Потенциал школьного музея в патриотическом воспитании школьников


Потенциал школьного музея в патриотическом воспитании школьников
Зайцева Марина Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ№3» городского округа город Урюпинск
Волгоградской области
Ключевым условием жизнеспособности государства, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм. Патриотизм составляет основу национального самосознания. Он выражается в любви и преданности к своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов. Ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм связан с историческим прошлым. История свидетельствует, что благодаря патриотизму народа России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в сложный период своей истории (Смута, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война). История многому учит. Это - коллективная память народа. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно. Это означает, что нам россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит им пренебрегать. Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание школьного музея.
В 2011 году при обращении к Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев выступил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея.   
 Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение памяти о земляках,  художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Историческое образование в современных условиях немыслимо без серьезного и внимательного изучения повседневной жизни людей в прошлом. Музей – большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить нашу малую Родину, показывает, кем стали выпускники нашей маленькой школы. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная. Школьный музей - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.Функции музея:
- документирование истории культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления.
Музей - большой помощник в обучении и воспитанию учащихся. Он учит любить наш родной край. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления материалов. Школьный музей призван способствовать расширению кругозора. Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная.
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются регионарные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Наш музей был создан 4 апреля 2013 г. Организаторами стали директор школы Земцова С.В., выпускница школы, а ныне учитель русского языка и литературы Шамаева Н.Н., выпускник школы, а ныне депутат Волгоградской Думы Горняков С.В., учитель истории и обществознания Зайцева М.В.
Гордостью нашего музея являются стенды, «От школьного порога, дорог уходит много», «Учителя нашей школы – ее выпускники», «Школа в разные исторические периоды». Особое внимание следует уделить витрине, посвященной Великой Отечественной войне. Есть письмо, которое было послано в 1944 с фронта своей матери. В нём рассказывается о том, что победа будет скорой. Есть воспоминания участников Великой Отечественной войны.
В музее собраны подлинные документы Великой Отечественной войны. Есть даже солдатские каски, прострелянные пулями, пули, фляжка.
Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И перед ребятами не просто музейные экспонаты - за ними стоят солдаты, которые много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. Наша школа учувствует в конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне. У нас есть почетные грамоты. Никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания, национального самосознания, гордости за то, что совершили наши деды.
Школьный музей не должен являться самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно - воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не может заменить урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая её историко-краеведческим содержанием. Из многочисленных форм работы следует выбрать только те, которые могут войти в структуру работы каждой конкретной, отдельно взятой школы. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывает определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органом. Важное место в жизни подростка занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяют ориентацию конкретной личности. Этот потенциал школы может быть реализован лишь при соответствующих условиях, которые позволяют наиболее результативно формировать гражданственность подростков. Среди множества условий одно из важнейших - умение педагогов управлять процессом воспитания юных граждан дифференцированных на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
Поведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование научного и учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практической конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания в жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами труда и войны, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Таким образом, как мы видим, роль школьного музея в развитии патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность. Ведь, как поется в отрывке из известной нами любимой песни «С чего начинается Родина? С картинки твоем букваре…», также учащиеся в первую очередь, должны знать и помнить историю своей школы, затем по цепочке – историю города, края и в целом историю России – нашей многонациональной Родины. Мы – педагоги обязаны воспитать в ребенке чувство патриотического долга  перед  Родиной, мы растим – наших будущих защитников.