В.П. Астафьев Фотография, на которой меня нет (8 класс)


Урок разработан Фильшиной Мариной Александровной,
учителем русского языка и литературы
высшей кв. категории
МОУ «Перфиловская средняя общеобразовательная школа»
Тулунского района Иркутской области
Технологическая карта урока
Учитель: М.А. Фильшина
Предмет: литература
Класс: 8
Автор УМК: В.Я. Коровина
Тема урока: Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» как летопись жизни русского народа
Тип: ОНЗ (урок открытия новых знаний)
Педагогические технологии: РКМЧП, технология критериального оценивания
Дата: 28.04.2016г.
Цели урока:
Содержательная цель: формирование представления о литературном произведении как об одной из основных культурных ценностей народа отражающей его менталитет, историю, мировосприятие;
Деятельностная цель: формирование умения осуществлять отбор и представление необходимой информации, содержащейся в художественном произведении в процессе коммуникации
Планируемые предметные результаты:
определять тему и основную мысль произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
анализировать литературные произведения разных жанров;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для выступления, написания аннотации, организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве (энциклопедиях, словарях, справочниках, специальной литературе).
Метапредметные результаты:
Регулятивные: Р1. Целеполагание (формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную), Р4. Контроль (осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия), Р5. Волевая саморегуляция (владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета), Р7. Оценка (формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;)
Коммуникативные: К1. Планирование учебного сотрудничества (уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, соблюдая правила речевого этикета); К2. Постановка вопросов (Уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту); К3. Построение речевых высказываний (вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи); К4. Лидерство и согласование действий с партнером (овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию).
Познавательные: П1. Общеучебные (осуществлять синтез как составление целого из частей); П2. Логические (Умение выделять существенную информацию из текстов разных видов); П3. Постановка и решение проблем (Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера).
Личностные результаты: Л 1. Самоопределение (осознание «Я» как гражданина России, как средства приобщения к культуре русского народа и мировой культуре, совершенствования духовно- нравственных качеств личности); Л 2. Смыслообразование (учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков); Л3. Нравственно-этическое оценивание (оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих, российских и национальных норм морали).
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал, текст произведения, тетрадь, выставка книг В.П. Астафьева, сигнальные карточки
Цель этапов урока ОНЗ Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Приёмы
СТАДИЯ «ВЫЗОВ»
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Мотивация к учебной деятельности 10.00-10.03
Приветствие.
Предлагаю разделиться на 3 группы: «Лингвисты», «Литературоведы», «Биографы»
Задание 1-й группе «Литературоведы». В руках у меня книга, о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Вы дома прочитали вступительную статью об авторе этой книги, помогите мне составить аннотацию к ней.
«Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» является главой из его автобиографической повести «Последний поклон» и содержит эпизод из жизни Вити Потылицына, мальчика, проживающего в таёжном сибирском селе в тяжёлые предвоенные годы» (Приложение 1)
Задание 3-й группе «Краеведы». Вам в руки попала вот эта фотография. Дайте полный ответ с предположениями и гипотезами о том, какое отношение эта фотография имеет к сегодняшнему уроку? (Приложение 2)
Задание 2-й группе «Лингвисты»: Вспомните лексическое значение устаревших слов для разгадки ключевого слова к теме урока.
(Приложение 1)
Работают в группах
Восстанавливают деформированный текст.
Предлагают свои гипотезы
Разгадывают кроссворд с ключевым словом ЛЕТОПИСЬ
Р1. Целеполагание (преобразование практической задачи в познавательную),
К1. Планирование учебного сотрудничества
К3. Построение речевых высказываний
П2. Логические (Умение выделять существенную информацию из текстов разных видов)
«Мозговой штурм»
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия 10.03-10.08
Перед вами та самая фотография, на которую так и не удалость попасть автору книги и которая стала поводом для написания рассказа. В рассказе есть такие заключительные строки «Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу…Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»
- Согласны ли вы с мнением Астафьева , что старые фотографии – это «летопись нашего народа»?
- Что ещё может стать своеобразной летописью нашего народа? (фильмы, письма, книги, предметы быта и т.д.)
- Сформулируйте тему урока (Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» как летопись жизни русского народа)
- Какова цель урока? (узнать, почему рассказ Астафьева можно считать летописью жизни русского народа)
-Значит Астафьева можно считать летописцем? ПОЧЕМУ? (жил в то время, многое знает и помнит)
- Какая информация может содержаться в летописи?
- Изобразите информацию о жизни русского народа, представленную в рассказе, в виде кластера (Приезд фотографа. Лечение болезни. Деревенская изба. Школьные учителя. Деревенская школа. Практические знания деревенских ребят.) Предположительные ответы учеников:
ответы учащихся.
Формулируют тему урока, записывают в тетрадь
Формулируют цель урока
Составляют кластер
К2. Постановка вопросов
К3. Построение речевых высказываний
Р1. Целеполагание
П1. Общеучебные (осуществлять синтез как составление целого из частей);
П2. Логические (Умение выделять существенную информацию из текстов разных видов); П3. Постановка и решение проблем (Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера). «Кластер»
Выявление и фиксация места и причины затруднения
Этап выявления места и причины затруднения 10.08-10.11
Сообщает, что ребятам предстоит работа в группах в роли летописцев.
Определились группы, которым предстоит создать странички летописи жизни русского народа по рассказу В,П. Астафьева.
- Какие планируемые результаты мы должны будем получить с вами, выполняя задание?
- Сформулируйте те умения, которые вам сегодня понадобятся для достижения результата.
- Поставьте прогностическую отметку (Приложение 3). Выбирают из перечня планируемые результаты.
Формулируют умения Р4. Контроль (осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия), «Прогностическая самооценка»
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Постановка цели учебной деятельности. выбор способа и средств её реализации
Этап построения проекта выхода из затруднения 10.11-
Учитель проводит жеребьёвку среди членов групп, формирует временные группы в соответствии с порядковым номером, раздаёт карточки с заданиями для каждой временной группы (Приложение 2) и «Летописные странички» Учащиеся распределяют роли в группе (выбирают ответственного за устную презентацию), планируют работу, согласуют, свои действия. Возвращаются в исходные группы, обмениваются информацией К4. Лидерство и согласование действий с партнером
П3. Постановка и решение проблем (Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера).
Построение и фиксация нового знания
Этап реализации построенного проекта - 10.26
Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает помощь, корректирует. Учащиеся работают в группе с текстом произведения, структурируют материал для выступления Р5. Волевая саморегуляция
К1. Планирование учебного сотрудничества
К3. Построение речевых высказываний
П1. Общеучебные (осуществлять синтез как составление целого из частей);
П2. Логические (Умение выделять существенную информацию из текстов разных видов); «Зигзаг»
(работа в динамических группах)
Применение нового знания в типовых заданиях. Построение и фиксация нового знания Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи 10.26-10.36
Учитель предлагает группам представить результат своей работы. Выступление представителей от временных групп, презентация «страниц летописи». Учащиеся вносят дополнения, исправления. Участвуют в обсуждении К1. Планирование учебного сотрудничества
К3. Построение речевых высказываний «Лекция с остановками»
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 10.36-10.38
Выставление ретроспективных оценок Выставляют ретроспективные оценки, делают самоанализ Р7. Оценка (формирование рефлексивной самооценки своих возможностей)
«Ретроспективная оценка»
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Этап включения в систему знаний и повторения 10.38-10.42
Какие знания вам могут пригодиться в жизни?
В каких других произведениях Астафьева помимо интересного сюжета содержатся практические знания? («Васюткино озеро»)
Где ещё может содержаться подобная информация и практические советы? (справочники, энциклопедия)
Зачем же Астафьев писал этот рассказ? Чего не узнаешь о жизни народа из справочников, энциклопедий? (об отношениях людей и их чувствах)
Участвуют в учебной дискуссии
Л 2. Смыслообразование (учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков);
Л3. Нравственно-этическое оценивание (оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих, российских и национальных норм морали). «Провокационные вопросы»
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания Этап рефлексии учебной деятельности 10.42-10.45
Я предлагаю всем составить синквейн по рассказу Астафьева.
Даёт домашнее задание на формирование «Западающих умений» (Приложение 4)
Ответы учеников
Выбор домашнего задания Р7. Оценка (формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;)
Л 1. Самоопределение (осознание «Я» как гражданина России, как средства приобщения к культуре русского народа и мировой культуре, совершенствования духовно- нравственных качеств личности); «Синквейн»