Из опыта работы Дидактическая игра как средство повышения качества знаний»

Курская область Курский район
Д. Полевая
МБОУ «Полевской лицей»



Обобщение опыта работы

Дидактическая игра как средство повышения качества знаний


учителя начальных классов

Шестопаловой Татьяны Сергеевны






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








1. Наименование опыта:
«Дидактическая игра как средство повышения качества знаний»

2. Условие возникновения, становления опыта.
Известно, что нет ребенка, который бы шел в первый класс с намерением учиться плохо. Правда, некоторые дети испытывают опасения оказаться в ситуации неуспевающего, но и у них, по наблюдениям психологов, желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, когда эти ожидания не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжелым последствиям: от глубоко укоренившейся неуверенности в себе до отказа от всякой деятельности, требующей усилий. Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих ребенка.
В наш информационный век учитель должен найти такие формы, методы и приемы обучения, чтобы детям было интересно учиться. Ведь интересно же им смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять на улице.
Тема самообразования «Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению» была выбрана мною не случайно. Изучение игровых интересов и предпочтений младших школьников привело к выводу, что игра занимает реальное место в режиме их жизнедеятельности.
Основываясь на личном опыте, утверждаю: чтобы процесс овладения знаниями был доступным, увлекательным для учащихся, на уроке должна присутствовать игра. Только она может сделать трудоемкое – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.
Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов самоконтроля и самооценки.

3. Актуальность опыта
С приходом ребенка в школу и началом систематического обучения ведущая деятельность дошкольного периода (игра) начинает вытесняться новой ведущей деятельностью – учебной. Вместе с тем игра остается для детей весьма желательной, хотя и занимает уже меньше времени. Возникает противоречие между желанием играть и долей этой деятельности среди других. А ведь это противоречие можно постепенно преодолевать за счет использования игры в обучении.
Современные условия и тенденции совершенствования организации и содержания образовательного процесса обусловливают настоятельную потребность активного включения игровых программ в жизнедеятельность младших школьников для эффективного влияния на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование навыков учебной деятельности.
О пользе дидактических игр и заданий известно каждому педагогу. Для усвоения учебных дисциплин и требований программы важна самостоятельная деятельность ученика с раздаточным дидактическим материалом в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание нужной информации. Из сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства обучения и развития умений учащихся, одним из которых и являются занимательные дидактические игры, задания, упражнения, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и повышению заинтересованности детей дают возможность много раз упражнять ученика в повторении необходимого материала.

4. Ведущая педагогическая идея опыта – использование игровых методов в обучении для развития познавательных интересов учащихся.

5. Длительность работы над опытом: с 2010/2011 учебного года по 2013/2014 учебный год.

6. Диапазон опыта: единая система «урок – внеклассная работа».

7. Теоретическая база опыта.
Основу данного опыта составили идеи ведущих ученых: Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Виноградовой, передовой опыт педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

6. Технология опыта.
Может ли современный урок быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он не только давать знания, расширяющие кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения?
Арсенал приемов, обеспечивающих успешное достижение названных выше целей, достаточно обширен.
В практике начального образования при условии разумного использования мощного психолого-педагогического потенциала игры, она способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
Успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;
Сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития;
Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья и др.
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность человека. «В школьном возрасте, - говорил он, - игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде» [1; с.76].
Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
За разумное, дозированное использование игровых приемов, особенно в начальный период обучения ратовал, например, К.Д. Ушинский: « должно делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону» [13; с.172].
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги, загадки и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования и т.д. стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.
Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».[9; с.54]
Большие педагогические резервы заложены, например, в таких игровых ситуациях, когда ученик ставится в так называемую педагогическую позицию. Под ней понимается необходимость поделиться с кем-то имеющимися знаниями, умениями и навыками, проконтролировать или исправить действия кого-либо и т.д. Школьник, которому в соответствии с игровым сюжетом нужно «обучить» постоянно присутствующих на уроках литературных персонажей (Незнайку, Буратино, Петрушку и др.) или «помочь» учителю, совершающему преднамеренные ошибки, постепенно приучается испытывать удовлетворение от того, что делится своими знаниями с другими, осознает себя как социально значимую личность, приобретает потребность в постоянном расширении границ своих возможностей.
Специфическое влияние игровых приемов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчужденность в коллективе сверстников.
Игра дает возможность учителю тактично и незаметно для остальных помочь отстающему. Именно поэтому дети, испытывающие затруднения в обучении, охотно играют и постепенно усваивают весь программный материал.
В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему убеждению. Игра, наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей, репродуктивной деятельности, позволяет включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик-учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков.
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают: сюжетно-ролевые игры, игру-труд, дидактические, подвижные игры, игры-забавы и развлечения, комплексные игровые праздники.
Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты, называются сюжетно-ролевыми. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи.
Игры-драматизации представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей (все участники), а могут вносить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в классической театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Игра – труд. Детский труд и игра на определенном этапе представляют нерасторжимое единство. Игра-труд – это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием.
Разновидностью игры-труда являются сюжетные игры, в которых закрепляются знания об окружающем мире, дети осваивают самые общие действия и процессы труда. Труд становится необходимым этапом подготовки игры; изготовление костюмов, строительство «гаража», «города», сборка предметов из конструктора, работа на «фабрике игрушек» и т.п.
Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания. Они требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Особенность подвижных игр младших школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой (в том числе и народной) в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют
на предметные – в основном это дидактические игрушки и материалы;
на настольно-печатные и логические игры;
на словесные – игры-загадки, задачи, предположения, игры-путешествия и др.
Важная функция игры – организаторская. Игровая форма организации урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, шарад, наблюдение за действиями любимого героя мультфильма, придумывание сказок и др.) помогает детям легко включиться в познавательную деятельность. Игровые формы организации перемены и внеурочного времени («Веселые старты», «Школа мальчиков», длительная игра «Путешествие на остров фантазии», детские праздники и др.) дают возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивают детей на основе общих замыслов и интересов.
Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. На дидактическую игру отводят третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых ситуациях.
Дидактические игры демонстрируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или и то и другое.
Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая игра скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, как правило, действия и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
При отборе игры или ее составлении необходимо обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов:
дидактическую цель (задачу);
игровое правило;
игровое действие.
Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:
Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения; определить индивидуальный уровень наблюдательности школьников.
Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.
Игра «Кто это?»: развивать умение составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.
Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами «если, то» и отличают данную игру от другой, а игру от дидактического упражнения. Например:
Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли с предметами, то получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.
Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назначается штрафной фант – ты должен выполнить какое-нибудь желание детей (проскакать на одной ноге, угадать загадку, спеть песенку и пр.)
Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то сможешь сам стать ведущим и составлять характеристику товарища.
Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует действие, и ограничение во времени. К игровым действиям относятся различные передвижения, элементы соревнования. Например:
Игра «Что изменилось?»: на столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами.
Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый, овальный и пр.). Играющий берет предмет в руку и, не вынимая из мешка, определяет его свойства.
Игра «Кто это?»: не называя имени школьника, нужно составить его словесный портрет. На отгадывание дается одна минута.
Дидактические игры по числу участников в них делятся на коллективные, групповые и индивидуальные.
Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактические игры помогают развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Художественно-оформленные игрушки, рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм выполняют задачу эстетического воспитания.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей 6-летнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Один из важнейших компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация – у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая обретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному развитию психики детей, ихпознавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализированного) действия с предметами, или их моделями, рисунками, схемами. При этом образе предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме).
Таким образом, материальная (или материализированная) форма действия является исходной, внешнеречевая – предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы представления или понятия.
Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Деятельность детей должна быть разнообразной и не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями обучения, сформулированными педагогами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности – репродуктивной или творческой».
Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения учеников. Для того чтобы игра стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не дает никакого развивающего эффекта.
Единственная игра, даже самая лучшая, не может обеспечить успеха в решении стоящих перед педагогом задач, в связи с чем наиболее оптимальной стратегией его деятельности является разработка и реализация в работе с детьми целостных игровых программ – т.е. систематизированных наборов игр, направленных на достижение общих задач и предлагаемых детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового психолого-педагогического воздействия.
Под руководством Н.Ф. Виноградовой была разработана система постепенно усложняющихся дидактических игр, в которых последовательно закрепляются знания и умения, получаемые детьми. Педагогически эти игры ценны тем, что позволяют развивать индивидуальные особенности детей.
Организация учебного процесса в начальных классах отличается многоплановостью, многообразием используемых приемов, методов, форм. Все зависит и от предмета, который преподаешь.
В работе с детьми шестилетнего возраста игровой материал помогает сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. Так, в игре «Минутка» дети учились быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. (Приложение 1.)
Учитывая особенности речи своих детей, в период обучения грамоте в 1 классе учебной задачей проведения дидактических игр ставлю формирование фонетического слуха в различных его проявлениях. Чаще всего дети нечетко произносят шипящие, свистящие и сонорные звуки. Для дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж] и т.д. хорошо применять на уроках потешки, пословицы, стихи, чистоговорки, скороговорки, всевозможные игры: «Живые звуки», «Кто быстрее, кто больше?», «Сложи словечко», «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?», «Кто быстрее поднимется по лесенке?» и др. (Приложение 1.)
Параллельно развиваю зрительную память в играх «Успей запомнить за одну минуту». Игры «Попугайчики», «Эхо» развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции. (Приложение 2.)
Широко применяю дидактические игры на уроках математики. Так, например, при изучении в 1 классе темы «Сложение и вычитание в пределах 10» использую такие игры: «Заселяем дома», «Круговые примеры», «Составь
картинку», «Собери грибы в корзинку», «Угадай число», «Составим поезд», «Молчанка», «Что изменилось?» и т.д. (Приложение 3.)
Включение тренинговых упражнений в игровой форме в процесс обучения языку особенно важно для преподавания трудно воспринимающихся детьми некоторых тем. Для стимулирования познавательных функций включаю в уроки русского языка, следующие дидактические игры: «Кто больше придумает?», «Угадай!», «Соединяемся и меняемся», «На что похоже?», «У кого смешнее?», «Мячик-согласователь», «Общее сочинение», «Хитрый фотоаппарат» и т.д. (Приложение 4.)
Активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках окружающего мира помогают кроссворды, составляемые детьми. (Приложение 5.) Игры «Овощи-фрукты», «Какое время года», «Кто это?», «Кто летает (прыгает, бегает, плавает, ползает)?» и др. способствуют закреплению материала, развитию внимания. (Приложение 6.)
Добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами можно, проводя нестандартные уроки.
Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же, напротив, обобщая ее.
В подготовке нестандартных уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, т.к. значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Это обстоятельство позволяет дать посильное задание каждому ученику в соответствии с его возможностями, склонностями, интересами.
В процессе проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы, появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.
В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Для начальной школы наиболее доступными и популярными являются: уроки-исследования, ролевые игры, уроки-путешествия, уроки-праздники, уроки-сказки, уроки-фантазии, уроки в форме соревнований и игр, урок-отчет, уроки на местности (вне класса). (Приложение 7.)
Все более распространены в начальной школе, используются на уроках, во внеурочной и внешкольной работе с учащимися игровые формы, или игровое оформление любого вида деятельности – учебной, трудовой, художественной и т.д. Игровая «оболочка» урока обычно создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования деятельности школьников. При этом дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, их учебная деятельность подчиняется общим игровым правилам, введение элементов состязательности и соревнования способствует более успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, а учебный материал используется в качестве игрового средства. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания (заданий). Вот почему такие разные, на первый взгляд, игры-путешествия – в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну Правописания» или «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Автогонки» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия (цикл) уроков в значительной степени повышают интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
Воспитательная работа, в основу которой положена дидактическая игра, приносит больше пользы, нежели беседы-нравоучения.
При организации внеурочной работы использую формат игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие аналоги телевизионных игровых программ, «Конкурсы смекалистых», «Турниры знатоков». (Приложение 8.)
Педагогический эффект этих игровых форм заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, сплочении участников игры, выявлении их личностных характеристик, создании простора для фантазии и импровизации. И, наконец, в возможности получения детьми удовольствия от расширения своего круга, демонстрации своих знаний и умений, обогащения знаниями и умениями других и востребованности тех положительных качеств, которые в обыденной речи не находят применения.
Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозированно использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы ее влияния на развитие младшего школьника. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой необходима для адаптации к изменяющимся ситуациям и условиям жизнедеятельности детей, эффективного стимулирования всех сторон их развития (иногда его коррекции), гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.
Конечно, игра, как и любое другое средство обучения, не является универсальным, решающим все проблемы учебного процесса. Использование дидактических игр на уроках имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому очень важно, включая в урок игру, соблюсти меру, тщательно взвесить и проанализировать положительный эффект от игры и те негативные моменты, которые могут возникнуть.
Однако следует помнить, что игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности, умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений. Она способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности. В игре незаметно для себя учащиеся вырабатывают навыки и умения, необходимые для данного предмета, а также и такие, которые пригодятся им в жизни: терпение, взаимоуважение, взаимопомощь.

7. Результативность опыта.
Основываясь на результатах своего опыта работы по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний можно с уверенностью утверждать, что применение указанных методик в процессе обучения, и в частности – на этапе повторения знаний, не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний учащимися, повышения количества и качества подготовленности младших школьников, актуализации интереса к дидактическому процессу.
Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Итак, подводя итоги своей работы, я могу утверждать, что:

· Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.

· На данный момент существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения.

· Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе

· Дидактические игры имеют огромное значение при обучении младших школьников.

· Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов, и моим собственным педагогическим опытом.
Дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса младших школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения.
Положительно дидактические игры влияют на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно, игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.
В процессе игры воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи. Игры положительно влияет на формирование и сплочение коллектива.
Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала.
Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива младших школьников, через работу в группах и взаимную поддержку. На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.
Если использовать игры на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено для дальнейшего обучения, будут проявлять больший интерес к данному предмету, будут иметь более глубокие знания в этой области.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к любому предмету и сделать его более «живым» и увлекательным.

8. Доступность опыта

В заключение хочется выразить надежду, что мой опыт будет интересен учителям начальной школы, даст им толчок для собственного творчества и новых экспериментов.




Приложение 1
Учебные игры в период обучения грамоте

Игра «Минутка»

В начале урока: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Пока стрелка на часах-циферблатах пройдет круг (10-15 с), дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.
В конце урока: Скоро прозвенит звонок.
Собери в портфель, дружок,
Аккуратно, по порядку,
Книги, ручку и тетрадки.

Игра «Живые звуки»

Эта игра проходит после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Например, на уроке анализировалось слово «речка». На доске после проведения звукового анализа выложена модель этого слова: зеленая, красная, зеленая, синяя и красная фишки.
Детей на игру «Живые звуки» можно пригласить разными способами:
Вариант 1 – играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова – какой первый звук в слове? Третий? Четвертый? Второй? Пятый?
Вариант 2 – учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.
Итак, у доски дети выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках. Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдет ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй мягкий согласный звук, первый мягкий согласный звук, твердый согласный звук».
Дети должны быстро подойти и вновь выстроиться в слово. После «прочтения» слова с указкой учитель возвращается к доске и продолжает: «Подойдет ко мне второй звук в слове, первый звук, пятый, четвертый, третий». Вновь прочитывается слово, и учитель предлагает: «Второй согласный звук слова, поставь на место свою фишку и садись; первый согласный звук второй гласный звук третий согласный звук»
Постепенно часть заданий в этой игре учитель передает классу. Например, вызывать детей по звукам или сажать их на место можно предложить ученикам. Дети увлеченно придумывают все более сложные
задания: «Пусть звук «к» сядет на место, но сначала назовет слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовет в классе три предмета, которые начинаются с него или с его твердой пары» и т.д.

Чистоговорки, скороговорки, считалки, стихи

На сосне сидит сова,
Под сосной стоит лиса.
На сосне сова осталась,
Под сосной лисы не стало.
Вот со звуком С считалка:
САНИ, СОК, СОВА, СКАКАЛКА.
Выходи на слово СТУК,
Назови в нем первый звук!
Слушай и запоминай,
Звонко, чисто называй
Все слова со слогом ЗА:
БИРЮЗА, ЗАВОД, КОЗА.
Слушай и запоминай
Звонко, чисто называй
Все слова со слогом ЗЫ:
ПУЗЫРИ, ВОЗЫ, ТАЗЫ.
Слушай и закрой глаза.
Вот слова со слогом ЗА:
СТРЕКОЗА, ЗАБОР, ГРОЗА.
Повтори, открыв глаза!
Вот со звуком С слова:
САХАР, САД, САЛЮТ, СОВА.
Не подходит слово «звон»! –
Выходи из круга вон!
У Любашки – шляпка,
У Полюшки – плюшка,
У Ильюшки – шлюпка,
У Павлушки – клюшка.
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и уши.




Приложение 2
Игры, способствующие развитию памяти и фонетического слуха

Игра «Успей запомнить за одну минуту»

Эта игра развивает зрительную память.
Сколько слияний ты запомнил с гласной о? (На доске 10 слияний.)
Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки? (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, спасибо, пожалуйста, будьте добры, простите.)
Кто больше всех запомнит слов-описаний друга-котенка? (Шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается, прыгает.)

Игра «Попугайчики»

Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй:
«Соне в оконце светит солнце».

Игра «Эхо»

Посмотрите, как играем
Мы в лесное эхо.
Все мы звуки повторяем,
Чисто, без помехи:
«Фа-ва, фа-ва – на дворе растет трава,
Фу-ву, фу-ву – Федя рвет козе траву.
Фы-вы, фы-вы – много он сорвал травы».


Приложение 3
Математические игры

Игра «Составим поезд»

Поезд составляется из паровоза (рисунок на карточке), вагонов – карточек, на каждой их которых записан пример; ответ решенного примера указывает номер этого вагона.
Учитель может предложить двум командам детей, состоящим из 5 человек, два набора вагонов – карточек с примерами на сложение и вычитание в пределах 5.
1 набор: 4 – 3, 1 + 1, 5 – 2, 1 + 3, 1 + 4
2 набор: 5 – 4, 5 – 3, 2 + 1, 2 + 2, 2 + 3
Выигрывает команда, которая быстрее и правильно составит поезд.

Игра «Заселяем дома»

На каждом «этаже» должно быть, например, 7 жильцов. Указано, сколько из них уже въехало. Дети, выставляя карточку с цифрой, говорят, сколько жильцов еще должно въехать.
Удобно домик для этой игры сделать с прозрачными карманами, что позволит его использовать более универсально, т.е. рассмотреть состав разных чисел.

Игра «Что изменилось?»

Учитель выставляет на одной из полочек, например, 7 игрушечных машинок и говорит: «На одной стоянке стояло 7 машин, на другой стоянке машин нет». Дети закрывают глаза. В это время учитель переставляет одну из машинок на другую полочку и спрашивает:
Что изменилось? (Одна из машин «переехала» на другую стоянку.)
Сколько машин осталось на первой стоянке? (6.)
Сколько машин стало на второй стоянке? (1.)
Далее игра проходит аналогично: дети снова закрывают глаза, а в это время еще одна машина «переезжает» на вторую стоянку. И т.п.

“Кто быстрей сосчитает?”
Игра развивает зоркость, внимание.
Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.
Примерный вид плаката:
90 75 71 63 66
67 82 86 68 76
87 61 73 89 81
74 88 65 77 84
80 69 78 62 70
64 83 72 79 85

Также на этапе закрепления можно предложить следующие игры:
“Загадка”
Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.
Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.
5 ед. 6 ед. 8 ед.
3 дес. К Д Ч 76, 98, 75, 38, 95, 35
7 дес. Т Л М
9 дес. И Ю Ё Ответ: лётчик.


“Гном”
Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.
Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.
4 5 7
80 В Ё П 84, 87, 27, 55, 85, 54
50 Д Р М
20 О О Е Ответ: вперёд.

“По порядку номеров”
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.
Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.


“Сбежавшие числа”
Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.
Материал игры: таблички с числами.
1 3 6 9
11 13 16 19
2 6 10 14

Содержание игры:
Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома.” Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.
При закреплении темы “Двузначные числа” была проведение игра “Рыболовы”:
Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.
Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

При изучении и закреплении темы “Числа от 21 до 100” была использована игра “Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”.
Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.
Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.
Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.
Пример таблицы:
14 8 12 4 65 59 63 55
10 23 1 15 61 74 52 66
3 17 21 7 54 68 72 58
19 6 9 11 70 57 60 62
24 2 16 22 75 53 67 73
13 20 5 18 64 71 56 69
С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей.


Приложение 4
Игры на уроках русского языка

Игра «Кто больше придумает?»

Игроки делятся на группы по рядам. Каждой группе педагог предлагает выбрать какой-либо согласный или гласный звук. Затем ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с заданного звука. Выигрывает группа, назвавшая большее количество слов.

Игра «Мячик-согласователь»

Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Собака, гулять». Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слов, и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз – в зависимости от ситуации состояния детей.

Упражнение «Соединяемся и меняемся»

К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:
КТО
ПРИШЕЛ
ЗДРАВСТВУЙ
ДЕДУШКА
КАТЯ
ЛЮБИТ
ЦВЕТЫ
!
?
!
.
Взявшись за руки, они составляют три группы – предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь «слова» и «знаки», и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложение и возможность перестановок (если переставить слова нельзя, то почему).
Варианты: Дедушка пришел? Дедушка пришел! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто дедушка? Кто Катя?

Игра «Сбежавший медведь»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры:
“Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы:
“Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...”

Игра «Бал»

Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.

Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.

Содержание игры:
В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его склонение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

Материалы:
На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.

В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.

Игра «Найди окончание»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

Содержание игры:
“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.

Материалы:
Карточки

· Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.

· Капля по капл... и камень долбит.

· Без букваря и грамматик... не учатся и математик...

·

Игра «Собери урожай»

Дидактическая задача: Повторить склонения существительных.

Игровая задача: Собрать яблоки.

Содержание игры:
На картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений).
Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.

Материалы: Любой доступный по сложности текст.

Игра «Командная игра-цепочка»

Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.

Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.

Содержание игры и Материалы:

· Слушаю музыку, маму...

· Пишу диктант, письмо,...

· Строят башню, дом,... и т.д.

Игра «Хитрый вопрос»

Как правильно сказать:


· У рыб нет зуб.

· У рыбов нет зубов.

· У рыбей нет зубов.
правильный ответ: “У рыб есть зубы".




Приложение 5
Творчество детей

Кроссворды

Словарная работа


О

О

О


А




А


(молоко) (капуста)


О

О



О

О




(мороз) (корова)


Птицы

1.





2.





3.






4.







5.








6.





7.





8.






Какая птица выше всех летает? (Орел.)
Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)
Любимое лакомство аиста, цапли? (Лягушка.)
Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)
Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин.)

Приложение 6
Игры на уроках окружающего мира

Игра «Какое время года?»

Педагог загадывает загадку, а дети отгадывают, о каком времени года в ней говорится, и показывают его изображение.

Игра «Кто это?»

1 вариант. Игроки поочередно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.
2 вариант. Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая:
Ровным шагом и подскоком
Мы идем в руке рука.
Вы скажите – мы покажем.
Сделайте вот так!
После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идет (зайчик прыгает и т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.
В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.

Игра «Кто летает (прыгает, бегает, плавает, ползает)?»

Перед началом игры педагог показывает изображение животного, а дети обсуждают, где оно живет, как передвигается. Далее выбираются пять капитанов, каждый из которых получает треугольники разных цветов; остальные дети получают картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых. По сигналу педагога дети, на чьих картинках изображены животные, которые летают, становятся возле капитана с голубым треугольником, изображением плавающих животных – с синим треугольником, с изображением бегающих животных – с зеленым, прыгающих – с красным, ползающих – с желтым.
Выигрывает та команда, которая быстро и правильно нашла своего капитана.






Приложение 7
Порядок работы по некоторым видам нестандартных уроков:

Уроки в форме соревнований и игр
Детям заранее (за 1-2 недели) сообщается о том, в какой форме будет проведен урок по данной теме (КВН, викторина)
Дети делятся на команды (3-4 команды).
Учащиеся каждой команды выбирают капитана, название команды, приветствие. Желательно, чтобы название команды было связано с темой урока.
Учитель подбирает материал, соответствующий теме урока.
Учитель должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме.
Необходимо заранее выбрать жюри, приготовить награды.
На такие уроки можно приглашать родителей.

Уроки – путешествия
Учитель тщательно продумывает маршрут путешествия.
2. Учитель готовит нужный раздаточный материал.
3. Учитель акцентирует внимание детей на особо важных этапах путешествия.
4. Ход путешествия фиксируется в тетрадях (контурных картах).
5. Желательно, чтобы каждый ученик работал не только на своем рабочем месте, но и был у доски в роли ведущего.

Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала
Учитель готовит необходимый дидактический материал.
Дети готовят к уроку сообщения.
На таком уроке должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся.
Дети могут подготовить стихи, загадки, песенки по теме урока.
Если необходимо, учитель подбирает музыкальное сопровождение.

Урок – сказка
Учитель тщательно продумывает сюжет урока.
Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
Задания должны усложняться по ходу урока.
Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.

Примеры дидактических игр на уроках русского языка
в начальной школе

Игра «Не подведи свой ряд».
1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й -мужского. 3-й -среднего.
Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
Игра «Путаница»
Расшифруйте слова
ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)

ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ
(вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)

ГРЙ ДРГ
ДКБЬ ГТВ
ГРЯИ ДО СИАИЯ
(герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)

АБИКО, АВОГРА, АКАРЕЛ, АКАРИУ .
(Абрикос, автограф, акварель, аквариум.)

КОНБАЛ, НАБАН, РЕЬРАБ, АТОБН ( балкон, банан, барьер, батон)
КАРКАМОР, ЛЕЯКО, ЗЫРЕККО, МЫШКА (каморка, колея, козырек, камыш)

ОКГЕЛ ОННЕЛДЕМ НИКАЗЕМЛЯ
АНЦИЛЕСТ СЯМЕЦ АНИТРАК
ГАЗМАИН РАВЗДСТВУЙТЕ ИНЕРЖЕН
КАРФЕЛЬТО ЯЛЮРТСАК РАКВАРТИ
(легко, лестница, магазин, картофель, медленно, месяц, здравствуйте, кастрюля, земляника, картина, инженер, квартира)

ДБОЕ, ГУРОЕЦ, АОСИН, ЦЕТО (обед, огурец, осина, отец)
ТАМЕЛЛ, ОРТЕМ, КОМОВЬР, АЗАНД, ЛЕНАВО, ОВАРПАН (металл, метро, морковь, назад, налево, направо)
ТОИГ, РИЗКАП, ЗЕНОЙАМ, ВМОТИ, БОЗНО
(итог, каприз, майонез, мотив, озноб.)

РКТ РСЕИ
РСКЗ РШТ
РСТЯИ РС.НК.
(Ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок)
(Какое слово здесь лишнее? (Решать» - это глагол, остальное –сущ.)

Игра «Буквы потерялись»
- Какие буквы пропущены?
ЕЛО
ННА
ОРЬ
ИСТ
ИГА (Сахар)
Работа по группам. «Найдите пару».

Лед вод
Мясо провод
Поле ферма
Птица ход
Гром рубка
Дом комбинат
Везде провод
Сено хозяйка
Мясо ход
Тепло косилка.

Игра «Отвечай и проверяй».

- Свекла где растет? (на грядке)
- Буквы пишут где? (В тетрадке)
- Что мы утром чистим? (Зубки)
- Одеваем в холод?(шубки)
-Любим мы играть (в снежки)
- Есть на праздник (пирожки)
(Что общего в словах? Есть суффикс –к-)


Расшифруйте слова

СОКПЕ ПОДОРМИ АЦИНЕШП ОБЕДПА ПРЕСНЫЙКРА (песок,помидор, пшеница, победа, прекрасный)
- Какое слово здесь лишнее? (Прекрасный. Это прилагательное.)

Восстановите слова (театр, север, теперь, тарелка, тепловоз)

ТАТР, АРЛКА,
ЕВЕР, ТПЛВЗ
ТПРЬ, (Какое слово лишнее? Теперь. Остальные – существительные)


ПМЩЬ, ПЧТЛЬН, ПРЗДНК (помощь, почтальон, праздник.)
КВШ, КЛДЦ, КТЛТ, КПТН, ПДЖ ( ковш,колодец,котлета, капитан,падеж)
ЖВТН, ЖНГР ЗБТ (животное, жонглер, забота)

Составить слова

И, НИК, ПОД, СНЕЖ – (подснежник)
А, К, ПО, САД – (посадка)
А, УШК, КОРМ – (кормушка)





Урок-соревнование по русскому языку (3 класс).
Тема: "Закрепление знаний о трех типах склонения".

Цели урока:

Учебные:
совершенствование знаний о склонении существительных 1, 2, 3 склонений; распознавание падежей 1, 2, 3 склонений.
Развивающие:
Развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные:
воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, природе.

Ход урока
Организационный момент урока.
Объявление темы урока.

Сегодня мы завершаем изучение темы "Склонение существительных 1, 2, 3 склонений". На уроке вы покажите свои знания, умение работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не личный результат, а результат всей группы.

Работает 5 групп. У каждой - набор цветных кружков.

Красные указывают "отлично, верный ответ",
желтые - "хорошо",
синие - "нужно подтянуться".

Повторение теоретического материала.


Фронтальный опрос.

" Что такое склонение? Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Приведите примеры двух существительных.

Проводится оценка работы группы кружком.
Устный диктант с использованием сигнальных карточек (1, 2, 3).

Учитель читает существительные, употребленные в разных падежах. Дети указывают склонение.

На кормушке, у снегиря, с крольчихой, за березу, под червяком, у беглеца, на цепи, на цепочке, на поле, перед окном.


Первый ученик (карточка).
Определи падежи существительных.

Пробудился от сна, растет под осиной, бежать за помощью, ходит по полю, плывет по морю.

Второй ученик (у доски).
Продолжи начатые ряды, определи падеж.

К роще, к росинке, , , ,

Для мальчика, для кролика, , , ,

На сирень, на дочь, , , ,

Третий ученик (у доски).
Соедини глагол с существительным при помощи предлога и определи падеж существительного.
Говорить сестра
Растет парник
Стоять дверь

Четвертый ученик (у доски).
В предложении укажи падежи существительных.

Капли росы блестят на траве.
Разгадывание загадок (остальная часть класса).
Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (Олень)
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. (Одуванчик)
Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окно)
Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Задание:
Составьте словосочетания с одним из существительных, употребив его в родительном, дательном, предложном падежах.

Каждая группа работает с определенным словом.
А теперь проверим работу у доски и оценим ее.

Распределительный диктант.
Запишите в столбик падежи. Я диктую словосочетания, вы записываете существительные против каждого падежа.

Находится в портфеле, подошел к печи, сидели на березе, приехал из деревни, ведет в лес, сидел перед болотом, вкусный апельсин.

Проверка и оценка работы каждой группы.
Каждая группа получает текст.
Придумайте заголовок к тексту. Укажите падежи выделенных существительных.

Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осел сугроб. Быстро бежит ручей.
Мы с братом ходили гулять в рощу. Под елкой во мху спрятался белый гриб. Я набрал полную корзину .
В лесу шумно. Весь день поют птицы. Весело гудит шмель. Порхает с цветка на цветок бабочка.
Нахмурилось небо. Ударили первые капли дождя. Хлынул сильный дождь. Я спрятался под елкой.
В деревне есть корова по кличке Зорька. Она дает три ведра молока.

Подведение итогов. Д/З. Выставление оценок.






Тема: “Числа от 21 до 100 (закрепление)”.
Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.
Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.
Содержание урока:
1. Оргмомент

 

2. Устный счёт
- Начнём урок с устного счёта. Первая наша игра “Найди лишнее число”.
- Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел - одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили.
5, 10, 15, 16, 20        (16 - лишнее)
8, 11, 13, 15, 17        (8)
10, 17, 16, 15, 14      (10)
12, 15, 18, 21, 43      (43)
- Для следующего задания нам понадобятся ваши карточки с числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос.
- увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3;
- найти сумму чисел 3 и 8;
- найти разность чисел 8 и 3;
- на сколько 8 меньше, чем 14;
- на сколько 14 больше, чем 10.
- Сравни числа:   41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.
 

3. Игра
- Сейчас мы поиграем в интересную игру “Хлопки”. Мне понадобятся два помощника – один будет хлопать за десятки, а второй – за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно.
- А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке.
- Молодцы, никто не сбился.
 

4. Постановка      цели урока
- Сегодня мы продолжим изучать тему “Числа от 21 до 100”.
 Посмотрите на наборное полотно.
- Сколько выставлено квадратов?(23) Сколько десятков и единиц в этом числе?
- Сколько выставлено кругов?(32) Сколько десятков и единиц в этом числе?
- Давайте, сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили?
- Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес. 8 ед., 9 дес. 9 ед., 5 ед. 3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес. 8 ед.
- Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18.
- Посмотрите внимательно на числа и скажите, какое из них лишнее? (5) Почему?
- Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе?
- Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц.
 

5.Разбор задачи
-  Чтение задачи с доски.
Ребята заготовили для птиц 6кг рябины и 4кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось?
- О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия?
- Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала?
- Как нам узнать, сколько заготовили семян?
- Что надо для этого знать?
- Во сколько действий будет задача?
- Что мы найдём первым действием? вторым?
- Записываем решение и ответ.
 

6. Игра
- А сейчас вы проверите друг друга, насколько хорошо вы умеете считать до 100 и поиграем в игру “Кто быстрей сосчитает?”
- Посмотрите на доску. Там висит таблица, где записаны числа в неправильном порядке. Ваша задача – назвать все числа по порядку, так, как они следуют по порядку счёта от 61 до 90 и показать их на таблице.
 



90
75
71
63
66




67
82
86
68
78




87
61
73
89
81




74
88
65
77
84




80
69
78
62
70




64
83
72
79
85



Через таблицу могут проходить и два игрока: Один называет числа от 61 до 74, другой – от 75 до 90.
- А сейчас нужно назвать числа в обратном порядке от 90 до 61 и тоже показать их на таблице.
Работа проходит в таком же порядке. Можно разделить отвечающих на 3 группы: 90-80, 79-69, 68-61).
 

7. Подведение итогов урока
- Молодцы, все справились с таким трудным заданием.
- Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? В какие игры мы играли? Что помогло повторить нам игры?
- Урок окончен.





Фрагмент урока русского языка № 1.
Тема: повторение состава слова.
Цель: создать условия для повторения состава слова и способов словообразования.
Задачи: отрабатывать умение определять способ образования слов; образовывать слова по заданной модели;
- развивать мышление, память внимание через выполнение различных упражнений и заданий;
- воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске, воспитывать интерес к уроку через дидактическую игру.
Этап урока – повторение изученного.
Дидактическая игра «Убери лишний вагон».
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.
Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1.
забег, заплыв, закон, запуск.
Слово, на каком вагоне здесь лишнее?
Лишнее слово закон, на третьем вагоне?
Почему?
Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.
Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.
Поезд № 2.
чайник, кофейник, молочник, веник.
Какое слово лишнее.
Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.
Запишите слова с суффиксами.
Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.
Поезд № 3.
посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Какой вагон, здесь лишний.
Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.
Запишите слова с приставками.
Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.