Уровневая дифференциация – технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС на уроках иностранного языка

Уровневая дифференциация – технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС на уроках иностранного языка
21.01.2015г.
         Наше время ставит перед школой задачу – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки и создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создавая такие условия, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом. Современная педагогическая наука утверждает, что обучать надо не всех, а каждого, ориентируясь на особенности личности – особенности его психического развития; уровень его обученности в рамках определённого предмета.  Это утверждение находит отражение в педагогической технологии уровневой дифференциации, на сегодняшний день которая является одной из самых популярных и востребованных технологий обучения.
           По философской основе это - гуманистическая  технология обучения, так как ее фундаментом является система воззрений, признающая ценность человека как личности. По ведущему фактору психического развития данную технологию можно рассматривать как психогенную, потому как результат развития определяется самим человеком, его психологическими процессами самосовершенствования. По концепции усвоения это развивающая педагогическая технология, поскольку организация обучения осуществляется по теоретическому типу, наиболее благоприятному для умственного развития ребенка.  По подходу к ребенку - личностно-ориентированная технология.  По организационным формам технология сочетает в себе и групповое, и индивидуальное обучение, поэтому ее можно отнести к дифференцированной по форме организации учебного процесса технологии.  По категории обучающихся - это технология продвинутого уровня.   Данная педагогическая технология имеет преимущество - данная модель образовательного процесса позволяет четко планировать и отслеживать процесс развития учащихся на каждом уроке.
«Уровневая дифференциация – технология достижения учебного успеха в условиях реализации ФГОС на уроках иностранного языка». Проблема эта очень актуальна. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам,  задачей учителя было, есть  и остается повышение качества знаний по предмету, которого, по моему мнению, нельзя достигнуть без положительной мотивации у учащихся, что является основной педагогической задачей уровневой дифференциации обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Необходимо стараться строить  учебный процесс так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли бы испытывать успех при изучении иностранного языка. Причем все ученики могут достигнуть обязательных результатов по каждой теме.  Что же такое дифференциация? Оно происходит от латинского слова  differentia различие, разделение. Что же разделяется в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но... не любящие математику, физику, химию. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество образовательного процесса, естественно, снизится.
          Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности. При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.
Таким образом, цель дифференциации процесса обучения обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
В работе над данной технологией следует придерживаться следующих правил:
учет индивидуальных особенностей учащихся;
группирование учеников на основании этих особенностей;
вариативность учебного процесса в группах.
         Невозможно строить учебный процесс  без учета индивидуальных способностей детей к учению и  выяснения уровня обучаемости ученика. Поэтому периодически следует проводить диагностику уровня обучаемости.
(хотя бы 2 раза в год).
         Эта диагностика дает возможность выявить уровень, на котором находятся ученики. Без учета уровня обучаемости есть реальная возможность ошибиться в распределении учебной нагрузки на уроках. Для меня знание уровня обучаемости – основное при планировании урока.
        Данные диагностики составляют основу планирования дальнейшей работы. Обработка данных позволяет мне распределить детей по уровневым группам. Руководствуясь полученными данными,  подбираю достаточное количество дидактического материала, поскольку каждый учащийся имеет право выбора уровня своего обучения, а каждый урок строится по принципу разноуровневого обучения. Это прежде всего: умение учителя создать для каждого ученика атмосферу психологического комфорта, когда для каждого ученика создаётся уникальная возможность выбора своей ниши, своего темпа, своего уровня.
         Учителю необходимо психологически подготовить учащегося к работе, вселить в него уверенность в успехе, в необходимости поиска собственного пути познания:
- Не сравнивать детей друг с другом в отношении их успехов в обучении.
- Поощрять любые положительные успехи ребёнка.
- Стараться работать на положительном эмоциональном уровне.
      
Уровневая дифференциация -  организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях: на обязательном (базовом) и повышенном.
Основной принцип этой технологии - предъявление ученику минимальных обязательных требований. Он в традиционной системе представляет, что нужно от него учителю, но это требования на пятёрку. Таким образом, перед учениками становится планка значительно выше, чем многие из них в состоянии перепрыгнуть, а тройка становится чуть ли не преступлением. Сообщая ученику уровень минимальной положительной оценки, мы тем самым определяем некую границу его прав и обязанностей. Ученик знает: это я обязан освоить, а больше – если могу и хочу. Он осознанно выбирает собственный уровень образования, исходя из своих интересов, склонностей, способностей.

Существуют 4 уровня усвоения учебного материала:
1 уровень - ученический. Задания ученического уровня формируют репродуктивные умения в стандартной ситуации. (Правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил и т.д. без собственных комментариев)
2 уровень – алгоритмический. Задания формируют репродуктивные умения в изменённой ситуации (обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных ЗУН).
3 уровень – эвристический. Задания формируют исследовательские умения в нестандартной ситуации.
4 уровень – творческий. Задания рассчитаны на формирование творческих умений.
Третий и четвертый уровни обеспечивают осознанность системность и прочность знаний.
Начиная только с эвристического уровня ученик должен получить оценку «5». Уровневые задания позволяют комплексно выявлять результаты обучения и развития школьников.
При использовании разноуровневых заданий учащиеся самостоятельно регулируют свой индивидуальный темп работы. Выполнение заданий начинается с ученического уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Оценку «3» получают учащиеся, которые выполнили задания первого и 1 – 2 задания второго уровня. Оценку «4» получают учащиеся, которые выполняют задания первого, второго и 1 – 2 задания третьего уровня. Оценку «5» получают учащиеся, выполнившие все задания 1 – 3 уровней. За выполнение четвёртого творческого уровня оценка ставится дополнительно. Разноуровневые задания, рассчитанные на 25 – 35 минут, желательно выполнять на уроках закрепления, повторения и обобщения знаний. Целью данной работы является проверка усвоения материала по отдельным темам и разделам, а затем составляется мониторинг для того, чтоб ученик видел результаты своей работы и ликвидировал пробелы в знаниях.
Технология уровневой дифференциации способствует решению задач современного урока:
- гарантирует стопроцентное достижение цели обучения по всем темам, хотя бы на обязательном ученическом уровне;
- обеспечивает развивающий принцип обучения учащихся за счёт выполнения заданий более высокого уровня усвоения.

Постоянный анализ результатов усвоения материала, позволит уяснить, что под силу нашим ученикам, что и нам надо корректировать.
Учебный процесс строится так, что все ученики с разными способностями и подготовкой испытывают успех при изучении иностранного языка. Причем все ученики достигают обязательных результатов обучения по каждой теме.
        Применение технологий уровневой дифференциации на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей, что соответствует требованию современного урока.
15