описание передового педагогического опыта

Художественная - педагогическая драматургия
и проблемные ситуации на уроках музыки.
При создании урока деятельность учителя сходна с деятельностью драматурга или сценариста: продумывается сюжет урока, его завязка, кульминация и завершение.
Перед учителем стоит непростая задача: объединить все элементы, из которых складывается урок, подчинить их основной теме урока, теме раздела или четверти.
Учителю музыки легче представить себе урок как музыкальное произведение, которое тоже имеет свою драматургию, свою форму, своё построение.
Я в своей практике использую метод художественно-педагогической драматургии, который предполагает определенные правила разработки композиции урока. Когда композиция урока выстраивается как в драматическом произведении и включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию, завершение.
Итак, Вступление или экспозиция. Это она задает уроку определенную тональность, вводит школьника в образный мир урока и направляет его внимание на главную мысль, главную идею, которую предстоит понять в ходе всего занятия. Какие же приёмы могут быть использованы? Это литературный и музыкальный эпиграфы, и зрительный ряд, и комментирование исторических событий, фрагментов биографий композиторов, отдельных жизненных ситуаций, связанных с появлением произведения и другое.
Тема «Колокольность в музыке», 5 класс IV четверть
(На этапе вступления звучит колокольный звон, и на фоне видеоряда учитель читает стихи)
Чистые, чудные звуки любо душою
Ими тревожные муки в сердце больном хоронить
Колокол русский, народный. Колокол церкви святой
Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, с помощью которой на уроках музыки происходит вовлечение школьника в мыслительный процесс через привлечение учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. Необходимо вскрыть противоречия между музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Здесь ученик убеждается, что прежнего «багажа» музыкальных знаний недостаточно. Тогда и возникает у него потребность в приобщении к новым знаниям о музыке, появляется интерес к предстоящей работе.
Это и есть завязка урока.

( СЛАЙД) Завязка - показ нескольких контрастных тем, в основе которых лежат конфликтные ситуации.)


Тема: «Колокольность в музыке», 5 класс IV четверть
- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом. Густой и сильный, голос колокола называют колокольным звоном.
- Сегодня на уроке мы послушаем только некоторые из звонов и откроем для себя удивительный, таинственный мир загадочных созвучий. Наша задача - понять, о чём они рассказывают, и определить, что главное в колоколах - это ритм и характер.
Продолжением этапа завязки будет разработка или углубление названной проблемной ситуации.
Разработка – углубление проблемной ситуации, поиск ответа на проблему урока, варианты решения проблемы.
Для организации деятельности уч-ся подбираю интересные факты и другой занимательный материал.
Продолжая беседу, спрашиваю ребят:
- Как вы думаете, где находятся колокола?
(На колокольне, в звоннице).
- Правильно. Колокольня - это башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Она является одной из необходимых принадлежностей храма.
- А кто звонит в колокола?
(Звонарь)
- Звонарь –это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например, рябины, калины или затыкают уши ватой.
И конечно, звонари должны обладать внутренним чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение.
Реприза (кульминация) – вершина эмоционального напряжения на уроке, решение поставленных темой урока проблем.
Реприза это наиболее сложный этап урока, который необходимо прорабатывать особенно тщательно, учитывая при этом эмоциональное состояние уч –ся.
Тема «Звучит нестареющий Моцарт», 6 класс III четверть.
Использую приём комментирование жизненной ситуации и рассказываю, что произведение необычное, как необычна история его создания.
(МУЗЫКА)
Моцарт был в то время тяжело болен. Однажды к нему пришёл человек и, не назвав своего имени, заказал произведение, которое исполняют в церкви в память по умершему человеку. Называется оно Реквием. Моцарт принялся за работу, даже не узнав имени гостя. Он был уверен, что это произведение он пишет для себя.
Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но успел написать только 7. И 7 часть он назвал «Лакримоза», что в переводе с латинского обозначает «Слёзная».
Он умер. Моцарту было всего 35 лет.

Финал (кода) – обобщение и формулировка выводов.
Финал урока. На этом этапе необходимо пробудить в уч-ся желание мыслить, обобщать. Он не должен быть затянут. Поэтому чаще всего выводы по проблеме урока делаю сама.
Тема «Звучит нестареющий Моцарт», 6 класс III четверть.
Войти в мир такого композитора как В.А. Моцарт - это значит войти в мир сложных чувств, образов. Посмотрите, какой разный звучал Моцарт на нашем уроке
В «Маленькой ночной серенаде» - это веселый, игривый, танцующий Моцарт.
В «Колыбельной» - спокойный, любящий, добрый.
В «Лакримозе» - печальный, трагический.
«Последействие» – самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства.
На этапе «послесловие» даю домашнее здание
описать или нарисовать музыку, которая вам сегодня запомнилась.

Искусство не предлагает ни готовых формул, ни груза фактов – оно призвано разбудить в человеке чувства и мысли. А метод художественно-педагогической драматургии дает возможность учителю всегда быть на высоте поставленных целей.



15