Описание передового педагогического опыта


Интегрированный подход в изучении культуры родного края
на уроках музыки
« …Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как
правило, равнодушен к своей стране».
Д.С.Лихачёв
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Одной из основных задач, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю.
Младший школьный возраст не просто один из этапов периода детства. Начальную школу называют фундаментом предстоящей жизни. Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа. В последние годы в школах заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре родного края.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Младших школьников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. Формирование нравственности невозможно без погружения в культуру и традиции малой Родины. Очень важно знать свой город, гордиться людьми, оставившими неизгладимый след в его истории.
Чтобы развить способности учащихся к восприятию мировых культурных ценностей, русской народной культуры, разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю и своему народу, а также сформировать творческие способности детей, я использую в своей педагогической деятельности интегрированный метод обучения.
Интегрирование в современной школе идёт по нескольким направлениям:
а) внутрипредметный,
б) межпредметныйСтруктура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важных для двух или нескольких предметов.
Форма проведения интегрированного урока нестандартна, интересна за счет использования различных видов работы в течение всего урока. Это поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. На интегрированных уроках лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная. За счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышается познавательный интерес, снимается утомляемость, это способствует развитию у обучаемых воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Интегрированный подход в обучении позволяет:
Развивать способность к быстрой смене вида деятельности
Ориентироваться в окружающем мире;
Формировать художественный вкус;
Саморазвиваться и самосовершенствоваться
Большое внимание я уделяю вопросу интеграции музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы, музыки и истории, музыки и хореографии, музыки и краеведении. Я разработала и провела ряд интегрированных уроков: «Осень – наша радость, наша грусть» (музыка и ИЗО, хореография), «Богатырская тема в русском искусстве», «Музыка моего народа», «Вечно юный вальс» (история, литература, музыка, хореография, живопись), и т.д. Такая интеграция способствует более полной реализации системного подхода в образовании. Результат использования данной технологии - гармоничное развитие личности ребенка, воспитание у него чувства прекрасного, формирование целостного взгляда на мир, понимание сущностных взаимосвязей явлений и процессов.
Учебники для учащихся 2, 3, 4 классов состоят из 7 разделов. Один из них «Россия – Родина моя!»
На уроках музыки ребята знакомятся с природой родного края, музыкальными инструментами, сказками, былинами, легендами. Из чего вытекает проведение интегрированных уроков: музыка - литература.
Дети ближе знакомятся с русским фольклором, восприятие которого усиливает звучание музыкальных инструментов, прослушивания русских мелодий.
Мы с ребятами составляем тематические подборки: «Пословицы народов моего края о гостеприимстве», «Загадки народов моего края о традиционном жилище и домашней утвари» и др. Такая работа является замечательным материалом для развития нравственного воспитания детей.
На уроке в 3 классе по теме: «Музыка моего народа» мы затрагиваем историю создания русского костюма, даем толкование слов из словаря, читаем стихи, обращаемся к истории вокального искусства, к истории живописи, к изобразительному искусству. При повторном прослушивании р.н.п. «Светит месяц» используем музыкально – ритмические движения.
Изучение родного края продолжается в среднем звене.
Воспитание уважения к историческому прошлому страны, знакомство с историей Российского Государства, родного края, исполнение песен о Родине и – вот задачи интегрированного урока «С чего начинается Родина?».
Дети читают стихи, слушают музыку композиторов–классиков, исполняют песни о Родине, о России, о Балаково, участвуют в конкурсе пословиц, мы проводим экскурс по историческим местам своего города.
Изучив и проанализировать программу по музыке Сергеевой, Критской, а также рабочую тетрадь (автор-составитель – Людмила Назарова), я составила примерный музыкальный репертуар для уроков музыки, где были включены песни композиторов – балаковцев: Т. Мухаметшиной «Песня о доброте», Владимира Кирюхина, Евгения Бикташева, Ев.Четверикова «Привет, Россия»
В 8-9 классах в разделе «Искусство рассказывает о красоте Земли» я включила тему культурного наследия родного края. Цикл уроков назвала «Экскурсия в прошлое и настоящее родного края, где была проведена экскурсия по родному городу. Здесь очень хорошо переплетаются темы с краеведением 8класс «Культура родного края». Учащиеся посещают Храм Святой Троицы, дом-музей В.И.Чапаева, музей имени Радищева, музей краеведения, театр драмы им. Е. А. Лебедева, так же посещают фотовыставку в культурно-выставочном центре «Радуга».
Очень важно знакомить ребят с композиторами, которые жили и творили в городе Балаково или приезжали с концертами, а также с музыкой, звучавшей на Саратовской и Балаковской земле в разные периоды. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественно-музыкальном материале родного края. В разные годы на Балаковской и Саратовской земле жили и творили:
Евгений Михайлович Бикташев, член Союза композиторов России. Он родился в селе Галахово Саратовской области. Многие песни Бикташева получили широкую известность. « Песня балаковских строителей» была исполнена И. Кобзоном.
Владимир Кирюхин – балаковский композитор. Автор одной из первых песен о Балаково.
Встретил я девчонку на своем пути
Я не мог сторонкой просто так пройти
До чего девчонка хороша собой
Откуда ты такая расскажи, постой.
Иван Яковлевич Паницкий – слепой музыкант – самоучка, баянист.
Останавливался в нашем городе Цезарь Анатольевич Кюи – русский композитор, член «Могучей кучки». Он приезжал в Балаково в 1912 году на отливку колоколов для Белокриницкой, Мальцевской церквей, чтобы составить соответствующую дозировку компонентов.
И в настоящее время в Балаково звучит музыка. В 1996 году была создана филармония, камерный хор «Откровение», ансамбль русских народных инструментов «Наигрыш», оркестр эстрады, трио «Элегия». Происходит духовное возрождение города, пробуждение интереса к основам культуры.
Созданы детские вокальные студии «Апрель», «Ассоль», «Мечта».
На балаковскую землю приезжают такие знаменитые певцы как А. Пугачёва, Ф. Киркоров, А. Варим, О. Газманов, Валерия, С.Пьеха и многие др.
Я считаем, что музыкальная культура родного края может занять свое достойное место и стать действенным средством личностного и музыкального развития учащихся.
В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым. Современный учитель музыки должен восстановить и сохранить эту хрупкую нить.