Уровневая дифференциация как метод достижения необходимых результатов обучения


Уровневая дифференциация обучения – обучение с шансом на успех
А.Б. Гершман,
учитель биологии школы №42
Заслуженный учитель РФ
Н.А. Филиппова,
кандидат педагогических наук,
г. Ярославль
«Ответственность образовательного учреждения
заключается в создании необходимых условий
для успешной образовательной деятельности детей.
Образовательное учреждение обязано гарантировать
шанс на успех каждому ребенку».
Реформы в обществе влекут за собой реформы в школе. Педагогическая наука и практика переходят от модели унифицированного государственно-ориентированного образования к моделям вариативного и личностно-ориентированного образования. В связи с этим проблема дифференциации обучения находится в центре внимания педагогов и ученых, с ее решением связываются обновление и дальнейшее развитие школы, преодоление устаревших методов обучения и воспитания, развитие индивидуальности детей на началах гуманизации и демократизации.
Современные требования к построению учебного процесса выделяют такие важнейшие аспекты образования как продуктивность учебной деятельности, учебная мотивация, учет психофизиологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Реализация этих требований возможна через использование педагогических технологий, опирающихся на стандарты как средство задания учебного результата, через организацию учебной деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения.
Сегодня такие технологии разработаны и находят широкое применение в школах.
Уровневая дифференциация обучения – технология достижения учебного успеха, технология реализации стандартов в учебном процессе, технология адаптации стандартов к ученику и к школе.
Термин “уровневая дифференциация” вошел в педагогический лексикон недавно. Его использование обусловлено некоторыми особенностями нового подхода.
“Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, – объясняет автор технологии В.В. Фирсов, – что уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Именно такой подход приводит к тому, что дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя, и для ученика смысл”.
Учебный процесс в новых условиях строится так, чтобы ученики с разными способностями могли бы испытать учебный успех по каждой теме и по каждому предмету, на каждом уроке.
Уровневая дифференциация – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, а не разделение учащихся на классы по уровням. Отказ от селекции является одним из главных принципов этой технологии.
Принципиальную основу уровневой дифференциации составляют следующие положения:
В требованиях к подготовке учащихся выделяется базовый уровень, задающий обязательные результаты обучения. Обязательные результаты обучения определяются по каждой теме.
Выделенный уровень должен быть реально достижимым, посильным для абсолютного большинства школьников.
Вся система планируемых обязательных результатов обучения (сформулированная в виде конкретных вопросов или заданий) должна быть известна учащимся с самого начала изучения темы и понятна школьнику.
Учебный процесс строится таким образом, чтобы все ученики могли достигнуть обязательных результатов обучения по каждой теме.
Уровень преподавания учебного материала превышает уровень обязательных требований к усвоению материала (принцип «ножниц»). При этом используются доступные способы изложения материала.
Учебно-воспитательный процесс строится на основе уважения к ученику как личности. За ним признаются не только обязанности (в частности, усвоить материал на обязательном уровне), но и права. Важнейшим из них является право выбора – получить ли в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем его освоения.
Реализация принципов уровневой дифференциации в учебном процессе не ограничивает учителя в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям.
Следует отметить, что в условиях уровневой дифференциации обучения психологическая установка учителя новая: “Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”, что ведет к несколько иным методическим действиям учителя.
Во-первых, учителю необходимо перечислить, сформулировать требования к знаниям и умениям учащихся на обязательном (“ученик должен”) и на более высоких (“ученик может”) уровнях.
Во-вторых, в соответствии с вышеназванной установкой выделить этот обязательный для усвоения учебный материал по каждой теме программы и, представив его в виде перечня вопросов и заданий, донести до учащихся.
Приведем примеры описания планируемых результатов обучения.
Планируемые результаты обучения по теме (разделу) могут быть представлены в виде:
Химия (основная школа)
Тема Ожидаемый
уровень
(“ученик может”) Обязательный уровень
(“ученик должен”) Примеры заданий обязательного уровня
Основные представления о строении атома
История создания теории строения атома. Получить представление
о создании
и развитии
теории
строения
атома. __________ Определение числа электронов, протонов, нейтронов в атоме. Научиться
находить
количество электронов, протонов,
нейтронов
в атомах
элементов с порядковыми номерами
от 1 до 20. Определять
число
протонов, электронов и нейтронов в атомах
элементов с порядковыми номерами
от 1 до 20. 1) Напишите число протонов, электронов, и рассчитайте число нейтронов в атомах углерода с массовым числом 12.
2) Химический элемент имеет атомный номер 20. Назовите этот элемент. Напишите число протонов, электронов и рассчитайте число нейтронов в атоме этого элемента.
3) В состав атома химического элемента входит 16 протонов, 16 электронов и 16 нейтронов. Назовите этот элемент.
Изотопы. Получить представление об изотопах. _________ Строение атомов элементов
I – III периодов, калия и кальция. Научиться определять
заряд ядра,
число
электронных
слоев, число электронов на каждом
электронном
слое в атомах элементов с порядковыми номерами
от 1 до 20. Определять
заряд ядра,
число электронных слоев, число электронов на каждом электронном
слое в атомах элементов с порядковыми номерами
от 1 до 20. 1) Химический элемент имеет порядковый номер 11. Напишите:
а) химический знак и название химического элемента,
б) заряд ядра атома,
в) число электронных слоев,
г) распределение электронов по электронным слоям.
2) Химический элемент находится
в III периоде, IV группе, главной подгруппе П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева. Напишите:
а) химический знак элемента,
б) заряд ядра атома,
в) число электронных слоев в электронной оболочке,
г) число электронов на внешнем электронном слое.
Сходство и различие в строении атомов химических элементов, составляющих:
а) один период;
б) одну главную подгруппу ПСХЭ Д.И.Менделеева. Научиться объяснять сходство и различие в строении атомов. __________ Определение числа электронов, протонов, нейтронов в атоме. Научиться находить количество электронов, протонов, нейтронов в атомах элементов с порядковыми номерами
от 1 до 20. __________ География (основная школа)
Тема Ожидаемый
уровень
(“ученик может”) Обязательный
уровень
(“ученик должен”) Примеры заданий обязательного уровня
Рельеф и процессы рельефо-образования. Называть основные формы рельефа планеты.
Раскрывать закономерности размещения основных форм рельефа на Земле.
Иметь представление о внешних и внутреннихпроцессах рельефообразования. Называть основные формы рельефа.
Понимать причины изменения земной поверхности.
Называть по карте основные особенности рельефа территории. 1) Какие основные формы рельефа выделяют?
2) Закончите фразу: «На суше, и на дне Океана выделяются две основные формы рельефа …».
1) Землетрясения относятся к деятельности:
Внутренних сил Земли.
Внешних сил Земли.
Человека.
2) Что повлияло на формирование рельефа описанной ниже территории: «Взгляду открылась равнина, изрезанная многочисленными оврагами и балками».
Древнее оледенение.
Водная эрозия.
Ветер.
1) Используя физическую карту, назовите особенности рельефа Южной Америки?
2) Какое из указанных положений является верным?
В Африке преобладают низменности.
В пределах Австралии горная система расположена на востоке материка.
Равнины Северной Америки находятся на западе материка.
Уровневая дифференциация обучения дает возможность ученику выбрать свой образовательный маршрут и нести личную ответственность за свой выбор. Именно уровневая дифференциация обучения, в силу своей открытости требований на обязательном и дополнительном уровне, показывает ученику минимальный уровень, освоив который он получает положительный результат и если он желает, то может выбирать и более высокий уровень.
Одной из наиболее целесообразных форм контроля и учета достижений обязательных результатов обучения является проведение тематических зачетов. Тематические зачеты являются ориентиром для учителя при составлении списка обязательных результатов обучения по теме, при построении системы проверочных работ, позволяют корректировать учебный процесс в желаемом направлении, являются стимулом к достижению повышенных уровней подготовки по предмету.
В течение 15 лет разработаны тематические зачеты для основной школы по курсам «Растения», «Животные», «Человек» (на базе учебно-методических материалов НПЦ «Образование для всех, Москва).
Приведем пример тематического зачета по курсу «Животные»:
Общие замечания
Материалы сборника могут быть использованы учителями биологии для проверки достижений уровня обязательной подготовки учащихся при изучении курса «Животные», а также – знаний повышенного уровня.
Разработанные учебно-методические материалы по курсу «Животные» обеспечат целенаправленную работу учителя по достижению учащимися требований государственных образовательных стандартов.
Руководители школ могут использовать тематические зачеты по данному курсу для организации и проведения внутришкольного контроля качества знаний учащихся и оценки эффективности работы учителя.
Каждый зачет состоит из обязательной и дополнительной частей. Выполнение каждого задания обязательной части оценивается одним баллом. Выполнение каждого задания дополнительной части оценивается двумя баллами.
Общая оценка выполнения любого зачета осуществляется в соответствии с таблицей, приведенной ниже. Таблица показывает, сколько баллов минимум надо набрать при решении задач обязательной и дополнительной частей для получения оценки “Зачет”, “ 4 ”, “ 5 ”.
Отметка “Зачет” “ 4 ” “ 5 ”
Обязательная часть 12 баллов 16 баллов 17 баллов
Дополнительная часть 6 баллов 8 баллов
Обязательная часть зачетов направлена на проверку уровня обязательной подготовки учащихся по курсу «Животные» в основной школе.
Задания дополнительной части зачетов позволяют выявить знания учащихся по курсу «Животные» на более высоком уровне.

Зачет № 1
Простейшие. Кишечнополостные. Черви. Моллюски.
Обязательная часть
Клетка большинства животных ...
покрыта плотной наружной оболочкой;
не имеет плотной наружной оболочки;
имеет вакуоли, наполненные клеточным соком;
содержит хлоропласты.
Клетка простейших в отличие от клетки многоклеточных животных ...
не видна простым глазом;
представляет собой самостоятельный организм;
выполняет одну из функций живого организма;
покрыта целлюлозной оболочкой.
С помощью жгутика передвигается ...
дизентерийная амеба; В. зеленая эвглена;
инфузория - туфелька; Г. малярийный паразит.
Какое простейшее питается бактериями, водорослями, другими простейшими?
Малярийный паразит. В. Дизентерийная амеба.
Обыкновенная амеба. Г. Зеленая эвглена.
Почему зеленая эвглена может образовывать в своем теле органические вещества из углекислого газа и воды?
Эвглены часто находятся в светлой части воды.
У нее есть светочувствительный глазок.
В ее цитоплазме есть хлоропласты.
Она передвигается с помощью жгутика.
Какой образ жизни ведут губки?
Прикрепляются к водным животным.
Свободно плавают.
Прикрепляются ко дну или камням.
Медленно плывут по течению.
У какого из перечисленных ниже кишечнополостных имеется скелет?
У медузы. В. У актинии.
У коралла. Г. У гидры.
Что такое эктодерма?
Клетки внутреннего слоя.
Клетки, образующие подошву.
Клетки наружного слоя.
Клетки, образующие щупальца.
Гидра защищается от врагов с помощью клеток ...
стрекательных; В. нервных;
кожно-мускульных; Г. промежуточных.
К типу плоских червей относят ...
аскариду; В. дождевого червя;
планарию; Г. перловицу.
Промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью у ...
плоских червей;
круглых червей;
кольчатых червей;
круглых и кольчатых червей.
Непереваренные остатки пищи у аскариды удаляются через ...
кожу; В. рот;
органы выделения; Г. анальное отверстие.
У круглых червей отсутствует:
нервная система;
пищеварительная система;
дыхательная система;
половая система.
Прокладывая в почве ходы, дождевые черви ...
способствуют образованию в растениях органических веществ;
улучшают условия дыхания корней;
влияют на скорость передвижения по растению минеральных веществ;
влияют на скорость передвижения по растению органических веществ.
Непереваренные остатки пищи у дождевого червя удаляются через ...
кожу; В. рот;
органы выделения; Г. анальное отверстие.
Какой из перечисленных признаков свидетельствует об усложнении кольчатых червей по сравнению с круглыми?
Вытянутое тело. В. Кровеносная система органов.
Влажная кожа. Г. Двусторонняя симметрия тела.
Органами дыхания большому прудовику служат ...
только жабры; В. поверхность тела;
только легкое; Г. жабры и легкое.
Каких моллюсков употребляют в пищу?
Полевого слизня и живородку. В. Мидию и устрицу.
Жемчужницу и дрейсену. Г. Большого и малого прудовика.

Дополнительная часть
Почему простейшие не погибают в промерзающих зимой и высыхающих летом водоемах?
Каково значение регенерации в жизни гидры?
В чем заключается приспособленность к паразитическому образу жизни у плоских червей?
Чем отличается пищеварительная система аскариды от пищеварительной системы белой планарии?
Составьте цепь питания, включив в нее дождевого червя.
Чем строение моллюсков сложнее строения кольчатых червей?
Зачеты разработаны таким образом, что обязательная часть каждого зачета, полностью отражает требования к обязательной подготовке по проверяемой теме.
Поэтому для получения достаточно полного перечня тематических обязательных результатов обучения (ОРО) составляется список заданий, аналогичных всем заданиям обязательной части соответствующего зачета.
Следует заметить, что обязательные результаты обучения – это не список заданий, направленных на формирование умений, а набор заданий для оценки их сформированности.
Приведем пример списка ОРО к предложенному зачету:

Список обязательных результатов обучения должен быть открыт для учеников и их родителей. Информированность родителей и учащихся об уровне обязательной подготовки позволяет спроектировать путь по достижению желаемого результата.
Некоторые учителя думают, что обеспечение уровня обязательной подготовки в условиях уровневой дифференциации обучения осуществляется в ущерб более глубокому усвоению материала, в ущерб интересам сильных учащихся, способных достичь значительно большего в овладении школьным курсом. Они считают, что с сильными учащимися базовые знания отрабатывать необязательно. Мы знаем, что никакая творческая инициатива, никакая познавательная самостоятельность не могут быть успешными, если у ученика отсутствует база элементарных умений и навыков. Учитель должен помнить о важности овладения опорными умениями и навыками для всех категорий учащихся. Прочные основы, полученные школьниками, могут только помочь в расширении и углублении познаний, но никак не помешать этому.
Для успешной реализации принципов уровневой дифференциации обучения учителю необходимо хорошо продумать систему тематического планирования, распределить материал по урокам в соответствии с тематическими зачетами, отобрать вопросы и задания для использования при закреплении материала, при проверке изученного, подобрать упражнения для дифференцированного домашнего задания (обязательно для всех, для желающих). При этом цели урока формулируются как ожидаемые результаты. Упражнения подбираются в соответствии с поставленными целями.
Покажем фрагмент поурочного планирования по курсу «Животные» в основной школе на примере изучения темы: Простейшие. Кишечнополостные. Черви. Моллюски.
См. приложение
Разработать такое планирование сразу на весь год трудно, но к началу изучения темы – необходимо. Таким образом учитель продумывает всю систему уроков, разложив весь материал по “полочкам”. Только пропустив через свое собственное творческое сознание каждый зачет, учитель начинает понимать, что он проверяет, как лучше подготовить учащихся к зачету, на какие вопросы особо обратить внимание.
Самое главное, что учитель, разрабатывающий и поурочное планирование, и тренировочные зачеты, составляя раздаточный материал, более четко представляет сущность уровневой дифференциации обучения.
Обеспечив методически новую технологию, мы увидели ее плюсы, подтвердились ожидаемые позитивные результаты.
К основным позитивным эффектам, отмечаемым учителями, относятся большая заинтересованность слабых учащихся к результатам учебы (этот эффект после первого года работы по новой технологии отметило 60% учителей), повышение в целом общего уровня подготовки слабых учащихся (65%), уменьшение тревожности детей, снижение числа стрессовых ситуаций (45%), возросшая адекватность оценки детьми своих возможностей (60%).
Возможно отметить также, что в ходе работы учителя не получили подтверждения тем своим опасениям, которые высказывались ими до начала работы по предлагаемой технологии. Так, подавляющее большинство учителей отмечают, что введение достаточно низкого уровня обязательных требований не нанесло ущерба сильным учащимся: они не перестали стараться (97%); уровень их подготовки в целом либо не изменился (45%), либо даже повысился (52%), их число осталось тем же (62%) или даже возросло (30%).
Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать их пребывание в школе спокойным и комфортным, значительно снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей, перейти к доверительным и уважительным отношениям между ними.
Уровневая дифференциация как методология и технология индивидуализации обучения в массовой школе на основе дифференциации требований к уровню освоения учащимися содержания школьного образования на сегодняшний день может рассматриваться как один из наиболее удачных примеров организации учебного процесса, направленных на достижение планируемых результатов обучения.