Урок литературы В. П. Астафьев Фотография, на которой меня нет (8 класс)


Тема урока:«И близких всех душа не позабудет…» (По рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») 8 класс («Прошлое- родина души человека»)
Цели урока
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Образовательная цель: провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, способствовать формированию потребности читать внимательно, вдумчиво художественную литературу.
Развивающая цель: создать условия для самостоятельной , творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
Воспитательная цель: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Методические приемы:
рассказ учителя;
выразительное чтение;
беседа по вопросам;
элементы анализа текста.
Оборудование:
портрет В. П. Астафьева;
компьютер;
мультимедиа презентация;
музыка;
толковый словарь.
Ход урока
1.Организационный момент.
Слайды 1-3
Эпиграф:
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий
Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…»
Николай Рубцов
2.Актуализация знаний.
Учитель: Древние римляне говорили: «Времена меняются и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам художественная литература. В романе Гарсиа Маркео «Стот лет одиночества» нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.
Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том,что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», что слово «память» должно быть священно.
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.
-Я хочу, чтобы на уроке мы вернулись с вами в прошлое.
-Итак, разговор на уроке у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишите тему урока, слова Г. Гейне «Прошлое-родина души человека».
-Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»? Запишите их.
-Прочитайте определение слова «память» в толковом словаре.
-Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.
Высказывания писателей, философов, мыслителей о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).
Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль).
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)
Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. Джордж Сантаяно)Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли)
Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик)
Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан)
Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)
Боюсь не смерти. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Ю. Лермонтов)
Память – странное сито: на нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский)
Слабая память прибавляет нам сил. Бертольд Брехт)Время – движущееся подобие вечности. (Платон)
-Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли самую старую фотографию своей семьи. Время нельзя остановить. Но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. Оформить фотогазету.(5 мин)
3.Слово учителя.
-Итак. Мы попытались с вами остановиться: пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение. Помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.
-Не потому ли так дорога старая фотография автору повести «Последний поклон» Виктору Петровичу Астафьеву?
-О чем мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. П. Астафьева и его книге «Последний поклон», которая достойна занять свое место на «золотой полке» отечественной литературы.)
-С какими рассказами и главами из книги писателя вы уже знакомы? («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро»)
-О чем же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).
4.Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа.
-В повести В. П. Астафьева «Последний поклон» рассказывается о том. Как мальчик познает мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.
«Последний поклон» - это разговор о детстве и о тех людях. Которые согрели это детство теплом своего сердца и лаской трудовых рук, заронив в душу его семя живительных исканий.
Слайды 4-5
-Одной из глав «Последнего поклона» является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицина.
-Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).-Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).
-Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы. История складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография - часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).-В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).
-Чем живет русская деревня в эти годы?
Слайд 6.
-Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили.)-Почему деревня решает, где поселить фотографа на ночь? (1) всем хотелось угодить; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей)
-Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна была объединить всех) -Почему полезли в драку? Почему «пропащие»?
-Чтение отрывка от слов «Весь длинный зимний вечер…» до «Тогда пошли мы…»
-Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька - друг) Ответ на стр. 225 Слайд 7
-В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
-Какие ассоциации возникают у вас со словом «бабушка»? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.-А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Такой ли Астафьев изобразил героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей)
-Чтение отрывков 1) от «Я так и знала…» до «Посинели, будто на лёде…»; 2) от «Бабушка уже не колотила…»-Что особенного в речи бабушки? (Диалекты , народные обороты, приметы, присловья)
Слайд 8
-Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? Все очень дорого, это воспоминания детства. Дает возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины)-Какие еще воспоминания Виктора связаны с бабушкой? (Лечение, натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане; окна в доме от «Деревенское окно…» до «Бабушкины окна…»)
Слайд 9-10
(цветы в доме от «После того, как загорались…»до конца абзаца)
Слайд 11
-Отношение бабушки к людям, к учителю. (Приняла шапку, пальто, поставила самовар, все. Что было в доме – на стол)-Хорошая бабушка у Витьки?
-Вспомним, а с какой целью приезжает фотограф в деревню? (Сфотографировать учеников школы)
-Кто был инициатором этого события? (Учителя)
Слайд 12
-Расскажите об учителях Виктора.
-Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение)
-Чтение от «Уважение к нашему учителю…» до «…в гулянке народ…»
-«Я принес тебе фотографию»,-сказал учитель.
Слайд 13
-Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
-Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза»)
-С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (раскрыть лучшие качества учителя).
-Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молодцы, ребенок, нет условий, но они не сдаются)-Чтение от «Прошли годы…» до конца абзаца.
-Бабушка Катерина Петровна, учителя: Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицина. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
-Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
Слайд 14
-Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примерами из текста. (Отзывчивый, любознательный)
-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? (Цель автора: показать формирование характера героя. Все лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.)Слайд 15
-Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее )-Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого, события, людей, родные места)
Слайд 16
-Почему не смеется?
-Чтение «Смотрю, иногда улыбаюсь…»
-Зачитаем последний абзац «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».
-Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения)
-А наш герой научился быть внимательным и уважительным?
5.Подведение итогов.
-О чем рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? (О том, как быть добрым; О человеческой памяти; о способности хранить благодарность нашему прошлому, простым русским людям; о Великой Отечественной войне , о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо; о любви к родной земле)
-Каков герой Астафьева? (Благородный, помнит добро, ценит любовь и заботу. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии.
Слайд 17-18
6.Домашнее задание.
Написать сочинение «По страницам семейного альбома».