СТАТЬЯ МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ФГОС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Пичуева Илонна Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 654
с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического цикла «Хореогрфия»»,
Г.Санкт-Петербург
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ФГОС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Современный урок в условиях ФГОС требует не только предметных, но и метапредметных результатов.
Прежде всего, необходимо разобраться с понятием «метапредметность». "Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью. Метапредметность – это то, что «над» предметом, то, что интегрирует с другими предметами и обыденной жизнью. Безусловно, что метапредметность является одной из важных составляющих современного урока. У учеников появляется возможность расценивать свои знания, полученные в школе, как неразрывное целое, видеть их прикладное значение в жизни.
Английский язык дает хорошую почву для развития метапредметного мышления, более того, учебный предмет «английский язык» метапредметен изначально. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику английского языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на английском языке, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на английском языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе. Различные темы на уроках английского языка хорошо взаимодействуют с темами на других предметах. Ниже предлагаются различные примеры тем подхода на уроках английского языка в рамках метапредметного подхода [1].
Английский и русский язык: заимствования в русском языке из английского. Компаративная лингвистика: сходства и различия языков. Пример упражнения (для учеников начальной школы): найти в повседневной жизни английские слова, которые используются ежедневно, и сделать коллаж.
Английский язык и литература: британский и русский фольклор.
Пример упражнения (для средней школы): прочитать сказки на английском языке и русском, сделать сравнительный анализ.
Английский язык и математика: числительные. Счет.
Пример упражнения (для начальной школы): решить несложные примеры, записать их словами на английском языке.
Английский язык и окружающий мир: Погода. Времена года. Природные явления.
Пример упражнения (для средней школы): Выбрать город, который ученик хотел бы посетить, найти информацию о погоде в этом городе. Разработать проект о климатических условиях в выбранном городе.
Английский язык и искусство: Цвета. Фигуры. Художники. Описание картин.
Пример упражнения (для средней школы): Описать картину известного художника.
Английский язык и информатика: Написание электронного письма
Пример упражнения (для средней и старшей школы): написать электронное письмо однокласснику, отправить на электронную почту. Одноклассник должен найти ошибки в письме, написать ответ.
Английский язык и биология: Животные. Тело человека
Пример упражнения (для средней школы): Подготовить доклад о жизни дикого животного.
Английский язык и география: Англоговорящие страны
Пример упражнения (для средней школы): Сделать проект об одной из англоговорящих стран, сделать географический анализ страны.
Английский язык и музыка: Музыкальные жанры. Великие композиторы
Пример упражнения (для средней школы): подготовить презентацию своей любимой композиции; рассказать, чем она привлекает.
Английский язык, история и обществознание: Политические системы англоговорящих стран и России
Пример упражнения (для старшей школы): провести мини-дискуссию о политических проблемах мира.
Постановка межпредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся являются ведущими приемами обучения иностранному языку.
Результатом такого интегрального подхода в изучении иностранного языка является то, что школа активно формирует личность нового поколения:
- осознающую и принимающую ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- умеющую учиться, осознающую важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
- социально активную, уважающую закон и правопорядок, соизмеряющую свои поступки с нравственными ценностями, осознающую свои обязанности перед семьёй, обществом и Отечеством;
- уважающую других людей, умеющую вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющую правила здорового образа жизни [2].
Таким образом, метапредметный подход необходим в условиях современного стандарта образования, а при изучении английского языка метапредметность не просто необходима, а неизбежна, и этот подход для уроков английского языка приобретает особенную актуальность.Список использованной литературы:
2) Алексеева Н.В. «Метапредметный подход и функции учителя на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»// Электронная газета «Интерактивное образование».2016. URL: http://io.nios.ru/articles2/85/2/metapredmetnyy-podhod-i-funkcii-uchitelya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-usloviyah (дата обращения 19.12.2016)
1) Чехунова И.В. «Метапредметный подход и его реализация на уроках иностранного языка»// Инфоурок. 2015. URL: https://infourok.ru/metapredmetnyy_podhod_i_ego_realizaciya_na_urokah__inostrannogo_yazyka.-332378.htm (дата обращения 19.12.2016)