Конспект урока русского языка на тему Виды сложноподчиненных предложений


Урок русского языка по теме: "Виды сложноподчиненных предложений"
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: исследование языкового материала.
Цели:
совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий;
воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю и самопостижению.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
Мотивация учащихся (0,5 мин). Слайд1 Посмотрите внимательно на примеры, приведённые на слайде.
Определите тип придаточного предложения.
1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю (определительное – пора какая?).
2. Она не любила, когда ее тревожили утром (Д. Мамин-Сибиряк) (изъяснительное – не любила чего?).
3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены (Г.Успенский) (тогда- когда? - обстоятельственное времени).
4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов) (обстоятельственное условия – было бы смешно при каком условии?).
Определите тип придаточного, в чём вы испытали затруднение? Какой вывод можно сделать? Какова тема нашего урока? Какой навык мы должны совершенствовать? Слайд2
Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:
- знать виды СПП и виды придаточных предложений,
- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,
- различать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова.
3.Выберите правильный ответ.(Слайд3). Тест с взаимопроверкой.
№ 1. Подчинительные союзы бывают:
1) изъяснительные;
2) определительные;
3) обстоятельственные места.
№ 2. Всегда присоединяют союзными словами придаточные предложения:
1) изъяснительные;
2) определительные;
3) обстоятельственные.
№ 3. Укажите союз, не употребляющийся в придаточных уступительных:
1) пусть, пускай;
2) хотя;
3) несмотря на то что;
4) с тем чтобы.
№ 4. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных условия:
1) в то время как;
2) потому что, ввиду того что;
3) если, раз, если - то;
4) чем - тем.
№ 5. Укажите союзы, употребляющиеся в придаточных причины:
1) так что;
2) для того чтобы, чтобы;
3) вследствие того что, потому что, так как;
4) пока, с тех пор как.
3.Фронтальный опрос.
1. Из каких частей состоит СПП?
2. Чем присоединяется придаточное предложение к главному?
3.Чем отличаются союзы и союзные слова?
Союз Союзное слово
1. Не может быть выделен логическим ударением.
2. Можно заменить другим союзом.
3. Иногда союз можно опустить.
4. Не является членом придаточного предложения 1. Произносится с ударением, обычно выделяется и логическим ударением.
2. Можно заменить другим союзным словом или тем словом главной части предложения, к которому относится придаточная часть.
3. Союзное слово нельзя опустить.
4. Является членом придаточного предложения
Какие части речи выполняют функцию союзных слов?
4.Работа по карточкам у доски, а класс в тетради.
ДЛЯ КЛАССА. Перестройте данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены синонимичными придаточными предложениями.
1) С наступлением осени многие птицы улетают на юг.
2) Газеты писали о строительстве новой школы в нашем районе.
3) Брат не пошёл на тренировку из-за болезни.
4) Мастер наблюдал за работой молодого слесаря и что-то записывал себе в блокнот.
5) При наличии запасных деталей ремонт машины будет произведён в срок.
КАРТОЧКИ.
Карточка 1
Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному, определите их тип, выполните указанные виды разбора. Запишите, расставляя знаки препинания.
1) Книги надо читать так
2) Молодые берёзки ... шелестят своей зелёной листвой.
3) В походе легче тому
4) ... я непременно побываю в краеведческом музее.
5) Там на реке ... выросла электростанция.
Карточка 2.
Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.
(И. П. Павлов)
Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, укажите вид сложноподчинённых предложений, выполните морфологический разбор слова вами.
Так что нужно сделать, чтобы правильно определить вид придаточного предложения? Давайте составим алгоритм. Словарная работа. Что значит слово «алгоритм»?
Алгоритм - совокупность действий, правил для решения данной задачи(Словарь С.И. Ожегова).
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм выведен на рабочий стол индивидуального компьютера) :
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу определить вид придаточного предложения.(раздам на парту)
5. Графический диктант.
1) Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
2) Дерзать надо смолоду, пока есть силы, пока есть свежесть мироощущения, и не надо бояться трудностей и даже ошибок. (П. Проскурин)
3) Где-то за садом несмело, там, где калина цветёт, нежная девушка в белом нежную песню поёт. (С. А. Есенин)
4) Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все золотые или красные. (А. П. Чехов)
5) Когда дует ветер и рябит воду, то становится и холодно, и скучно, и жутко. (А. П. Чехов)
6) Медведь остановился на опушке, там, где только что стоял лось. (В. Полевой)
6. Работа с учебником(дифференцированная).
Упр. №229, 230
7.итог
7.дз 1.найти 10 СПП в романе «Евгений Онегин», определить тип придаточного, сделать вывод;
2.упр.232
3.сочинение-миниатюра по картине А.А. Пластова «Сенокос».
Литература.
С.И. Львова Русский язык, 9 класс, изд. «Мнемозина», 2012
Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 2011.