Индивидуальный образовательный маршрут ученика 1 класса

Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 1 класса Иванова Ильи
на 2 и 3 четверть 2015-2016 уч.г.

Илья поступил в школу в возрасте семи лет. Для ребенка характерны повышенная утомляемость, неустойчивое внимание. Учебная мотивация невысокая. Работоспособность на уроках низкая, не может длительно сосредоточить своё внимание на изучаемом материале, постоянно отвлекается. Выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. С первых недель обучения у ребенка трудности формирования зрительного образа буквы, которые связаны с недостаточной сформированностью зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Не понимает разделение звуков на гласные и согласные, мягкие – твердые. Делит слова на слоги и ставит ударение произвольно, не задумываясь, правильно сделал или нет.
Проблема: трудности формирования навыков чтения.
Цель: коррекция трудностей в обучении чтению
Задачи:
Развивать фонематический слух и зрительную память.
Работать над звуковым анализом слов по алгоритму, используя звуковые модели слов
Создать условия для запоминания печатного образа буквы

Отработать:
Умение определять количество звуков в словах и их последовательность;
Определять количество слогов в слове;
Определять место ударения в слове;
Определять количество слов в предложении и границы предложения.
Продолжать работу по обогащению словаря с опорой на жизненный опыт ребёнка, занятия по развитию речи.
5.Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами

6.Создать ситуацию успеха, наиболее эффективный стимул познавательной деятельности.

Направления коррекционной работы
1. Сенсомоторное развитие:
развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
развитие тонкости и дифференцированного анализа зрительно воспринимаемых объектов;
развитие тактильных ощущений;
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам
2. Формирование пространственных представлений:
формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3. Развитие мнемических процессов:
тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).
4. Формирование функции планирования и контроля собственной деятельности:
формирование умения ориентировки в задании;
формирование умения планирования этапов выполнения задания;
формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).
5. Формирование навыка чтения.
Средства: заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
На каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений . Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.
Формы реализации образовательного маршрута.
Данная программа будет реализована на уроках и во внеурочное время. Планируемые сроки реализации программы: октябрьфевраль с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут (40 занятий)
1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Организация учебного взаимодействия с одноклассниками: работа в паре с учениками, успешно усваивающими данный предметный материал; во время дифференцированной работы участие в группе учащихся с аналогичной проблемой.
2.Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа помощи в домашнем чтении.
3.Индивидуальные занятия ( УМК «Перспективная начальная школа»)
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности

1
Слово
2
Закрепление понятия «слово», его условно-графической записи; коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.

2
Предложение
2
Закрепление понятия «предложение»; составление предложения из двух-трех слов; коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

3
Звуки
3

Различение звуков окружающей действительности , выделение первого звука в слове; закрепление понятия «гласный звук» и «согласный звук»; коррекция слухового восприятия.

4
Слог – часть слова
1
Деление двусложных слов на слоги; развитие речи учащихся

5
Буквы и звуки.

27
Гласные звуки и буквы: а, о, и, у, э, ы
Сонорные согласные и й
Звонкие, глухие согласные.
Двузвучные гласные е, л, я, ю
Шипящие согласные
Буквы ь, ъ

6
Игры с буквами.
На каждом занятии
Лепка буквы из пластилина.
Вырезание буквы по контуру.
«Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
Выкладывание букв из ниток.
Выгибание букв из проволоки.
Буквы из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, пуговиц
Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

7
Работа со слогами
На каждом занятии
«Слоговые дорожки»
Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т. д.
«Узнай буквы и составь слог»
«Цветы» (чтение слогов на лепестках)
«Слова рассыпались на слоги»
«Соедини слоги в слова»
«Забей мяч в ворота»
Упражнения в делении слов на слоги.
9. Цветовая маркировка слогов..
10. Упражнения по делению слов текста на слоги.
11. Чтение слоговых таблиц
12. «Какой слог лишний» -
13. «Какого слога не стало»
14. «Подскажи конец слова» -
15. Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги с картинками).

8
Работа на уровне слов, предложений. Автоматизация слогослияний. Совершенствование техники чтения.
5
1. Чтение слов, отличающихся одной–двумя буквами.
2. Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.
3. Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой.
4. Чтение форм одного и того же слова.
5. Чтение однокоренных слов.
6. Составление слов из слогов
7. Работа с рифмованными текстами
8. Чтение «зашифрованных» слов с использованием наглядности.
«Расставь слоги по порядку», «Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»





Учитель Сучкова Е.Н.




15