В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»

Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»
Цели: 
     Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.
     Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
     Метапредметная: формирование представлений о счастье.
      Задачи:
проследить за мыслями, чувствами и поступками героев, попытаться понять причину их несчастья,
совершенствовать навыки теоретического анализа.

Оборудование: учебник, портрет писателя.

Ход урока
Орг. момент.
Проверка д/з.
Слово о писателе.
    Далекий порт Игарка. Далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят весьма подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной темени проникнуть в помещение. Все продумано, все учтено: ещё днем предусмотрительно   «с той стороны» отперто окно, приготовлены необходимые сподручные средства.
     Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в  свою ночлежку, стараясь ничем не выдать еще не угасшего волнения,
ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома,     если только так можно назвать это случайное убежище беспризорных мальчишек, объединенных общей горестной судьбой. Усевшись вокруг ,  они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго-долго.... Сегодня они забрались в местную библиотеку.
   Ребята не видят, как со всех сторон столпились чуткие к каждому их движению плотные ночные тени, не слышат, как пробудились тревожные ночные шорохи, они теперь завороженно смотрят на проворно шевелящиеся губы своего товарища, с которых слетают слова, мгновенно сгорающие в маленьком пламени самодельной коптилки. Теперь уже и слов нет, а губы, глотая бледный свет, все шевелятся и шевелятся.... Теперь словно льется какая-то волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полной красоты, таинственности и опасностей. И мир этот, чужой и далекий, все разрастается, незаметно становясь твоим собственным. И ты тоже там... То ты скачешь на взмыленном чудо-коне под свист пуль неутомимых преследователей, то пробираешься тайной тропой, выслеживая опасного зверя, то хитроумно освобождаешь красавицу-узницу...
     А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома.
    Пройдет много-много лет, и бывший беспризорник, бывший детдомовец, бывший фэзэошник, бывший солдат Виктор Астафьев станет теперь укладывать уже «свои» слова на белые листы бумаги, чтобы поведать не только приятелям, но и тысячам незнакомых людей о пережитом и перечувствованном им за короткую пока, однако богатую всякими со
·бытиями жизнь.
Работа по учебнику.
Чтение биографии Астафьева. Учащиеся задают друг другу вопросы по биографии писателя.
Работа над рассказом В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
6. Беседа о прочитанном.
-Какое впечатление произвел рассказ В. Астафьева?
-Кто из героев вам запомнился и почему?
7. Анализ рассказа.
Сюжет рассказа очень прост. Событие, положенное в его основу, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении играет второстепенное значение.
Что же тогда в произведение самое главное? Найдите основную мысль рассказа в тексте. (Основную мысль писатель выразил в финале: «Деревенская фотография-своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)
Объясните смысл этой фразы.
8.Беседа.
В какое время и где проходят события?
Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы.
Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?
Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом, где поселить фотографа на ночь?
Как характеризует ребят их поведение?
Почему Саньки и героя не было на фотографии?
Как выглядят ребята на фотографии? О чем это говорит?
Центральным образом всей книги является образ бабушки.
«Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьет земной поклон автор книги. Главный смысл своего произведения В. Астафьева объяснял так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям... Непосильная это работа... Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта...»
-   Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, Составьте ее речевую характеристику. Почему писатель воспроизводит речь бабушки так точно?
Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?
9. Работа над образом учителя.
Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.
В какой школе они начали работу?
Что они сделали дли односельчан? Могли ли они этого не делать?
Как относились к учителям в деревне?
Каким предстает учитель перед читателем?
10. Итог.
Перечитать финал рассказа.
Чем особенно дорого писателю ушедшее время?
Что из запомнившегося он считает самым важным и стремится донести это до читателя?
Каким предстает перед читателями лирический герой
В. Астафьева?
11. Рефлексия.
-Что вы поняли?
-Что было трудно для понимания?
-Как бы вы изменили судьбу героя?
12.Домашнее задание.
Биография Астафьева; сюжет рассказа; составить свою концовку рассказа (по желанию).