РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука права» 1- 4 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕОРАНЖЕРЕЙНИНСКАЯСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено»
Руководитель МО:
____________/Н.Ю.Каратаева/
Протокол №_____
От «___»___________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
МБОУ «Оранжерейнинская СОШ»
_______________/ /
«__»____________2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Оранжерейнинская СОШ»:
______________/Л.Г.Харина
Приказ №____
от «___»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука права»
Срок реализации: 4 года
Для учащихся 1-4 классов
Руководитель: социальный педагог Шевченко Тамара Павловна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана исходя из положений Базисного учебного (образовательного) алана образовательного учреждения Российской Федерации согласно требования ФГОС, опираясь на следующие нормативно правовые документы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 № 1089
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ от 22.12.2009 № 177785 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального образования»
Во многих странах мира изучение прав человека на ранних этапах уже давно стало неотъемлемой частью гражданского образования. Необходимость правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе отражена и в ряде писем Министерства образования РФ.
Данная программа нацелена на практическое осуществление поставленной государственной задачи. Преподавание прав человека- это решение не только правовых но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного развития личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
Целью программы является:
Формирование правовой культуры учащихся.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Создать благоприятные условия, соответствующие возрастным особенностям воспитанников для более эффективного изучения курса “Право”.
Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
Повышать познавательный интерес к предмету;
Воспитывать внимание и развивать речь учащихся через анализ и обсуждение.
Объект исследования: правовое обучение воспитанников 1-4-го класса. Предмет: Особенности проведения уроков по Праву через использование мультфильмов. Гипотеза: Изучение курса по Праву в 1-4 классе с помощью Всеобщей декларации прав человека.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних.
Отсутствие повторных правонарушений и преступлений среди воспитанников.
Снижение интереса у несовершеннолетних к алкогольной продукции, табачным изделиям;
Стремление воспитанников вести ЗОЖ;
Повышение учебной мотивации;
Знать основные права и обязанности учащихся.
Оценивать поведение людей.
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задания.
Использовать знания и умения для правовой оценки конкретных поступков людей.
Знать понятийный аппарат.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Рабочая программа рассчитана на 1 часа и предусматривает следующее распределение из расчёта 1 час в неделю: 1 класс-33 часов, 2 класс- 34 часов, 3 класс- 34 часов, 4 класс-34 часов.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе у обучающиеся
к концу 1-го года обучения
Должны  быть сформированы следующие представления:
Что все люди равны в своих правах независимо от пола , цвета кожи, физических возможностей;
Что поступки, уважающие, защищающие права человека,- хорошие поступки и. наоборот, поступки , нарушающие права человека, - плохие;
Что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга;
Что государство – основной гарант соблюдения прав человека в стране.
Иметь представление о понятиях:
Равноправие;
Хороший поступки;
Плохой поступок;
Правило;
Закон;
Беззаконие;
Уважение;
Культура поведения;
Права человека.
Уметь:
Оценить поступок человека с точки зрения права;
Доказать свое мнение;
Корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека».
К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать:
Что все люди равны в своих правах и равны перед законом;
Что такое Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята, её содержание;
Что права и обязанности имеют обратную связь.
Иметь представление о документах:
Всеобщая декларация прав человека;
Организация Объединенных Наций (ООН);
О понятиях:
Права и свобода, обязанности;
Дискриминация;
Социальное происхождение;
Личная неприкосновенность, вторжение, изгнание;
Смертный приговор, смертная казнь, лишение свободы;
Рабство, неволя;
Честь, репутация, клевета;
Местожительство, гражданство;
Совершеннолетие, бракосочетание;
Собственность, наследственность;
Религия, вероисповедание;
Заработная плата, социальная помощь;
Закон, Конституция.
Уметь:
Ориентироваться в терминологии;
Правильно употреблять изученные термины и формулировки в своей речи;
Оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека.
К концу 3-го и 4-го года обучения учащиеся должно знать:
Назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка (знать свои права);
Что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
Что государство и родители ответственные за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
Что соблюдение прав невозможно без соблюдения условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
Что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.
Иметь представление о понятиях:
Декларация и Конвенция;
ООН;
Ребенок;
Государство, гражданство;
Закон;
Социальная защита, инвалид, милосердие;
Родословная;
Медицинское обслуживание;
Здоровый образ жизни;
Дискриминация;
Раса, расизм;
Право, свобода, обязанность, ответственность.
Уметь:
Оперировать терминами и формулировками;
Отстаивать свое мнение, использовать доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
Оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты :
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Список литературы
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
Декларация прав ребенка (1959 г.)
Конвенция ООН по правам ребенка (1990г.)
Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека.- М.:Вита-Пресс, 2008.
Усачев А. Приключения маленького человека. – М.: РИО «САМОВАР», 2007.
Шабельник Е.С. Права ребенка. – М.: Вита-Пресс, 2008.