Выступление на педагогическом чтении УВК с. Краснохолм по теме: «Я – Гражданин России»


Выступление на педагогическом чтении
УВК с. Краснохолм по теме:
«Я – Гражданин России»
(выступающий: Салтаева Е.Ю. методист УВК с. КраснохолмI квалификационной категории 10.04.2015 г.)«Вера в будущее – вот духовная идеология нашего коллектива, а его жизненное кредо – интересное плюс полезное для детей и подростков, которые пришли к нам и поверили в то, что мы поможем им найти себя и занять свое достойное место в жизни, стать настоящими гражданами своего Отечества, его защитой и опорой».
С.Б. Попцов
«Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков на современном этапе является одним из приоритетных направлений в образовании. И от всех нас зависит, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и патриота».
Ю.С. МочалкинЗа последнее время, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-политической, культурной и других сферах общественной жизни, произошел резкий спад в деятельности по воспитанию подрастающего поколения, от которого во многом зависит будущее России. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России – гражданско-патриотическое воспитание.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. В списке приоритетных направлений образования одним из главных стало усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на всех детей вне зависимости от мировоззрений и различий их семей. Фактически это обязательный, инвариантный компонент воспитания детей в образовательном учреждении (детский сад, школа, учреждение дополнительного образования, культуры и т. д.). Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям в общественном развитии, которые вызвали не только расслоение общества и снижение жизненного уровня населения в целом, но и ценностную переориентацию в молодежной среде.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одно из ключевых направлений этой деятельности – создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Воспитание гражданина в переходный период наиболее актуально, ибо цели и задачи воспитания изменяются по мере обновления и развития общества. Талантливый учёный-педагог А.С. Макаренко говорил: «Нет ничего вечного и абсолютного в наших задачах. Требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько изменённые требования, причем изменения эти будут вноситься постепенно по мере роста и совершенствования всей общественной жизни», «…Мы должны воспитывать полноценного гражданина, достойного этой эпохи».
И далее, конкретизируя эту общую цель, он выделял прежде всего, такие качества целостной личности, как: гражданственность, коллективизм, общественная и трудовая активность, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность.
Он считал, что формирование тех сторон целостной личности будущего гражданина, которые составляют «Заказ общества», «…должно всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности, и составлять основной фон педагогической работы».
В Национальной доктрине образования Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
Обогащение понятия «гражданин» новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.
Будем рассматривать гражданственность как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально ролевые функции: осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов своего отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовые, межнациональные и межличностные отношения. Разумеется, реалии воспитательного пространства в его многомерном проявлении обновляющейся парадигмы, хотя и создают позитивный фон и ценностно-ориентационную направленность субъектов социума на становление в общенациональном масштабе феномена гражданственности, но это лишь одна из составляющих глобального общественного процесса.
Кроме того, в характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятию агрессии, жестокости, насилия над личностью.Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения граждан России с государством и обществом. Они получили большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способного к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.
Воспитание патриотизма у российских граждан является важнейшим направлением деятельности общества и государства.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношениях к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен. Он направлен на реальные объекты.
Деятельная сторона патриотизма является определяющей. Именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте.
Само понятие патриотизм связано с множеством идей: национальной, исторической, культурной, географической и т. д. Особо эта связь проявляется в России, общем доме для множества народов и языков, культур и верований. Поэтому российскому патриотизму присущи свои особенности, среди которых наиболее существенными являются гуманистическая направленность патриотической идеи, соборность и законопослушание, общинность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, любовь к родной природе.
Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.
Воспитание патриота начинается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, близким и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень – воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям, обычаям, обрядам и истории.
Третья ступень формирования патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям, обрядам и обычаям.
Академик Д.С. Лихачев писал: «…любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, своей стране и ее народу, … становится сознательной и крепкой. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения,
правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и корпоративные объединения.
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:
•гражданственность, общенациональность, веротерпимость,
•научность, гуманизм, демократизм;
•приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
•системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
•многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
•адаптивность, постоянное совершенствование;
•его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
•тесная и непрерывная связь с другими видами обучения и воспитания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Историческое – познание истории государства Российского, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, принадлежности к историческому наследию российского народа и ответственности за сохранение и приумножение его достояния, в том числе и путем выполнения конституционного и воинского долга.
2. Духовно-нравственное – развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма.
3. Патриотическое – воспитание духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
4. Профессиально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
5. Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в условиях сложной обстановки, способность преодолевать тяготы и лишения всех видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.
6. Воспитание на традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в обществе в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев.
7. Политико-правовое – воспитание детей и подростков в духе уважения Конституции Российской Федерации, законности, норм общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей гражданского, профессионального и воинского долга; привитие подрастающему поколению чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.Все направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами гражданско-патриотического воспитания.
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
1. Организационно-методическое обеспечение:
разработка методической продукции по гражданскому и патриотическому воспитанию (программ, методических рекомендаций, диагностических материалов);
консультации;
организация и проведение среди обучающихся конкурсов;
организация и проведение семинаров для педагогов и обучающихся;
участие воспитанников в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах, слетах и соревнованиях гражданско-патриотической направленности.
2. Психолого-педагогическое обеспечение:
Методическое объединение для педагогов: «Влияние мотивационной сферы на формирование личности подростка»; «Роль социальной адаптации в подростковом возрасте»;
Родительское собрание: «Формирование мотивации для достижения успеха воспитанников»; «Ориентация на полноценное развитие личности в условиях дружного коллектива»;
Беседа с воспитанниками: «Становление мировоззрения личности подростка. Роль формирования ценностных ориентаций»; «Профессиональное самоопределение и перспектива будущего».
3. Мероприятия предметно-практической деятельности:день знаний, день села, дни воинской славы, выставки, день пожилого человека, день матери России, день открытых дверей, отчетные класс-концерты для родителей воспитанников, проведение уроков мужества с участием ветеранов войны и военной службы и т.д.
4. Экскурссии в музеи.
5. Работа с родителями:
родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
индивидуальные и тематические консультации;
дни творчества детей и родителей;
проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии, спектакли, именины детей, родителей, составление своего генеалогического древа, родословной, классные часы), на которых происходит знакомство с традициями, обычаями и увлечениями семей; практические занятия для небольших групп родителей по культуре поведения детей, по организации семейных праздников;
привлечение родителей к проведению экскурсий и походов, к организации поездок в театр и кино, посещение музеев, проведение совместных праздников способствуют установлению благоприятного микроклимата в отношениях между педагогом, воспитанниками и родителями и создают благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания детей и подростков;
выставки детских работ;
вечера-знакомства с семьей.
Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. Воспитание гражданина – патриота страны – одно из главных условий национального возрождения.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому и патриотическому воспитанию детей.
Осуществляя целевые социокультурные и социально-педагогические эксперименты, направление на изучение процессов гражданского и патриотического воспитания, как в личностно-ориентированном, так и общесоциальном контекстах, мы приближаемся к познанию сущности инновационных изменений, раскрываем внутренние взаимосвязи и характер взаимодействия основных механизмов, специфику социальных технологий, способствующих их оптимальному развитию на федеральном и региональном уровнях.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного и эстетического, но и трудового, умственного и физического воспитания.
Формирование патриотических качеств личности ребенка проходит эффективнее, если педагоги устанавливают тесную связь с семьей.
Педагог в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников образовательного учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Чтобы воспитать любовь к родному краю, необходимо дать детям определенные знания о людях, населяющих его, природных богатствах, обычаях и традициях, культуре своего народа.
Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей детей: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания патриотических чувств.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Народные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Важно, чтобы у детей формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Организация выставок-конкурсов способствует более широкому освоению культурных традиций Оренбургского края (во всем богатстве национальных особенностей населяющих его народов) и установлению взаимосвязи дополнительного образования семейным этнокультурным воспитанием и домашними видами художественно-творческой деятельности.
Спасибо за внимание!
Список литературыАмонашвили Ш.А. Бесконечные пути совершенства.- Педагогический вестник, 2000 , № 1.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. /Инновационный курс. В 2 кн. – Казань., 2006.
Аронов А.А. Воспитывать патриотов. - М., 2003.
Бублик Л., Арзамаскин Ю. На идеях патриотизма: основные положения исторического опыта воспитания воинов на различных этапах военного строительства России.- Ориентир, 1994, № 2.
Вишневский Ю.Р. Практикум по социологии молодежи.- М.: Социум, 2000.
Военная доктрина РФ.- ОБЖ, 2000, № 7.
Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика.- М., Педагогика, 2006.
Галанин Ю. Еще раз о патриотическом воспитании.- ОБЖ, 2001, № 3.
Гликмай Л.В., Уличев М.В. Программа "Зарница" – воспитание патриотизма через игровые формы. Оборонно-спортивные и туристические игры "Зарница".- Внешкольник, 2000 , № 2.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011 – 2015 г.г".- М., 2011.
Зорькин В. Патриотизм истинный и ложный. - Диалог, 1994, № 9, 10.
Ильин С.К. Сущность и содержание воинского воспитания. Вопросы воинского воспитания. -М., 2000.
Ильинский И.М. Куда идти России.- М.: Голос, 1995.
Киселева Г.В. Наука быть мужчиной: Клуб "Юный патриот Родины" (При центре детско-юношеского творчества г. Владивостока).- Внешкольник, 2001, № 4.
Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма.- Педагогика, 1998, № 5.
Конжиев Н.М. Научно-методические основы военно-патриотического воспитания учащихся средней школы.- М., 2004.
Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.- М., 2006.
Концепция военно-патриотического воспитания молодежи.- ОБЖ, 1998, №7.
Краснов В.Н. Краткая история российского флота.- М., 2005.
Лукашев П.Д. Военно-спортивные игры на местности как средство военно-патриотического воспитания подростков. -М., 2004.
Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи. -М., 2001.
Лутовинов В.И., Синайский А.С. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи.- М., 1998.
Макаренко А.С. Сочинения, Т. 1.- М., 2000.
Макаренко А.С. Сочинения, Т. 4.- М., 2000.
Макаренко А.С. Сочинения, Т. 5.- М., 2000.
Макаренко А.С. Сочинения, Т. 7.- М., 2000.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей.- Л., 1967.
Мочалкин Ю.С. Мы строим Россию. - Образование, 2002 , № 6.
Мочалкин Ю.С. Патриотическое воспитание – вечное веление времени. (Из опыта работы Оренбургского объединения "Подросток"). -Народное образование, 1998, № 9, 10.
Павленко Н.И. Петр I и его время.- М., Просвещение, 2001.
Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии.- М., 1997.
Попцов С.Б. Продуктивное обучение подростков в УДО.- Оренбург, 1999.
Рерих Н.К. О Вечном… Книга о патриотическом воспитании.- М., Политиздат, 2002.
Семакин А. Подготовка молодежи к военной службе – важнейшая задача власти. -ОБЖ, 2000, № 9.
Серых В.Д. Воинские ритуалы.- М.: Военное издательство, 2006.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.- М., 2008.
Хамицев Ю.Ф. Воспитание патриотизма.-Внешкольник, 2001 , № 5.
Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи.- М., 2005.
Госпрограмма – в действии.- Патриот Отечества.- №3.- 2012
Амиров В. Опираться на традиции, видеть перспективу.- Военные знания.-2012.-№ 10.-С.17-18.