Открытый урок в 9 классе по русскому языку на тему Высказывание как форма эпистолярного жанра

Открытый урок в 9 классе.
( Компетентностный подход в изучении русского языка)
Боева Н.Б., учитель русского языка и
литературы МКОУ Садовской СОШ № 2

Тема «Высказывание как форма эпистолярного жанра».
.

Цель:
- высказывания о русском языке писателей и поэтов как разновидность
эпистолярного жанра;
- подготовка к написанию собственного высказывания о русском языке.

Ход урока.
Цели и задачи урока:

познакомиться с одной из форм эпистолярного жанра – высказыванием;
вспомнить высказывания русских писателей и поэтов о русском языке;
ответить на вопрос «Почему нужно беречь язык?»;
подумать, какую роль в жизни каждого человека играет язык.

2.Новый материал.

Эпистолярный жанр – (греч.epistolos); послание, письмо. Художественные произведения в виде писем, высказываний, посланий. В отличие от эпистолярной литературы вообще, которую составляют публицистические, политические и частные письма различных общественных деятелей, Э.Ф. является определённым жанром художественной литературы.
В русской литературе известны эпистолярные повести, например, «Бедные люди» Достоевского, есть рассказы, например, «Ванька» Чехова, лирические стихи «Письмо к матери» Есенина и даже эпистолярные романы, например, «Новая Элоиза» Руссо.
Но сегодня у нас пойдёт разговор о такой форме эпистолярного жанра, как высказывание. Каждый год вы, ребята, открывали учебник русского языка и находили в нём на первой странице слова известного вам писателя, поэта о русском языке. Вот некоторые из них.
Показ слайдов: высказывания Ломоносова, Герцена, Белинского, Добролюбова, Тургенева.

Беседа с классом:
Что ещё говорил И.С.Тургенев о русском языке?
Над каким проектом вы, ребята, работали в прошлом учебном году?
Каковы были цели и задачи этой работы?
Как вы думаете, есть ли что – либо общего между нашей работой над проектом и этим высказыванием И.Тургенева?
Как мы видим, писатели и поэты говорят о роли русского языка в их жизни, о чувствах своих, которые они испытывают к языку, о бережном отношении к этому великому дару.
Один век идёт на смену другому, одно поколение писателей сменяется другим. Но меняется ли отношение этих великих людей к языку? Давайте посмотрим.
Показ слайдов: высказывания Куприна, Паустовского.

Вывод: отношение к русскому языку остаётся прежним.

Что же такое «высказывание»? Попробуйте сформулировать лексическое значение этого понятия.

-Высказывание – это одна из форм эпистолярного жанра, небольшая по объёму, но глубокая по содержанию.

-Высказывание – это 1 -3 предложения, объединённые одной общей темой (смыслом).

Ребята! Языку нужно учиться у классиков. Прочитайте, пожалуйста, моё обращение к вам. Это тоже образец высказывания.

Слайд «Обращение к учащимся».

Запишите в тетрадь понравившиеся вам слова, словосочетания, выражения, которые пригодятся вам при написании своего собственного высказывания о русском языке.

В пословице говорится: «Речь без пословицы что еда без соли». Какие пословицы о языке вам известны?
Рана, нанесённая мечом, заживёт, а языком – нет.
Знаешь – говори, не знаешь – так послушай других.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Язык человека может принести ему и славу, и позор.
Как вы понимаете смысл последней пословицы?

3. Постарайтесь составить и записать такое высказывание о русском языке, чтобы оно принесло вам «славу», эквивалентом которой станет хорошая оценка. Это ваше домашнее задание.
4. Подведение итогов урока.
5. Выставление оценок за урок.
6. В заключение урока звучит стихотворение В.Брюсова «Русский язык».


15