Рабочая программа по химии для 11 класса (базовый уровень) Габриелян О.С.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе Федерального базисного учебного плана 2004г. от 09.03.2004г., Фундаментального ядра содержания общего образования №1312, примерной основной образовательной программы по «Химия» 8-11 классы, базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2010, на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., переработано и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).
Общая характеристика учебного предмета
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества и химическом процессе) классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Цель обучения: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.
Задачи обучения:
– углубление, расширение и систематизация знаний учащихся, о строении, свойствах, применение органических и неорганических веществ, их соединений;
– совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;
– единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними;
– развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.
Место учебного предмета в учебном плане
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Изучение в 11-ом классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Рабочая программа по химии рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю), для 11 общеобразовательного класса (базовый уровень) на основе авторской программы О.С. Габриеляна. В данной программе предусмотрено проведение 2 контрольных и 2 практических работ.
Адресность программы
Рабочая программа составлена для организации учебных занятий в 11а общеобразовательном классе. В классе обучаются дети с разной степенью мотивации в изучении курса общей химии. Эта особенность классного коллектива учтена при организации и проведении уроков, при выборе типов и форм уроков, при контроле ЗУН и др.
Формы организации образовательного процесса определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения общей химии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Методы и приёмы работы на уроках: словесные, наглядные, письменная работа, поощрения, индивидуальный опрос, работа с текстом, работа у доски, под руководством учителя, беседа, убеждение значимости, фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Виды и формы контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль;
Формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная самостоятельная работа, анализ творческих, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены итоговые уроки - подведём итоги, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить приобретенные умения.
При установлении причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса, предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка устного ответа
Оценка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным  языком;
ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:                
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка письменных работ
 Оценка экспериментальных умений 
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
 Оценка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Оценка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которая  исправляется  по требованию учителя.
Оценка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
 Оценка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. 
Оценка умений решать расчетные задачи
 Оценка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. 
Оценка «4»:
в логическом  рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:                 
в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.   
Оценка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении.
Оценка письменных контрольных работ
 Оценка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела
Количество часов



теоретические
практические/
лабораторные
контроль

1
Тема 1. Строение вещества
(10 часов)
10



2
Тема 2. Химические реакции
(9 часов)

8



1

3
Тема 3. Вещества и их свойства (10 часов)

10



4
Тема 4. Обобщение и систематизация знаний (4 часа)

1

2пр.р.

1

5
Резерв часов – 1 час
1час - резерв





Итого: 34 часа

30

2 пр.р.

2



Содержание курса.
Тема 1. Строение вещества (10 часов)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4 – го и 5 – го периодов Периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s – и p – орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.
Металлическая химическая связь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи в организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молекулярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы её устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Твёрдое состояние вещества. Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсионных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс: фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. Изделия из пластмассы. Образцы волокон: шерсть, шёлк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон. Изделия из волокон. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Жесткость воды и способы её устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Тема 2. Химические реакции (9 часов)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификации кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия. Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакция соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо - и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частый случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смешения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химических реакциях. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла и спирта. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно - восстановителные реакции. Степень окисления. Определении степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно – восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно – восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н – бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков различных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксид марганца (IV))и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно – восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Контрольная работа №1 «Строение вещества, типы химических реакций»
Тема 3. Вещества и их свойства (10 часов)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии .
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органически. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение растворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей : взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид -, сульфат -, и карбонат – анионы, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд неметалла. Особенность генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа и серы. Горения магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий их протекания, коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Тема 4. Обобщение и систематизация знаний (4 часа)
Контрольная работа №2 «Неорганические вещества».
Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов»;
Практическая работа №2. «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ».
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик 11 класса должен:
Знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и минералы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием;
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Форма промежуточной аттестации – тестирование.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции, выполнять лабораторные эксперименты; производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений.
применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведение исследовательских работ, сознательный выбор профессии, связанной с химией.

Календарно-тематическое планирование




Дата
План/
факт
№ урока
Д/з
Тема урока
Количество часов
Содержание урока
Материалы, пособия

Тема 1. Строение вещества (10 часов)


 1-2


§1,
упр.1-11
Строение атома. Электронная оболочка. Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. Орбитали s и p.
2
 Ядро и электронная оболочка. Электронная кл ассификация элементов.
 Таблицы «Строение атома». Модели атомов. ПСХЭ.


3
§2, упр.1-10
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
1
 Периодический закон и строение атома. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах.
 Таблицы «Строение атома». Модели атомов. ПСХЭ.


4
§3-4,упр.3-9
Химическая связь. Ионная и ковалентная.
1
 Ионная и химическая связь. Ковалентная химическая связь и ее классификация: полярная и неполярная ковалентная связь
 Слайд-лекция


5
§5-6, упр.1-6
Металлическая и водородная химические связи. Единая природа химических связей.
1
 Металлическая и водородная химические связи. Единая природа химических связей.
 Задачники. ДМ. ПСХЭ


6
§10, упр.1-6
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток.
1
Кристаллические решетки веществ с различными типами химической связи. 
Модели кристаллических решеток веществ. 


7
§ 8-9, упр.к §9
Состав веществ. Причины многообразия веществ.
1
Химический состав веществ. Причины многообразия веществ: гомология, изомерия, аллотропия. 
 Коллекция веществ в разных агрегатных состояниях.


8
§12, упр. 1-6
Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей
1
 Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, хроматография и др.
 Д. примеры чистых веществ и смесей.


9
§ 9, 12, упр.6,7
Истинные растворы. Способы выражения конкретизации растворов.
1
Растворимость Классификация веществ по растворимости. Истинные растворы. Массовая доля растворённого вещества 
ДМ. Задачники. 


10
§ 11, упр.1-11
Дисперсные системы. Коллоидные (золи и гели)
1
 Определение и классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы. Значение коллоидных систем в жизни человека
Слайд-лекция; образцы золей, гелей, истинных растворов. 

Тема 2. Химические реакции (9 часов)


11
§ 13-14, упр. 1-9
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции
1
 Классификация химических реакций: по числу и составу реагирующих веществ; по изменению степеней окисления элементов, образующих веществ; по тепловому эффекту; по фазовому составу реагирующих веществ
 Слайд-лекция, типы химических реакций.


12
§ 17, упр. 1-10
Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена
1
 Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Сильные и слабые электролиты. Методы определения кислотности среды.
 Слайд-лекция, проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.


13-14
§ 18, упр. 1-8
Гидролиз неорганических и неорганических соединений. Среда водных растворов. Водородный показатель
2
Понятие «Гидролиз». Гидролиз органических веществ. Биологическая роль гидролиза в организме человека. Реакции гидролиза в промышленности. Гидролиз солей. 
 Л. Различные случаи гидролиза солей.


15
§ 19, упр. 1-7
Окислительно-восстановительные реакции
1
ОВР. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса
Слайд-лекция


16
§ 15, упр. 1-11

Скорость химической реакции
1
 Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Энергия активации. Влияние различных факторов на скорость химической реакции: природы и концентрации реагирующих веществ, катализаторы.
Слайд-лекция, Д. 


17
§ 16, упр.1-6
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения
1
 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье
 Портрет Ле Шателье


18

повтор.
§ 1-19
Обобщение и систематизация материала по общей химии.
1
 Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, полимеры, истенные и коллоидные растворы. Типы и скорость химических реакций. Гидролиз.
ПСХЭ 


19

повтор.
§ 1-19
Контрольная работа №1 «Строение вещества»;

1
 Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, полимеры, истенные и коллоидные растворы. Типы и скорость химических реакций. Гидролиз.
ПСХЭ 

Тема 3. Вещества и их свойства (10 часов)


20

лекция
Классификация и номенклатура неорганических соединений
1
 Простые и сожные вещества. Оксиды, их классификация; гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация; основания, их классификация; соли их классификация.
 Слайд- лекция


21
§ 20, упр.1-5
Металлы и их свойства
1
 Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Взаимодействие с простыми и сложными веществами
 Слайд- лекция


22
§20, упр.6-8
Общие способы получения металлов. Коррозия.
1
 Основные способы получения металлов. Электролиз. Коррозия: причины, механизмы протекания, способы предотвращения.
 Слайд- лекция


23
§ 21, упр.1-5
Неметаллы и их свойства. Благородные газы.
1
 Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Конфигурация внешнего электронного слоя неметаллов. Простые вещества неметаллы: строение, физические и химические свойства.
 Слайд- лекция. Д.


24
§ 21, упр.7
Общая характеристика галогенов
1
 Галогены: фтор, хлор, бром, йод. Распространение в природе, получение, свойства. Сравнительная активность. Поваренная соль, соляная кислота.
 Д. Слайд- лекция


25
Конспект лекции
Оксиды
1
Строение, номенклатура, классификация и свойства оксидов. Важнейшие представители этого класса
Слайд- лекция


26
§ 22, упр.1-9
Кислоты
1
Строение, номенклатура, классификация и свойства кислот. Важнейшие представители этого класса
Слайд- лекция


27
§ 23, упр.1-9
Основания
1
Строение, номенклатура, классификация и свойства оснований. Растворимые и нерастворимые основания. Важнейшие представители класса
Слайд- лекция


28
§ 24, упр.1-6
Соли
1
 Строение, номенклатура, классификация и свойства солей. Кислые, средние и основные соли. Важнейшие представители класса.
 Д. ознакомление с коллекцией минералов, содержащей соли.


29
§ 25, упр.1-7
Генетическая связь между классами соединений
1
 Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической химии. Генетические ряды металла и неметалла. Генетические ряды органических соединений.
 ДМ. Таблица «Генетическая связь неорганических веществ»

Тема 4. Обобщение и систематизация знаний (4 часа)


30
Повторить главу 3
Обобщение и систематизация знаний о неорганических веществах
1
 Систематизация материала по теме «Неорганические вещества». Отработка теоретического материала в рамках данной темы.
 ДМ. Задачники


31
Повторить главу 3
Контрольная работа №2 «Химические реакции»

1
 Систематизация материала по теме «Неорганические вещества». Отработка теоретического материала в рамках данной темы.
 ДМ. Задачники


32
повтор § 8
Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»
1
 Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Способы получения и собирания газов в лаборатории. Распознавание водорода, углекислого газа, кислорода, аммиака.
 П. реактивы, вещества


33
повтор § 20-25
Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»;
1
 Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Качественные реакции
 П. растворы, реактивы, вещества


34

Резерв
1
 
 

Итого часов

34

 





















Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник:
Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература для учителя:
1. Программы общеобразовательных учреждений, авторы: И. Г. Остроумов, А. С. Боев, О. С. Габриелян – М.: Просвещение, серия «Школа Олега Габриеляна», 2006.
2. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004.
3. О. С. Габриелян. Органическая химия, 10 класс / профильный уровень: методическое пособие: книга для учителя / О. С. Габриелян, Т. П. Попкова, А. А. Карцова. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.
4. О. С Габриелян. Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян, Л. П. Ватлина. – М.: Дрофа, 2005. – 208 с.
5. О. С. Габриелян. Методические рекомендации по использованию учебников О. С. Габриеляна, Ф. Н. Маскаева, С. Ю. Пономарева, В. И. Теренина «Химия. 10» и О. С.Габриеляна, Т. Г. Лысовой «Химия. 11» при изучении химии на базовом и профильном уровне О. С. Габриелян. – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
6. CD «Органическая химия» Слайд-лекции, авт. Ширшина Н. В., (электронные пособия для учителей и учащихся 10–11 классов). – Волгоград: Учитель, 2007

Пособия для учащихся
О. С. Габриелян. Органическая химия: задачи и упражнения: пособие для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии / О. С. Габриелян, С. Ю. Пономарев, А. А. Карцова. – М.: Просвещение, 2006.
О. С. Габриелян. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. / О. С. Габриелян, И. Т. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005.
О. С. Габриелян. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / О. С. Габриелян, Н. Т. Остроумов, Е. Е. Остроумова. – М.: Дрофа, 2003.
Заголовок 415