Рабочая программа по химии 11 класс базовый уровень УМК Габриелян О.С.


Пояснительная записка
Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.
Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это серьезное испытание.
Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..
Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:
о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);
химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 2 ч в неделю.
Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)- 11 класс, базовый уровень, 68 часов.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Содержание программы
Введение (1ч)
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (6ч)
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества (20 ч)
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Химические реакции (21 ч)
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Тема 4. Вещества и их свойства (20 ч )
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и 9раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Тематическое планирование базовый уровень (68ч; 2ч/нед).
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Из них Примечание
Практические
работы Контрольные работы Введение 1 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева. 6 2. Строение вещества. 20 №1 №1 3. Химические реакции. 21 №2 4. Вещества и их свойства. 20 №2 №3 Итого 68 Требования к уровню подготовки учащихся 11-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематический план 11 класс

п/п Тема урока
Тип урока Оборудование Требования к уровню подготовки обучающихся Домашнее задание Дата проведения Примечание
план факт 1 2 3 4 5 6 7 8 9
СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (6 часов)
1 Атом – сложная частица УИНМ ПСХЭ.
Таблицы
«Строение
атома».
Модели атомов Уметь: характеризовать каждую модель, определять плюсы и недостатки §1, упр. 1, 2. 2 Состояние электронов в атоме КУ ПСХЭ.
Таблицы
«Строение
атома».
Знать: понятия гибридизация, π-, σ- связи, «электронное облако», «орбиталь»;
уметь: характеризовать химические элементы по положению в ПСХЭ и строению атома. §1, упр. 3-5 3 Электронные конфигурации атомов химических элементов КУ ПСХЭ.
Таблицы
«Строение
атома».
Уметь составлять электронные формулы химических элементов и их графические конфигурации. §1, конспект 4 Валентные возможности атомов химических элементов КУ ПСХЭ.
Таблицы
«Строение
атома». Знать: понятия «валентность», «валентные электроны»; различие понятий «степень окисления» и «валентность»;
Уметь: определять валентность атома в основном и возбужденном состоянии.
§1, конспект 5 Периодический закон ПСХЭ Д.И. Менделеева КУ ПСХЭ Знать: понятия - Периодический закон, периодическая система, изотопы, хим. элемент, физический смысл порядкового номера и номера группы, периодичность вертикальная, диагональная, горизонтальная;
Уметь: характеризовать элементы по положению в ПСХЭ. §2, упр. 1-5 6 Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева КУ ПСХЭ §2, упр. 10 СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (20 часов)
7 Виды химических связей КУ Таблица «Химическая связь» Знать: основные понятия- химическая связь, ковалентная, ионная, металлическая, водородная связи, донорно-акцепторный механизм ковалентной связи;
Уметь: определять тип хим. связи в соединениях Конспект 8 Типы кристаллических решеток КУ Модели кристаллических решеток алмаза, графита, натрия Уметь: определять тип кристаллической решетки Конспект 9 Ионная химическая связь КУ Таблицы Уметь: давать характеристику веществ с ионной химической связью §3, упр. 1- 3 10 Ковалентная химическая связь КУ Таблицы Уметь: давать характеристику веществ с ковалентной химической связью §4, упр. 1-5 11 Металлическая химическая связь КУ Таблицы Уметь: давать характеристику веществ с металлической химической связью §5, упр. 10 12 Водородная химическая связь КУ Таблицы Уметь: давать характеристику веществ с водородной химической связью
§6, упр. 1-6 13 Единая природа химической связи КУ Таблицы Знать: типы химических связей;
Уметь: отличать химические связи по особенностям строения веществ и их свойствам Повторить §3-6 14 Семинар по теме «Виды химических связей. Типы кристаллических решеток» УС Таблицы Знать: типы химических связей;
Уметь: отличать химические связи по особенностям строения веществ и их свойствам 15 Полимеры- высокомолекулярные соединения (ВМС) КУ Коллекции «Пластмассы», «Волокна», «Каучуки» Знать: понятия - полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации, форма молекул, термопластичность, термореактивность §7, упр. 7 16 Пластмассы. Биополимеры. Эластомеры КУ Коллекция «Пластмассы» Знать: понятия- пластмассы, биополимеры, эластомеры §7, упр. 1-4 17 Волокна КУ Коллекция «Волокна» Уметь: Различать волокна по их классификации §7 18 Газообразные вещества КУ Таблицы Знать: особенности строения и свойства газообразных веществ
Уметь: давать характеристику газообразных веществ §8, упр. 2 - 4 19 Жидкие вещества КУ Таблицы Знать: особенности строения и свойства жидких веществ
Уметь: давать характеристику жидких веществ §9, упр. 2, 6-8 20 Твердые вещества КУ Таблицы Знать: особенности строения и свойства твердых веществ §10, упр. 1-4 21 Дисперсные системы. Коллоиды (золи и гели) УИНМ Препараты бытовой химии, аэрозоли, гели, косметические, медицинские, пищевые; мази, пасты; чугун, сталь, изделия из них; вода, растительное масло (эмульсия); желатин, вода (желе). Знать: классификацию дисперсных систем
Уметь: различать истинные и коллоидные растворы §11, упр. 1-4 22 Состав веществ. Причины многообразия веществ КУ Дидактические материалы Знать: основные понятия - гомология, изомерия, аллотропия, массовая доля выхода продукта, молярная концентрация
Уметь: решать задачи и упражнения на выход продукта реакции §12, упр. 4, 8 23 Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей КУ Дидактические материалы Знать: способы разделения смесей -фильтрование, отстаивание, выпаривание, хроматография и др
Уметь: разделять вещества и смеси §12, упр. 11-14 24 Практическая работа №1 Получение, собирание и распознавание газов П Штатив, пробирки, газоотводные трубки, спиртовки, Соляная кислота, гранулы цинка, мел, хлорид аммония, гидроксид кальция, индикаторная бумага Знать: правила техники безопасности при выполнении данной работы
Уметь: - распознавать газы лабораторным способом;
- писать уравнения химических реакций 25 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение вещества» УПЗУ Знать: основные понятия
Уметь: производить вычисления Повторить §1-12 26 Контрольная работа № 1 Строение вещества
К ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (21 час)
27 Классификация химических реакций в органической и неорганической химии КУ Магний, оксид кальция, сульфат меди(II), натрий; фенол, уксусная кислот; гидроксид натрия; раствор иода; нитрат калия (тв.); карбонат натрия; соляная кислота; фосфор красный, ложечка для сжигания, колбы, пробирки, вода, индикатор. Знать: понятия – реакции соединения, разложения, замещения, ионного обмена.
Уметь: определять тип реакции по уравнениям реакций §13, конспект 28 Реакции, идущие без изменения состава вещества КУ ДМ Знать: классификации химических реакций
Уметь: определять тип реакции по уравнениям реакций §13, упр. 1, 2, 29 Реакции, идущие с изменением состава вещества КУ ДМ §14, упр. 1-4 30 Тепловой эффект химической реакции. Энергетика химических реакций КУ ДМ Знать: понятия – тепловой эффект реакции, экзотермические и эндотермические реакции, энтальпия, термохимические уравнения
Уметь: определять тепловой эффект реакции §14, упр. 5-7 31 Решение задач по теме «Тепловой эффект химической реакции» УПЗУ ДМ Уметь решать задачи
§14, 32
33 Скорость химической реакции КУ Магний, цинк, соляная кислота Знать: - понятие «скорость химической реакции»;
Уметь: вычислять скорость хим. реакций по формуле §15, упр. 1-4 34
35 Факторы, влияющие на скорость химической реакции
КУ Сульфат натрия и хлорид бария; натрий и вода; магний и соляная кислота; магний и уксусная кислота; цинк (гранулы и порошок) и соляная кислота. Знать: - факторы, влияющие на скорость реакций;
- понятие о катализаторе и механизме его действия; §15, упр. 5, 6, 11 36 Обратимость химических реакций КУ Растворы хлорида железа(III), роданида калия; хлорид калия (кристаллич), крахмальный клейстер; пробирки , вода, спиртовка, спички, пробиркодержатель. Знать: понятие – обратимость хим. реакций §16, упр. 1-3 37 Химическое равновесие, условия его смещения КУ Знать: понятия – обратимость хим. реакций, скорость реакции, константы равновесия, принцип Ле Шателье
Уметь: определять в какую сторону смещается хим. равновесие §16, упр. 4-6 38 Истинные растворы КУ Знать: физическую и
химическую теории
растворов
Уметь: вычислять
массовую долю вещества в растворе Конспект 39 Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов КУ Знать: - понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры
сильных и слабых
электролитов;
- роль воды в химических реакциях;
- сущность механизма диссоциации;
- основные положения ТЭД
§17, упр. 1, 5-8 40 Водородный показатель КУ Вода, растворы индикаторов, кислот, щелочей Знать: понятия - водородный показатель, ионное произведение воды, кислая, нейтральная, щелочная среды, индикаторы
Уметь: определять рН среды Конспект 41 Гидролиз неорганических веществ КУ Индикаторы, растворы солей CuSO4, Na2CO3, NaCl, (NH4)CO3 Знать: понятия – гидролиз, гидролиз по катиону, аниону, молекулярный и ионный вид
Уметь: записывать уравнения гидролиза в ионном и молекулярном виде §18, упр. 3, 4, 42 Гидролиз органических веществ КУ Знать: типы гидролиза солей и органических соединений
Уметь: составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды §18 43 Окислительно-восстановительные реакции КУ ПСХЭ Знать: - понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление»,
«восстановление»;
- отличия ОВР от реакций ионного обмена
Уметь: составлять уравнения ОВР §19, упр. 1, 2, 4 44 Метод электронного баланса УУ ПСХЭ Знать: алгоритм и схему составления ОВР
Уметь: Составлять уравнения ОВР методом электронного баланса §19 45 Электролиз расплавов и растворов электролитов УИНМ ДМ Уметь: составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза §19 46 Повторение и обобщение темы «Химические реакции», подготовка к контрольной работе УПЗУ ДМ Знать: все понятия по теме
Повторить §13- §19 47 Контрольная работа №2 по теме «Химические реакции» К ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (20 часов)
48 Классификации веществ КУ ДМ Знать: все понятия изучаемой темы
Уметь: составлять формулы комплексных соединений Конспект 49 Металлы КУ Коллекции металлов, модели кристаллических решеток Знать: понятия- металличность, электронное семейство, макро- и микроэлемент, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка
Уметь: давать характеристику веществ-металлов § 20, упр. 1-3 50 Химические свойства металлов КУ Ряд активности металлов. Гранулы цинка, железные гвозди, соляная и уксусная кислоты, гидроксид натрия Знать: понятия – электрохимический ряд напряжения металлов, оксиды, галогениды, сульфиды, гидриды, пероксиды
Уметь: характеризовать свойства металлов по их положению в ПСХЭ и строению атомов § 20, упр. 5 (б, в) 51 Коррозия металлов КУ Знать: понятия - химическая коррозия, электрохимическая коррозия, процессы окисления, восстановления, протектор, пассивация, ингибитор
Уметь: различать химическую и электрохимическую коррозии § 20 52 Неметаллы КУ Коллекции неметаллов Уметь: давать характеристику
элементам-неметаллам
на основе их положения
в ПСХЭ;
- сравнивать неметаллы
с металлами § 21 53 Химические свойства неметаллов КУ Знать: понятия - основной характер, кислотный характер, окислитель, восстановитель, ковалентная полярная связь, полярность связи
Уметь: давать характеристику веществ-неметаллов § 21, упр. 6, 7 54 Оксиды КУ Оксид кальция, оксид меди(II), карбонат меди, сера, ложечка для сжигания веществ, газоотводная трубка, вода, набор реактивов, пробирки спиртовка, держатель. Знать: основные понятия: оксиды, гидраты, бинарные соединения
Уметь: определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов Конспект 55 Кислоты КУ Магний, медь, уксусная кислота, этиловый спирт, оксид кальция, оксид цинка, конц. серная кислота, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель. Знать: классификацию, номенклатуру и свойства органических и неорганических кислот, качественную реакцию на распознавание кислот
Уметь: определять принадлежность вещества к классу кислот § 22, упр. 5 56 Кислоты УС ДМ Знать: основные понятия- окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительная реакция
Уметь: классифицировать кислоты, давать характеристику физических и химических свойств § 22, упр. 8 57 Основания КУ Набор реактивов, гидроксид аммония, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, карбонат кальция, газоотводная трубка. Знать: основные понятия темы, качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей
Уметь: определять принадлежность вещества к классу оснований, назвать его, составлять формулы оснований § 23, упр. 5, 6 58 Основания УС ДМ § 23, упр. 8 59 Соли КУ Растворы карбоната натрия, хлорида бария, нитрата серебра, сульфата натрия, Знать: классификацию, номенклатуру и свойства органических и неорганических солей, качественные реакции на распознавание солей
Уметь: определять принадлежность вещества к классу солей § 24, упр. 5 (а) 60 Соли УС ДМ § 24, упр. 5 (б) 61 Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений» П Наборы для практической работы Знать: правила техники безопасности при выполнении данной работы 62 Генетическая связь неорганических соединений КУ Знать: основные классы неорганических и органических соединений
Уметь: Записывать уравнения реакций их превращений, осуществлять связь и переходы представителей одних классов в другие
§ 25, упр. 4 63 Генетическая связь органических соединений КУ § 25, упр. 7 64 Подготовка к контрольной работе УПЗУ 65 Итоговая контрольная работа К 66-
68 Резерв
Контрольные работы по темам:
Строение вещества
Химические реакции
Итоговая контрольная работа
Контрольная работа № 1
Строение вещества
Вариант 1
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа и на установление соответствия(1-10 задание – по 3 балла, 11 – 9 баллов).
Элемент с электронной конфигурацией внешнего электронного уровня атома 3s23p3:
А. Азот.В. Кислород.
Б. Фосфор.Г. Аргон.
Ряд элементов, каждый из которых относится к s – семейству:
А. Mg, Cl, Ba.В. Si, Ti, Ge.
Б. Na, K, Fe.Г. He, Li, Ba.
Число валентных электронов в атоме углерода в возбужденном состоянии:
А. 1.Б. 2. В. 3.Г. 4.
Год открытия периодического закона:
А. 1861.Б. 1864. В. 1869.Г. 1875.
Пара элементов, сходных по электронному строению и свойствам:
А. P и S.В. Sr и Ba.
Б. K и Mg.Г. Na и Ag.
Формула оксида, соответствующего гидроксиду, формула которого HClO4:
А. Cl2O7.Б. Cl2O3. В. Cl2O5.Г. Cl2O.
Формула вещества с ионной связью:
А. N2.Б. H2O. В. KCl.Г. HCl.
Ряд элементов, расположенных в порядке возрастания значений относительной электроотрицательности:
А. N, O, C.Б. Cl, Br, I. В. O, S, Se.Г. S, O, F.
Вещество аморфного строения:
А. Cтекло.В. Поваренная соль.
Б. Алюминий. Г. Алмаз.
Термопластичным полимером является:
А. Силикон.
Б. Фенолформальдегидная пластмасса.
В. Полипропилен.
Г. Полиуретан.
Установите соответствие.
Название вещества:
I. Вода.IV. Сульфид фосфора.
II. Хром.V. Хлор.
III. Бромид цезия.VI. Алмаз.
Тип химической связи:
1. Ионная.
2. Металлическая.
3. Ковалентная полярная.
4. Ковалентная неполярная.
Тип кристаллической решетки:
А. Атомная.В. Ионная.
Б. Молекулярная.Г. Металлическая.
Часть Б. Задания со свободным ответом
(5 баллов). Атом элемента имеет на 6 электронов меньше , чем ион хлора. Назовите этот элемент, составьте его электронную формулу. Напишите формулы оксида и гидроксида, укажите их характер.
(6 баллов). Рассчитайте массу гидроксида калия, необходимого для полной нейтрализации 490 г 20%-го раствора ортофосфорной кислоты.
Контрольная работа № 1
Строение вещества
Вариант 2.
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа и на установление соответствия(1-10 задание – по 3 балла, 11 – 9 баллов).
Ряд элементов с одинаковым числом энергетических уровней:
А. C, P, Cl.В. He, Ar, Kr.
Б. K, Ti, Sc.Г. Ca, Zn, Se.
Элемент с электронной конфигурацией атома …3s23p63d24s2:
А. Калий.В. Титан.
Б. Бром.Г. Аргон.
Число валентных электронов в атоме серы в стационарном состоянии:
А. 2.Б. 4. В. 6.Г. 8.
Элемент, атомы которого наиболее сходны по электронному строению и свойствам с атомами кальция:
А. Скандий.Б. Цинк. В. Стронций.Г. Калий.
Ионы, имеющие электронное строение, одинаковое с атомом аргона:
А. Сl-, Ca2+, S2-.В. Na+, Sc2+, Fe3+.
Б. Mg2+, P3-, K+.Г. Al3+, Cl-, K+.
Формула вещества, в котором у одного из элементов степень окисления и валентность не совпадают:
А. NaH.Б. H2S. В. CH4.Г. HNO3.
Формула гидроксида, соответствующего оксиду состава CrO:
А. Cr(OH)2.Б. Cr(OH)3. В. H2CrO4.Г. H2Cr2O7.
Вещество с ковалентной полярной связью:
А. Фосфин.Б. Графит. В. Алмаз.Г. Вода.
Ряд газообразных веществ, каждое из которых можно собрать способом вытеснения воды:
А. Аммиак, азот, кислород.
Б. Сероводород, кислород, водород.
В. Метан, кислород, аргон.
Г. Этан, хлороводород, ацетилен.
Натуральным волокном является:
А. Найлон.
Б. Хлопок.
В. Ацетатное волокно.
Г. Лавсан.
(9 баллов). Установите соответствие.
Название вещества:
I. Медь.IV. Метан.
II. Фтороводород.V. Алмаз.
III. Хлорид бария.VI. Азот.
Тип химической связи:
1. Металлическая.
2. Ионная.
3. Ковалентная полярная.
4. Ковалентная неполярная.
Тип кристаллической решетки:
А. Атомная.В. Ионная.
Б. Молекулярная.Г. Металлическая.
Часть Б. Задания со свободным ответом
(5 баллов). Электронная формула атома элемента 1s22s22p63s23p63d104s2. Назовите этот элемент. Напишите электронную формулу его иона, формулы высшего оксида и гидроксида, укажите их характер.
(6 баллов). Рассчитайте массу осадка, образующегося при взаимодействии раствора хлорида магния со 140 г 20%-го раствора гидроксида натрия.
Контрольная работа № 2
Химические реакции
Вариант 1
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа (1-10 задание – по 3 балла).
Аллотропными видоизменениями являются:
А. Мел и мрамор.В.816О и 818О.
Б. Графит и алмаз.Г. Карбин и карбид кремния.
Характеристика реакции, уравнение которой
Ba + 2H2O = Ba(OH)2 + H2 + Q:
А. Обмена, ОВР, экзотермическая.
Б. Замещения, ОВР, экзотермическая.
В. Замещения, ОВР, эндотермическая.
Г. Обмена, не ОВР, эндотермическая.
Сокращенное ионное уравнение
2H+ + SiO32- = H2SiO3
соответствует взаимодействию веществ:
А. Кремниевой кислоты и гидроксида натрия.
Б. Оксида кремния (IV) и гидроксида калия.
В. Оксида кремния и воды.
Г. Силиката натрия и серной кислоты.
Характеристика реакции, уравнение которой
Ni, p, t
СН3-СН2-СН3>СН3-СН=СН2 + Н2:
А. Дегидрирования, гомогенная, каталитическая.
Б. Гидратации, гомогенная, каталитическая.
В. Гидрирования, гетерогенная, каталитическая.
Г. Дегидратации, гомогенная, каталитическая.
При повышении температуры на 10 0С (температурный коэффициент равен 2) скорость химической реакции А + 2В = С увеличится:
А. В 2 раза.В. В 8 раз.
Б. В 4 раза.Г. В 16 раз.
Условие, при котором химическое равновесие обратимого процесса
СО2(г) + С(т) 2СО(г) – Q,
смещается в сторону продуктов реакции:
А. Повышение давления.
Б. Понижение температуры.
В. Повышение концентрации оксида углерода.
Г. Повышение температуры.
Среда раствора карбоната калия:
А. Щелочная.В. Нейтральная.
Б. Кислотная. Г. Слабокислотная.
Гидролизу подвергается:
А. Этанол.Б. Целлюлоза. В. Нитрат калия.Г. Глюкоза.
Восстановитель в реакции, уравнение которой 2СО + О2 2СО2 + Q:
А. C+2.Б. C+4. В. C0.Г. C-2.
Количество теплоты, которое выделится при взаимодействии 67,2 л (н.у.) водорода с избытком хлора по термохимическому уравнению Н2 + Сl2 = 2HCl + 92,3 кДж,
равно:
А. 138,4 кДж.В. 276,9 кДж.
Б. 184,6 кДж.Г. 460 кДж.
Часть Б. Задания со свободным ответом
(8 баллов). Расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
Cu + HNO3>Cu(NO3)2 + NO + H2O.
Укажите окислитель и восстановитель.
(6 баллов). Составьте молекулярные уравнения реакций, соответствующие сокращенным ионным:
а) Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2
б) 2H+ + SO32- = SO2+ H2O.
(6 баллов). Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
1 2 3
CuCl2CuCuSO4Cu
Контрольная работа № 2
Химические реакции
Вариант 2
Часть А. Тестовые задания с выбором ответа (1-10 задание – по 3 балла).
Аллотропными видоизменениями являются:
А. Оксид серы (IV) и оксид серы (VI).
Б. Озон и кислород.
В. Водород и пероксид водорода.
Г. Вода и пероксид водорода.
Характеристика реакции, уравнение которой
Н2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O:
А. Обмена, ОВР, обратимая.
Б. Замещения, не ОВР, необратимая.
В. Обмена, не ОВР, необратимая.
Г. Соединения, не ОВР, необратимая.
Сокращенное ионное уравнение
Ba2+ + SO42- = BaSO4
отображает взаимодействие серной кислоты и вещества:
А. Бария.В. Нитрата бария.
Б. Гидроксида бария. Г. Оксида бария.
Характеристика реакции, уравнение которой
AlCl3
СН3-СН2-СН2-СН3>СН3-СН-СН3:
|
CH3
А. Дегидрирования, гомогенная, каталитическая.
Б. Изомеризации, гомогенная, каталитическая.
В. Полимеризации, гетерогенная, каталитическая.
Г. Присоединения, гетерогенная, каталитическая.
При повышении температуры на 30 0С (температурный коэффициент равен 3) скорость реакции увеличивается:
А. В 3 раза.В. В 9 раз.
Б. В 6 раз.Г. В 27 раз.
Факторы, позволяющие сместить химическое равновесие реакции, уравнение которой
2SО2 + O2 2SО3 + Q,
в сторону образования продуктов реакции:
А. Повышение температуры и давления.
Б. Понижение температуры и давления.
В. Понижение температуры и повышение давления.
Г. Повышение температуры и понижение давления.
Окраска лакмуса в растворе хлорида цинка:
А. Синяя.Б. Красная.В. Фиолетовая.
Вещество, не подвергающееся гидролизу:
А. Этилен.Б. Целлюлоза. В. Белок.Г. Карбонат калия.
Окислитель в реакции синтеза аммиака из азота и водорода:
А. N0.Б. H0. В. H+.Г. N-3.
Масса угля, который необходимо сжечь для получения 201 кДж теплоты, в соответствии с термохимическим уравнением С + О2 = СО2 + 402 кДж равна:
А. 6 г.В. 48 г.
Б. 36 г.Г. 120 г.
Часть Б. Задания со свободным ответом
(8 баллов). Расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
Fe + H2O + … >Fe(OH)3.
Укажите окислитель и восстановитель.
(6 баллов). Составьте молекулярные уравнения реакций, соответствующие сокращенным ионным:
а) NH4+ + OH- = NH3 + H2O
б) Al3+ + 3OH- = Al(OH)3.
(6 баллов). Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
1 2 3
CaC2 C2H2 C6H6C6H5NO2
Итоговая контрольная работа за 11 класс.
Вариант 1
Охарактеризуйте химический элемент под №12 по плану:
а) положение его в периодической системе химических элементов (период, группа, электронное семейство, металл или неметалл);
б) строение атома (электронная и графическая формулы, число протонов, электронов и нейтронов);
в) формула, вид химической связи в его высшем оксиде и свойства этого оксида (подтвердить уравнениями реакций);
г) формула гидроксида, вид химической связи в нём и его свойства (подтвердить уравнениями реакций).
Осуществите превращения:
SiO2 → Si → Mg2Si → SiH4 → SiO2 → K2SiO3
а) охарактеризуйте реакцию 1 в соответствии с различными классификациями;
б) в реакции 4 расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Осуществите превращения, укажите условия их протекания и назовите продукты реакций:
C2H5OH → C2H4 → C2H4Cl2 → C2H2 → C6H6 → C6H5Cl
Вычислите объём ацетилена (н.у.), выделившегося при взаимодействии 0,4 моль карбида кальция и 7,2 г воды.

Вариант 2
Охарактеризуйте химический элемент под №16 по плану:
а) положение его в периодической системе химических элементов (период, группа, электронное семейство, металл или неметалл);
б) строение атома (электронная и графическая формулы, число протонов, электронов и нейтронов);
в) формула, вид химической связи в его высшем оксиде и свойства этого оксида (подтвердить уравнениями реакций);
г) формула гидроксида, вид химической связи в нём и его свойства (подтвердить уравнениями реакций).
Осуществите превращения:
S → H2S → SO2 → SO3 → H2SO4→ SO2
а) охарактеризуйте реакцию 1 в соответствии с различными классификациями;
б) в реакции 2 расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
Осуществите превращения, укажите условия их протекания и назовите продукты реакций:
C2H6 → C2H4 → C2H5OH → CH3CHO → CH3COOH → CH3COOC2H5
Какую массу лития следует растворить в 350 г воды для получения 15%-ного раствора гидроксида лития?
Учебно-методический комплект:
Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011..
Химия. 11 класс. Базовый уровень: методическое пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – М .: Дрофа, 2009.
Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2013. – 220с.
Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 432 с.
Контрольно-измерительные материалы. Химия . 11 класс/ Сост. Е.Н. Стрельникова, Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2013.