Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них.


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и пунктуация в них.
Тип урока: комбинированный класс: 9
Цели и задачи урока:
дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;
познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;
научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;
повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.
Подготовка к ОГЭ ( работа с текстом к сочинению-рассуждению), работа по зад. 13 ОГЭ
Обеспечение: тетрадь, учебник, компьютерная презентация, видеоурок
Раздаточный материал: текст, творческое задание (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и с таким настроением проведём наш урок. Мне хочется, чтобы вы были внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.
II. Повторение
1) “Восстановление слепой схемы”

2) Вопросы
- Что называется предложением?
- Чем сложные предложения отличаются от простых? (В простых предложениях- одна грамматическая основа, в сложных две и больше).
- В зависимости от наличия или отсутствия союзов на какие две группы делятся сложные предложения? (Союзные, бессоюзные).
- Какими бывают союзные предложения? (Сложносочинённые и сложноподчинённые).
- Как отличить ССП от СПП? /Части сложносочинённого предложения равноправны, сложноподчинённого неравноправны - одна часть (придаточная) зависит от другой(главной)/.
- Назовите 4 основных вида придаточных предложений. (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные).
- Как определить вид придаточного присоединительного предложения?
Проверка Д/З упр 190
1) Мотивация
Счастье нематериально: это состояние души. Случается, что человеку даётся всё: здоровье, материальный достаток, хорошая семья, казалось бы: живи и радуйся, а он все равно несчастлив, не ценит все это и все время чем-то недоволен. Итак, счастье не очень-то зависит от материальных условий жизни, оно находится внутри самого человека, в его собственной душе.
Притча “Три представления о счастье”
Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье — это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье — семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
— Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
— А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.
2) Творческая работа. Составить СПП с разными видами придаточных на тему счастье.
1 Определительное Человека, который…., можно назвать счастливым.
2 Изъяснительное Счастье в том, чтобы….
3 Места Человек может быть счастлив только там, где….
4 времени Человек счастлив, когда он….
5 Цели Чтобы быть счастливым,…..
6 Следствия …., так что я счастливый человек.
III Объяснение нового материала.
Слово учителя. До сегодняшнего урока мы с вами говорили о СПП, состоящих из одной главной и одной придаточной части. Такая форма является наиболее типичной для СПП, наиболее распространенной в устной и письменной речи.
Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока
Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
зад.13 ОГЭ (видеоурок)
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения 
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

СПП с придаточными причины и изъяснительным
Работа с учебником: чтение правила на стр.86.  Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
В каком случае запятая между ними ставится?
Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК
Знаки препинания при стечении союзов
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), [ ], (которых…).
СПП с придаточными определительным и времени
Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд17)

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени
Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (Слайд 20)

При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ], (когда…), (…), (…).Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
[ ], (когда…), (когда…), (когда…).
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 22)
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы (Слайд 23-24)
Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

IV. Закрепление. Упр 201 1-4 предложения
Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения
1. [ ], (как…), (как…), (как…).
Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)
2. [ ], (когда…), (чтобы…).
Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)
3. (Когда…), [ ], (…которого…).
Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)
4. [ ], (что…), (которые…).
Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)
5. (Когда…), [ ], (хотя…).
Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)
6. [ ], (что…), (чтобы..).Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение)
Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)
V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. 
-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.
- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?
VI. Рефлексия. 
VII. Домашнее задание. Упр 201до конца, упр 202с. 86-87 учить
Литература
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс – М.: ВАКО, 2008
Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2006 т- М.: Федеральный центр тестирования, 2006
Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004
Приложение 1
Притча “Три представления о счастье”
Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье — это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье — семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
— Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
— А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное — новых людей.
2) Творческая работа. Составить СПП с разными видами придаточных на тему счастье.
1 Определительное Человека, который…., можно назвать счастливым.
2 Изъяснительное Счастье в том, чтобы….
3 Места Человек может быть счастлив только там, где….
4 времени Человек счастлив, когда он….
5 Цели Чтобы быть счастливым,…..
6 Следствия …., так что я счастливый человек.