Обобщение опыта “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

Введение

Одной из главнейших задач в обучении математике – пробудить у школьника потребность активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения. Устные упражнения – один из способов, который помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными, более экономичными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Устная работа на уроках математики имеет огромное значение.
Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. / /: важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка»
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. (слайд 2)
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение – это и беседы учителя с классом ил отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемы устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение. (слайд 3) Организация работы на уроке по формированию вычислительной культуры позволяет
активизировать работу учащихся
пробуждает интерес к изучению математики
способствует развитию познавательного интереса
формирует интеллектуальные умения
улучшает весь педагогический процесс и повышает его эффективность
Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала, к подготовке к новым вопросам, к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений.

Условия успешности
(слайд 4, 5, 6) Для создания условий успешности ученика необходимо:
сформировать вычислительные навыки, используя тренинг как основную форму работы;
проводить диагностику вычислительных навыков учащихся;
вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;
постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;
использовать в работе систему тренинга по совершенствованию вычислительных навыков;
учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;
постепенно усложнять устный счет;
использовать интересные формы работы на уроке;
учить различным способам быстрых вычислений;
привлекать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.
Формы устной работы (слайд 7) 1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память. 2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3) комбинированный (сочетание устных вычислений и письменных записей – математическийдиктант):
- обратная связь (показ ответов с помощью карточек, математического веера, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).
- упражнения в форме игры (молчанка, отвечайка, продолжи цепочку). Организация занятий по устному счету. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Количество упражнений подбирается таким образом, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
При проведении устного счёта можно использовать ИКТ, которые помогают активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики (тренажеры, условие задачи, схемы, и т.д.).
Сегодня я хочу поделиться опытом и представить свои разработки.
Виды упражнений для организации устного счёта

Нахождение значения математических выражений
Математические игры
(слайд 8) Игра «Отвечайка» Изучение тем в 1 классе: сложение и вычитание в пределах 10, в пределах 20; во 2 классе - табличного умножения.
Описание игры: работа ведется в паре. Раздаются карточки с примерами и ответами. 1 вариант в роли учителя, 2 вариант в роли ученика. По команде начинается работа. По команде работа прекращается. Меняются варианты местами. 1 вариант шаг вперед, 2 вариант 1 шаг назад. И работа продолжается.
(Слайд 9) Игра «Молчанка» использование сигнальных карточек.

(Слайд 10) «Раскраска» Решаются устно примеры и результаты закрашиваются определенным цветом.
(Слайд 11) Игра «Наборщик». Найди неизвестные слова.
Например: В слове РЕПЛИКА 7 букв. 1-Р, 2-Е, 3-П, 4-Л, 5-И, 6-К, 7-А.
7-1 =
6
?

3+4 =
7
?

5-4 =
1
?

3+1 =
4
?

9-4 =
5
?

5+1 =
6
?


После вычислений и заполнив таблицу, условие будет выглядеть так:

7-1 =
6
К

3+4 =
7
А

5-4 =
1
Р

3+1 =
4
Л

9-4 =
5
И

5+1 =
6
К

Читая по стрелке сверху вниз, находим искомое слово. Ответ: Карлик
(Слайд 12) «Переменка» По отдельным деталям составь высказывания одного из знаменитых людей или пословицу и поговорку.
Описание: 1. Перемножь цифры каждого из чисел, записанных в домике.
2. К каждому результату прибавь или отними число, записанное вне домика.
3. Цифры полученного числа показывают последовательность расположения данного фрагмента в высказывании.




+45 +49 + 30 + 28 - 60
не 4) делать 7) того
не 5) делай 8) даже
в мыслях 6) чего 9) следует
Использование таблиц при организации устного счета
Однако 5-7 минут успешного счёта на уроке не достаточны не только для развития вычислительныхнавыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счёта.
Организация устных упражнений всегда была и остаётся “узким местом” в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную “вычислительную нагрузку”, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – действительно весьма трудная задача.
Помочь в разрешении этой проблемы помогают, наборы упражнений – тренажёры.
Таблицы-тренажёры рассчитаны на многократное использование
(Слайд 13) Перфокарты на табличное умножение деление
При использовании таблиц увеличивается степень наглядности числовых операций. Задания учитель придумывает в зависимости от темы и цели урока, но могут придумывать и сами дети. Такой устный счет производится в виде игры. Это вносит оживление в работу, поднимает интерес.
При закреплении темы "Нумерация чисел. Сотня" ученикам предлагается таблица:
(слайд 13, 14) «Универсальная таблица»
19
40
25
22
33
39

35
23
44
30
46
27

26
47
34
41
20
32

31
42
37
45
48
43

21
38
28
24
36
29


Даются задания:
1) Назови и покажи числа в возрастающем порядке.
2) Назови и покажи числа в убывающем порядке.
3) Увеличь на 1 числа первой строчки (назови последующее).
4) Уменьши на 1 числа второй строчки (назови предыдущее).
5) Покажи числа, в которых сумма цифр в разряде десятков и единиц равна 10 (9, 11)
6) Найди числа, в которых 7 (5, 8, 9) единиц.
7) Найди числа, в которых 4 (2, 3) десятка
8) Найди числа, в которых количество единиц на 2 (на 3, на 4) больше количества десятков.
9) Найди числа, в которых количество единиц равно количеству десятков.
10) Найди числа, в которых количество единиц меньше количества десятков и т.д.
Работа проводится в виде соревнования: "Кто быстрее?", "Какой ряд сделает меньше ошибок?"
Эту же таблицу можно использовать и на последующих уроках с заданиями:
1) Увеличь числа второй строчки на 3.
2) Прибавь 2 к числам третьей строчки.
3) Увеличь числа четвертой строчки на 1 десяток.
4) Вычти 10 из чисел пятой строчки.
5) Прибавь 7 к числам первого столбика.
6) Вычти 8 из чисел второго столбика
7) Сложи числа первой и второй строчки, запиши ответы.
8) Из чисел четвертой строчки вычти числа пятой строчки.
9) Дополни числа четвертой строчки до ближайшего круглого числа.
10) Найдите целое число, если его половина равна 11 (12, 15 и т.д.)
Возможны другие варианты заданий.
Работа с таблицами нравится ученикам, поэтому она также нашла свое место на моих уроках математики.
(Слайд 15) При проведении устного счёта можно использовать ИКТ, которые помогают активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики
Математический и арифметический диктанты
(Слайд 16) Широко используется в практике полуписьменная форма проверки знаний, в форме математических диктантов.
Цель таких диктантов может быть различна.
Если речь идет о проверке таблиц сложения, вычитания, умножения или о проверке прочности навыков счета, то учитель "диктуя" задания (примеры) старается не злоупотреблять математическими терминами (названиями компонентов действий, выражениями "увеличить", "уменьшить" и т.д.)
Если же учитель ставит своей целью развитие математической речи учащихся, то задания подбираются с использованием различных терминов. В этом случае дети записывают либо соответствующее выражение, либо знак действия, которое должно быть выполнено в данном случае.
С помощью такого же диктанта может быть проверено и умение детей выбирать нужное действие при решении текстовых задач.
Например, при изучении темы "Проверка сложения" ("Математика – 2, ч.1, с. 72) нам необходимо напомнить детям термины, которыми они будут оперировать во время урока.
На доске вывешивается таблица
СЛАГАЕМОЕ + СЛАГАЕМОЕ = СУММА
УМЕНЬШАЕМОЕ – ВЫЧИТАЕМОЕ = РАЗНОСТЬ
Далее ученикам предлагается записать в столбик математические выражения:
"Первое слагаемое 20, второе слагаемое 14
Уменьшаемое 80, вычитаемое 36
80 уменьшить на 54
Сумма чисел 56 и 8.
Отступите на 4 клеточки вправо и запишите в столбик числа:
Первое число состоит из 6 десятков и 4 единиц
Второе число – сумма 30 и 4
Третье число получится, если 20 увеличить на 6
Первое слагаемое 40, второе слагаемое 4. Запишите сумму.
Соедините стрелочками примеры с ответами. Образец выполнения в тетради:
14 + 20 64
80 – 36 34
80 – 54 26
56 + 8 44

Во время работы "слабым" учащимся необходима опорная таблица, которая будет помогать вспомнить терминологию. Для сильных учащихся опора, возможно, не столь необходима. Поэтому, учитель акцентирует их внимание на таблице не при выполнении задания, а при проверке.
Математический диктант с выбором ответа «Да», «Нет», или знаками «-», «+», «*», «:».

Решение задач при организации устного счета
(слайд 17) Разноуровневые задания
Задания первого уровня сложности- это стандартные задания. Второй и третий уровни различаются степенью сложности, количеством выполняемых операций, заданий логического характера, но при этом все три уровня тесно связаны между собой. Работа ведется по алгоритму:
Знаешь, как решать, - решай.
Решил - приступай к выполнению задания следующего уровня.
Задачи шутки.
Диагностика

(слайд 18) 23 ноября 2015г. была проведена работа, в которую были включены примеры, изучаемые во 2 четверти. Ученики должны были считать устно, используя приемы поразрядного сложения и вычитания.
Результаты оказались такими:
В классе всего: 17 человек
Выполняли работу: 17 человек

2 человека (12%) не допустили ошибок
6 человек (35 %) допустили 1 – 2 ошибки
8 человек (47 %) допустили 3 – 4 ошибки
Не справились с работой 2 ученика (12 %)
Рассмотрим результаты на диаграмме.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Чтобы проверить, как ученики усвоили пройденный материал, в конце января проведена срезовая работа, аналогичную работе №1. Ученикам были предложены те же самые примеры.
Результаты работы оказались следующими:
В классе всего: 19 человек
Выполняли работу: 19 человек

7 человек (36 %) выполнили работу без ошибок либо допустили 1 исправление.
8 человек (42 %) допустили 1 – 2 ошибки.
4 человека (21 %) допустили 3 – 4 ошибки
Детей, не выполнивших заданий, не было. Следовательно, материал усвоен неплохо

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Мною была проведены работы по усвоению знаний таблицы умножения.
Работа №1
21 января 2016 г. была проведена работа, в которую были включены примеры на знание таблицы умножения.
Результаты оказались такими:
В классе всего: 19 человек
Выполняли работу: 19 человек
2 человека (10 %) выполнили работу без ошибок либо допустили 1 исправление.
7 человек (36 %) допустили 1 – 2 ошибки.
10 человек (52%) допустили более 2 ошибок

Работа №2
В классе всего: 19 человек
Выполняли работу: 19 человек
11 февраля 2016
4 человека ( 21%) выполнили работу без ошибок либо допустили 1 исправление.
8 человек (42 %) допустили 1 – 2 ошибки.
7 человек ( 36%) допустили более 2 ошибок

Работа №3
В классе всего: 19 человек
Выполняли работу: 19 человек
25 февраля 2016
5 человек (26%) выполнили работу без ошибок либо допустили 1 исправление.
10 человек (52 %) допустили 1 – 2 ошибки.
4 человека ( 21%) допустили более 2 ошибок

Рассмотрим результаты на диаграмме.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Из результатов диагностики контрольных работ, благодаря применению различных форм устной работы, мне удалось улучшить вычислительные умения учащихся. И если есть улучшение результатов, то есть и стимул двигаться дальше, применяя все новые разнообразные формы устной работы.
Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, ученики будут активно действовать с учебным материалом, стремиться совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала








13PAGE 15






59

76

79

65

28