Доклад на тему Уровневая дифференциация


«УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ»
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Иозефовская ОШ»Г.М.Петракова
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на разных уровнях.
Концепция уровневой дифференциации – это принципиально новая концепция для нашей страны, Это аналог обучения на основе полного усвоения, которое получило широкое распространение в США, Англии, Австрии, Бельгии,
Бразилии, Индонезии, Южной Кореи, Норвегии и других странах.
Способности ученика определяются его темпом учения при оптимально подобранных для данного ребенка условиях.
Результаты ученых показали, что при правильной организации обучения и, особенно, при снятии жестких временных рамок, около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержания обучения.
При проектировании уровневого учебного занятия нужно учитывать закономерности обучения:
1 этап – понимание. Необходимо, чтобы на этом этапе ученики могли осмысливать учебный материал, осознавать его место в изучаемой теме и делать обобщения;
2 этап – усвоение. Для успешного усвоения материала важны различные виды повторений: текущий, тематический, итоговый;
3 этап – применение. На данном этапе происходит формирование и совершенствование умений, стандартное и творческое применение знаний и умений.
При организации уровневой дифференциации на уроках русского языка нами выделяются три уровня заданий различной степени сложности. Такие уровневые задания предусматривают два важнейших аспекта:
обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками;
обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении. При организации уровневой дифференциации на уроках русского языка предлагаем следующие методические рекомендации.
Проектирование уровневого учебного занятия.
1. Цель для ученика трёх уровней:
репродуктивный;
конструктивный;
творческий.
Цель прописывается как будущий результат, т.е. ученик должен знать, уметь, выполнять, оценивать.
2. Опрос проходит на разных уровнях.
3. Изучение нового материала начинается с высокого уровня. Уровень снижается после определения зоны развития учащихся.
4. Закрепление на уроках изучения нового материала происходит на 1 уровне.
5. Систематизация, комплексное применение знаний – на разных уровнях.
6. Контрольный срез при первичном обучении – на 1 уровне, после уроков комплексного применения знаний – на разных уровнях.
Главнейшие элементы уровневого урока.
1. Уровневая цель.
2. Уровневый тест (диагностика уровня достижения цели).
Определение зоны актуального и зоны ближайшего развития.
1.Выбрать небольшой материал на 7-8 минут базисного характера.
2.Объяснить его.
3.Показать образец применения (гомолог).
4.Самостоятельная работа на 5-7 минут.
Оценка зоны.
1. Если справился с заданием через определенное время без особого труда – зона актуального развития. v 2. Затруднения – зона ближайшего развития.
Варианты самостоятельной работы.
Вариант 1.
1. Дайте определение или сформулируйте (после первичного объяснения).
2. Выполните по образцу (гомолог) (воспроизведение).
Вариант 2.
1. Ответьте на вопрос причинно-следственного характера.
2. Выполните по образцу или в несколько измененной ситуации (понимание).
Алгоритм теста обученности.
1. Выбери, продолжи ряд (различение).
2. Сформулируй, дай определение (запоминание).
3. Отчего, почему, зачем, вследствие чего (понимание).
Перечислим ряд условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации
1) Выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся.
Если цели известны и посильны ученику, а их достижения поощряется, то подросток стремится к их выполнению, т. е. формируются положительные мотивы учения, сознательное отношение к учебной работе; можно привлечь самооценку ученика для организации дифференцированной работы.
2) Наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения. Уровень требования должен быть в целом существенно выше, чем обязательный уровень усвоения материала. То есть уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что , предлагая ученикам одинаковый объем материала, предъявляют различные уровни требований к его усвоению. В силу этого ученик должен иметь учебник, в котором были бы предусмотрены (и явно выделены) все уровни усвоения материала (в том числе и минимально обязательные).
3) В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. То есть не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки, но при этом не следует необоснованно задерживать остальных на этом этапе.
4) Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения как государственных требований, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях. При этом достижении обязательных результатов целесообразно оценивать «зачтено» - «не зачтено», для более высоких уровней целесообразно соответствующую шкалу оценивания (например, отметка «4», «5»).
5) Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах.
По системе уровневой дифференциации я работаю вот уже несколько лет. Много это или мало, чтобы говорить о каких-то серьезных достижениях, не знаю. Но положительные результаты уже есть. О них я хочу рассказать.
Конечно, прежде чем начать работать "по-новому", я долго опасалась: нужно ли это, справлюсь ли? Не могу сказать, что сразу все пошло гладко, что я ни разу ни о чем не пожалела, но все же не разочаровалась.
Одним из главных достоинств технологии УД я считаю возможность ее плавного внедрения. В школе я работаю много лет, уже сложилось определенное "видение" преподавания, свой стиль, и, если честно, было страшновато его разрушать. Но переход на технологию уровневой дифференциации не привел к кардинальным изменениям в моей методике.
Несколько слов о выделении обязательного уровня обучения. Это сразу снизило напряжение в классе. Дети перестали внутренне зажиматься и комплексовать, потому что уровень обязательной подготовки доступен почти любому.
Перед объяснением каждой темы я практически всегда вывешиваю на стенде списки с обязательными результатами: "Ученик должен" и "Ученик может". Дети, которые заранее знают, что они "должны", а что "могут", с большей заинтересованностью подходят к работе на уроке, к выполнению домашнего задания. Если с заданиями обязательного уровня все получилось, ребенок часто хочет попробовать свои силы в выполнении дополнительных заданий. И, вы знаете, нередко слабые ученики успешно справляются с заданиями для сильных ребят.
Самое главное, что ученик перестал испытывать чувство страха, а я, к великой моей радости, больше не чувствую себя "монстром", цель которого - не "научить", а "запугать" ученика двойкой, окриком, вызовом к доске. Дети знают, что если они не справились с зачетом с первого раза, то у них всегда есть возможность пересдать.
Теперь о сильных. Не секрет, что требования родителей и преподавателей к отличникам очень строги. Если ты "пятерочник", изволь прекрасно учиться по всем предметам. Конечно, это приводит к перегрузкам. А самое главное, лишает ребенка возможности проявить свой талант в какой-то одной области знаний. Дети становятся нашим орудием. Повзрослев, они либо теряют интерес ко всему, либо жалеют о потерянном времени.
Нагрузка колоссальная, а толку - чуть
Говоря об уровневой дифференциации, все почему-то перечисляют только положительные черты этой технологии. Открытость оценочных результатов, выделение обязательного уровня и т.д. Все это так, но почему-то никто не упоминает о недостатках УД, о трудностях, связанных с работой по этой системе.
Во-первых, уровневая дифференциация подразумевает индивидуальную работу с каждым ребенком. Для сильных школьников нужно подбирать задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения изученного. Для слабых - задания, способствующие повышению активности в процессе восприятия и осмысления ими нового материала. Естественно, что при такой работе нагрузка учителя возрастает необыкновенно.
Многое меня не устраивает в тематических зачетах. Во-первых, недостаточно иметь по русскому языку всего два варианта зачетов. Приходится очень много времени тратить на составление своих вариантов, ответы с использованием цифр и букв не всегда удачны (с одной стороны, их быстрее и легче проверить, с другой - дети могут списать ответы друг у друга). Иногда дополнительная часть зачета бывает легче обязательной и не соответствует повышенной трудности.
Далее. Считаю, что нельзя уделять внимание только результатам зачета. Далеко не каждый ребенок обладает быстротой реакции. У меня в классе есть мальчишка. Сочинения, стихи, сказки пишет восхитительные, а зачет на "4" пересдает 2-3 раза. Над этим стоит задуматься. Иначе мы придем к шаблонности в обучении.
Обязательная часть зачетов включает в себя слишком много вопросов, которые не всегда поставлены четко и правильно. На выполнение обязательной части заданий ученики расходуют много времени и при этом получают только зачет.
Думаю, что эта технология работает в основном на слабых и средних учеников. Уровень подготовки сильных учеников не снижается, но их число и не увеличивается.