны. Началась Великая Отечественная война, которая отняла детство у мальчишек и девчонок, сделала многих из них сиротами, у матерей отняла сыновей и дочерей, мужей, братьев и сестёр.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы – более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолётов. Немцев поддерживали 200 тысячная финская армия, «Голубая дивизия» Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
Ожесточённые бои на подступах к городу начались 10 июля 1941 года. 8 сентября 1941 года фашисты захватили в кольцо Ленинград. Началась небывалая в истории почти 900 -дневная блокада, точнее она длилась 871 день. Во время блокады в городе умерло от голода и холода 641 тыс. человек.
1 ученик: Слайд 4
С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло и ширилось движение “Молодежь – на производство”. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты, т. е. все для фронта.
Из утреннего сообщения Совинформбюро
“Молодежь одного из заводов, обязались выпустить ко Дню Красной Армии машины сверх плана. Бригады сборщиков, руководимые т. т. Винокуровым и Нинуа, работали, не считаясь со временем. Свое обязательство молодежь выполнила досрочно. Сейчас собирается третья боевая машина сверх плана”.
21 февраля 1942 года.
В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из ленинградских школ. В телогрейках и стеганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.
2 ученик: Слайды 5-10
Детям блокадного Ленинграда пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах.
Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище Много детского почему?
Но детским чутьём они понимали, что пришла беда, большая беда.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.
Учитель:
Слайды 12-15 (медленно)
Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц –шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.
Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.
Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.
1 ученик:
140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный бор Горьковской области. Встречать вышли их все красноборцы. Несли детям кто что мог: пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А дети были – страшно смотреть – изнеможенные, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали свое дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все они остались жить кроме Тани Савичевой. Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться.
Таню отвезли в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с его “Санаторным” по тем временам питанием и более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была не излечима. Расстроилась координация движения, мучили страшные головные боли. 24 мая Таню увезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она умерла.
2 ученик:
На берегу Невы, В музейном зданье, Хранится очень скромный дневничок Его писала Савичева Таня. Он каждого пришедшего влечет. Пред ним стоят сельчане, горожане, От старца - До наивного мальца. И письменная сущность содержанья Ошеломляет Души и сердца. Это - всем живущим в назиданье, Чтобы каждый в суть явлений вник, - Время Возвышает Образ Тани И ее доподлинный дневник.
3 ученик:
Над любыми в мире дневниками Он восходит, как звезда, с руки. И гласят о жизненном накале Сорок две святых его строки. В каждом слове - емкость телеграммы, Глубь подтекста, Ключ к людской судьбе, Свет души, простой и многогранной, И почти молчанье о себе... Это смертный приговор убийцам В тишине Нюрнбергского суда. Это - боль, которая клубится. Это - сердце, что летит сюда... Время удлиняет расстоянья Между всеми нами  и тобой. Встань пред миром, Савичева Таня, Со своей Немыслимой судьбой! Пусть из поколенья в поколенье Эстафетно Шествует она, Пусть живет, не ведая старенья, И гласит Про наши времена!
1 ученик:
Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи. Остался в живых родной брат Тани, Михаил, который в дни блокады ушел в партизаны, и сестра Нина, она с группой ребят была направлена в строительный батальон на Ладогу. А потом срочно эвакуирована на Большую землю. Домашних она так и не смогла предупредить. Её ждали несколько дней, а когда все сроки прошли, мама Тани отдала, как память о сестре, её записную книжку. Ту самую, которая стала Таниным дневником. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где она училась, открыт посвящённый ей музей.
Слайды 16-17

Учитель: В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе.
2 ученик:
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки –
После похорон.

3 ученик: А. Фадеев писал, что «навеки сохранились в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя». Учителя на равне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. «Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову – вспоминает О.Н.Тюлеева.- было ей уже за 60. в это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас – школьников. Я смотрела на нее и думала: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!» Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком».


Учитель: Слайды 18-20
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно-технические работники получали в день по 250 гр. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125 гр.
Сейчас вы видите (в руке на тарелке ) 125 г нашего современного ржаного хлеба. Хлеб в блокадном Ленинграде трудно было даже назвать хлебом, потому, что пекли его из смеси, в которую входило всего лишь 30% ржаной муки. А остальное – мякина, целлюлоза, отруби и жмых. Но и такого хлеба не хватало.


С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Неперерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.
Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:
1 ученик: Слайды 21-23
«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги».

2 ученик:
И было так на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны.
Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

3 ученик: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.

1 ученик: Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен – еще одна победа Ленинграда.
Слайд 24

2 ученик: В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах.

3 ученик: Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топлива для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.

Слайд 25
1 ученик: Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявшие город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».
Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Среди них был и 14 летний Юра Воронов, в будущем известный поэт и журналист. В его книге «Блокада» есть такие стихи:

·
Слайд 26
В блокадных днях
Мы так и не узнали
Меж юностью и детством:
Где черта?
Нам в 43-ем
Выдали медали
И только в 45-ом –
Паспорта.
Слайд 27
Сколько детей нашли свою смерть в Ленинграде, Москве, Сталинграде. Страшно смотреть на эти кадры, но это и есть реалии войны, которая не разбирает, молод человек или стар, русский он или немец, мужчина или женщина.
2 ученик: Слайд 28
18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети
Вот, что о лагерной жизни вспоминал один из выживших: Слайд 29
Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами. Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения.
Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты. Слайд 30
Каждый день в четыре часа утра эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из- под овощей, прорезав дыры для рук и головы.
Слайды 31-34
Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров
Учитель: Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей. Только на Кубани в период оккупации были убиты 61 тысяча граждан, более 130 тысяч вывезены в Германию из них 40 тысяч детей.
Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин и другие.
Слайд 35
Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги ("Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь. . . ), и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова, кто такой Лёня Голиков.
3 ученик:
Марат Казей Слайд 36
Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи. Сестру Казея, Ариадну, из-за этого не приняли в комсомол. Казалось бы, от всего этого озлиться должны были Казеи - однако нет. В 1941 году Анна Казей, жена "врага народа", прятала у себя раненых партизан - за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать.
Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?
1 ученик: Слайд 37
Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях. На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга - Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.
В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета - нашлась "добрая душа", сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Лёня Голиков.
2 ученик:
Зина Портнова Слайд 38
Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом. "Мстители" не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков.
Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.
В 1943 году Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо удалось собрать всю необходимую информацию и осуществить массовые аресты. Командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к "бандитам" у немцев сомнений не вызывала, а просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.
3 ученик: Слайды 39-40
Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.
Валентин Котик - подпольщик-разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде - на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.
Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда. Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.
Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные "Николаевского центра". По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.
Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.

Учитель: Слайды 41-43 В память о погибших, во славу народа русского , его стойкости и преданности своей Родине Дмитрий Шостакович написал «Седьмую симфонию», которую он посвятил Ленинграду, его жителям и защитникам. Эта симфония стала называться «Ленинградской», ведь он писал её в осаждённом Ленинграде. Впервые эта симфония была исполнена 29 марта 1942 года.
Звучит «Седьмая симфония» Шостаковича
Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много тех, кто не доучился, не долюбил, не завел семьи, не родил детей.
Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Давайте почтим светлую память воинов, жителей, детей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Слайды 44-47
1 ученик: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады Услышал мой ребенок. Мой и твой. Я не хочу, чтоб голод Ленинграда Коснулся их блокадною рукой. Я не хочу, чтоб доты обнажились, Как раковая опухоль земли. Я не хочу, чтоб вновь они ожили И чью- то жизнь с собою унесли. Пусть вскинут люди миллион ладоней И защитят прекрасный солнца лик От гари пепелищ и от хатынской боли. Навечно! Навсегда! А не на миг! Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады Услышал мой ребенок, мой и твой. Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый, а живой!”
2 ученик:
Люди,
Покуда сердца
стучатся, -
Помните!
Какою ценою
завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет,
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили.
Детям детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной земли!
Помните!
Люди Земли!
Мечту пронесите
Через года
И жизнью наполните!
Но о тех кто уже не придет никогда, заклинаю:
Помните!






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43»




Внеклассное мероприятие "Детство, опалённое войной", посвящённое детям блокадного Ленинграда
















Провела: Магомеднурова Х.М,учитель истории,
зам.директора по УВР










Махачкала,2016
Рисунок 215