Бессоюзная связь между частями сложного предложения. Бессоюзное сложное предложение


Приложение 1
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Учитель: Алейникова Светлана Юрьевна
Предмет: русский языкКласс: 5Автор УМК: М. М. РазумовскаяТема урока: Бессоюзная связь между частями сложного предложения. Бессоюзное сложное предложениеТип урока: урок открытия новых знаний Цель: Создание условий для формирования понятия «бессоюзное сложное предложение» Задачи: 1. Формирование умения различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила постановки знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях. 2. Развитие памяти, внимания, речи, регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция), познавательных (анализ, выделение существенных признаков, формулировка выводов), коммуникативных (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия) универсальных учебных действий. 3. Воспитание толерантности, коммуникативной культуры нравственных качеств личности через коллективную работу и работу в группах.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организа ционный момент Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. Включение в деловой ритм урока. Подготовка к работе Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
II. Языковая разминка Наблюдение за языковым материалом.
1. Словарная работа: записать слова, образовать форму мн. ч., поставить ударение
Договор - …, шофёр - …, торт - ….., бант - …
- Какую закономерность в образовании мн. ч. и постановки ударения вы заметили?
2. Собрать пословицы, прокомментировать (листы на доске)
3. «Прохлопывание» знаков препинания в предложениях:
-Ребята, давайте жить дружно!
-Природа даёт нам разные лекарства: травы, минеральную воду, соки. Выполнение задания, формулировка вывода
Расположение слов в нужном порядке, объяснение смысла.
Восприятие предложений на слух, анализ, объяснение постановки знаков препинания. Познавательные: умение анализировать, конструировать, устанавливать закономерности.
Коммуникативные: владение монологической речью, умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: нравственно-этическое оценивание.
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания
Создание условий для актуализации знаний учащихся по теме «Сложное предложение». Выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.
1. Работа с предложениями:
Стоит в лесу тесовый дом, а в нём живёт весёлый гном.
Он кормит белок шишками, за стол садится с мишками.
-Придумайте задания и вопросы к этим предложениям.
Формулирование задания класса
2. Работа со схемами:
выбрать из текста домашнего упражнения (514) предложение, соответствующее схеме ССП (Стоит в лесу…);
нарисовать схемы других ССП из домашнего упражнения.
Один ученик пишет у доски
Коллективное обсуждение. Выбор самых интересных заданий.
Выполнение задания (2 человека – у доски, остальные – самостоятельно в тетрадях)
Нахождение соответствий между предложениями и схемой.
Самостоятельная работа. 1 человек работает за планшетом. Познавательные: умение извлекать, сопоставлять информацию из одного вида в другой (вопросы, схемы, текст); умение анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.
Коммуникативные: структуирование знаний; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
IV. Постановка основного вопроса урока
Подведение учащихся к формулировке проблемы урока.
-Сформулируйте основной вопрос урока, рассмотрев схему:
( ), ( ), ( ).
Обращение к слайду №2.
Формулирование вопроса (Как называются сложные предложения, в которых нет союзов?) Регулятивные: умение высказывать предположения на основе наблюдений; умение формулировать вопрос (проблему) урока.
V. Открытие новых знаний
Создание проблемной ситуации, условий для обсуждения затруднений, проговаривания темы урока, постановки целей урока.
1. Слайд №3. Задание: прочитать предложения
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.
-Какие это предложения по структуре?
-При помощи каких средств соединяются?
-При помощи чего разделяются?
-Встречались ли с такими предложениями в начальной школе?
-Объясните, почему они получили такое название.
-Как соединяются части БСП?
-А как разделяются?
-Есть ли что-то новое в схемах?
-Запишите тему.
2. Слайд №4.
-Представьте информацию о постановке знаков препинания в сложном предложении в любом удобном для себя виде (ключевые слова, вопросы, схемы-опоры, алгоритм, условные обозначения и т.д.)
3. Наблюдение за характером связи частей сложного предложения: выписать СП, составить схемы (упр.508)
-Сочинительная или бессоюзная связь между частями предложений?
-Какие средства соединяют части сложных предложений?
Физкультминутка с использованием ИКТ
Наблюдение, коллективное обсуждение
Объяснение названия с помощью морфемного анализа (бес/союз/н/ые)
Формулирование темы и целей урока
Коллективное составление алгоритма по постановке запятой в сложном предложении
Самостоятельная работа по вариантам.
Проверка: 1 варианты собираются и проверяют по образцу ученика, выполнившего первым, так же и 2 варианты, затем садятся по местам Регулятивные: умение искать пути решения проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью; умение прогнозировать корректировать свою деятельность; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления.
Коммуникативные: умение сотрудничать в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
VI. Первичное закрепление. Развитие учебно-языковых и правописных умений
Развитие умения различать БСП и ПП с однородными членами без союзов, пунктуационно оформлять их, составлять схемы БСП.
Задание: из простых предложений построить сложные, составить их схемы. Индивидуальная работа: нахождение БСП, составление схем.
Самостоятельная работа: определение вида предложений (БСП, ССП, ПП)
Конструирование БСП из смысловых отрезков – простых предложений, определение их смысловой последовательности. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать закономерности, делать выводы; умение конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать модели.
Коммуникативные: умение свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения.
VII. Итог. Рефлексия деятельности
Фиксация нового содержания, изученного на уроке.
«Ромашка»
-Чем отличается ССП от БСП?
-Что удалось на уроке?
-Что было самым интересным?
-Какие трудности встретились?
-Что помешало выполнению заданий?
-Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? Оценивание своей деятельности на уроке и деятельности других. Регулятивные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности; умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
VIII. Домашнее задание
Упр. 507 или составить 5 предложений соседу по парте для постановки знаков препинания и составления схем.